Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Это интересно

АЙБЕК И ЕГО РОМАН "НАВОИ"

Каждый из этапов развития узбекской литературы имел свои особенности. Послевоенная литература стала более разнообразной по тематике, освоила новые жанры. В результате развития малых прозаических форм писатели накопили огромный художественный и эстетический опыт. Новой фазой художественного осмысления явления широкой типизации образов стал роман. В нем писатели стремились отразить общие закономерности развития общества. Одним из таких писателей стал Муса Мухаммед, сын Ташмухаммеда, который вошел в историю узбекской литературы под псевдонимом Айбек.

Айбек начал писать стихи еще в годы учебы. Круг его поэтических тем был широк. Его поэтическое творчество было преддверием к раскрытию большого таланта, проявленного в прозе. В 1940 году им было написано одно из крупнейших произведений узбекской литературы - роман "Священная кровь".

Еще в 30-40 годы Айбек работал над образом одного из карефеев мировой литературы, поэта, мыслителя и политического деятеля XVвека Алишера Навои. Свое желание он осуществил в 1944 году.

Айбек тщательно просмотрел архивный материал. Чтобы проникнуть в тайники души своего гениального героя, он изучил все его творения. Перед автором романа стояла очень трудная задача. Величие образа могло превратить роман в сказ о поэте, философе, визире, но этого не случилось. В романе движущей силой истории выступает народ. В этом еще раз проявляется новаторство Айбека. Композиция романа построена несколько необычно. Образ поэта не сливается с основным сюжетным стрежнем, хотя остается в центре внимания читателя.

Навои живет интересами общества, заботится о людях, решает большие государственные проблемы. Он прилагает огромные усилия, чтобы оградить страну от разорения. Даже будучи в преклонном возрасте и больным, он разъезжает по ставкам враждующих сторон, чтобы разрядить конфликты, не дать разгореться войне, оградить страну от распрей.

Алишер Навои способствует строительству больниц, приютов, мечетей, дорог и домов. Он окружает заботой и вниманием ученых, поэтов и других служителей искусств. Навои успевает побывать всюду, поговорить с людьми, вникнуть в их нужды.

Но деятельность А. Навои многим не нравится. За его спиной враги плетут интриги, стараются оклеветать его в глазах правителя. Однако Навои, невзирая на это, преодолевает все невзгоды и сохраняет величие духа. Он обладает мудростью государственного деятеля, о чем не отрицают даже его враги. К голосу Навои прислушивается сам правитель, но поэт никогда и ни при каких обстоятельствах не злоупотребляет своим положением. Навои представлен в романе уже известным поэтом. На страницах романа перед читателями проходят события, к которым имеет отношение Навои и через эти события выявляются черты его характера. Он часто смягчает жестокость правителя, предупреждает бедствия.

Вместе с тем, с великолепным портретом своего главного героя - Айбек писатель создал ряд других цельных характеров. Роман построен так, что все события в нем проходят через восприятия героя, в отношениях которого к тому или иному явлению раскрываются его идеалы, его мысли и мироощущение.

Вот, например, что он говорит в беседе своему другу Ходже Афзолю: "В Хоросане нужно создать такую жизнь, которая была бы примером для других народов… Доколе люди будут пребывать в пустыне дикости? Человек должен жить благородной, чистой, красивой жизнью. Если люди, облаченные властью, станут заботиться о народе, то ржавчину жизни можно превратить в золото".

Навои считал, что его идеалы должны превратить в жизнь справедливый государь, каковым он считал своего друга детства Хусейна Байкару, на которого он одно время имел большое влияние. Это заблуждение Навои соответствовало идеалам того времени, имело историческое оправдание.

Нельзя сказать, что Айбек вообще не принимает во внимание развитие характера Навои, не стремиться проследить за его эволюцией. В начале романа, например, Навои восторженно говорит о тех задачах, которые необходимо решить, чтобы создать для народа мир покой и благополучие. Но сталкиваясь с жестокой действительностью, порою доходящей до отчаяния, так как начинает понимать, что для этого недостаточно одних желаний.

Его полный горечи совет Хусейну Байкаре звучит диссонансом той беседы, которая приведена выше. Он предупреждает правителя: "Подле вас есть беки и военачальники с возвышенными помыслами, есть благородные, знающие дело слуги, но есть и такие люди, которые стремятся, подобно смертному вихрю, сорвать цветы с дерева государства. Все они устремили взоры на города и области, сердца их полны не любовью и преданностью, а страстью к золоту и серебру. Им недостаточно шитой золотом одежды, золотой и серебряной посуды - им нужно, чтобы и подковы на сапогах у них тоже были из золота.

Смятение в душе поэта к концу жизни хорошо иллюстрирует его беседа с друзьями: "Если вы мысленно бросите взгляд на картину веков и столетий, то увидите, сколь прихотлива история. В определенные эпохи у государств есть своя особая жизнь, подобная жизни героев и миродержавцев. Мужи воздвигающие великолепные здания истории, льют рекой кровь, но в конце концов погибают, наказанные за пролитие одной капли. Ни от них, ни от жизни не остается следа… Боюсь, как бы нам не пришлось встретиться с такими бедствиями".

Параллельно с развитием образа Навои в романе показана эволюция образа Хусейна Байкары. В начале, правитель часто прислушивался к голосу Навои. Очень часто его советы помогали ему стать на разумный путь. Но постепенно растет подозрительность Хусейна к своему советнику. Этому способствуют враги поэта в свите хана. Хусейн Байкара выведен в романе как личность сильная и незаурядная. Если он прислушивался к словам Навои, то потому, что видел в них пользу для своих устремлений создать сильную власть в стране.

В финале романа появляются отрицательные черты характера надменного правителя. По наущению врагов Навои он даже удаляет поэта из столицы. В последние годы жизни Навои отошел от государственных дел и целиком занялся литературой и наукой.

В. СТАРШИКОВ.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO