Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Это интересно

ЗДРАВСТВУЙТЕ ВАМ!

Каждый из нас пользуется такими прекрасными "волшебными словами" русской речи, как "здравствуйте", "спасибо", "извините", "пожалуйста". Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься. И только ли "волшебные слова" позволяют людям правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным?
Конечно, не только они. Стоит внимательно присмотреться к речи, как мы обнаружим в ней немало других этикетных средств, то есть слов и оборотов речи, которые произносят, подчиняясь этикету - принятым правилам поведения.
Речевой этикет - один из важных элементов человеческой культуры. Речевой этикет тесно связан с неречевыми особенностями поведения. Так, например, приветствуя друг друга, мы не только говорим "Здравствуйте!", "До свидания!", но и обмениваемся рукопожатиями, машем друг другу рукой и т.д.
Вежливость - главный способ применения этикетных формул. У вежливости и невежливости есть многочисленные степени и оттенки. В русском языке они обозначаются такими словами, как "вежливо", "невежливо", "корректно", "учтиво", "галантно", "заносчиво", "высокомерно", "грубо", "спесиво", "манерно", "церемонно" и т.д.
Чтобы объяснить то, насколько общение людей сегодня насыщено правилами этикета, мы поговорили с руководителем городского центра духовности и просветительства Рихси Нурматовной БЕКБУТАЕВОЙ:

- Если бы нам удалось заглянуть "по ту сторону" вежливости, мы, несомненно, прочли бы "на обороте": достоинство, - говорит Рихси Нурматовна. - Потому что место, роль, на которые претендует человек, то есть его представление о ценности собственной личности в обществе, - это и есть достоинство. На достоинство человека, на то, чтобы не унизить, не оскорбить его, ориентируется вежливость.

Невежливым обычно является то этикетное действие, которое отводит адресату роль ниже, чем положено ему в соответствии с принятой в данном обществе системой ценностей. Тогда вежливым этикетным действием можно назвать то, которое отводит адресату место (роль) не ниже, чем положено ему в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями.

Только демократичное общество, подлинно свободное от социального неравенства, дает каждому своему члену равное право на достоинство. Превратит ли он это право в действительное достоинство, зависит от многого и прежде всего - от личных моральных качеств человека, от того, на что направлены его действия в обществе, насколько все его поведение соответствует принятому в обществе представлению о достойном. Поэтому достоинство нельзя получить, как подарок в день рождения, его нужно утверждать самому.

Приветствие - один из самых важных правил речевого этикета, - утверждает Рихси Нурматовна. - С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между людьми. Поэтому не владеть правилами приветствия - это значит быть всем чужим, не уметь общаться. С приветствия начинается общение. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем этим свое знакомство и выражаем желание продолжать его. Нас беспокоит, когда хороший знакомый, проходя мимо, только слегка кивает головой или вовсе не замечает нас. Ведь перестать здороваться - означает прервать добрые отношения, прекратить знакомство! И наоборот: здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались и не были знакомы, мы выражаем доброжелательное к нему отношение и намерение вступить в контакт. Поэтому, входя в учреждение, сначала здороваются и только потом начинают излагать свое дело. Приветствие связывает нас друг с другом, укрепляет контакты, приближает к радости человеческого общения.

Самый общий принцип применения правил этикета - это вежливость, доброжелательность. Поэтому, пожалуй, ничто в человеческом поведении не сочетается с ними так часто, как доброжелательная улыбка. Конечно, улыбка - совершенно естественное, биологическое проявление чувств. И все же, люди, относящиеся к разным культурным зонам, улыбаются по-разному и неодинаково "пользуются" своими улыбками. Однако при всех различиях улыбка - одно из главных выражений человеческого контакта, доброжелательности, участия. Это то, чего мы более всего ищем в лице собеседника, то, чего так не хватает современным людям в повседневной жизни.

Добрая улыбка - символ человечности и согласия, спутник общения, признак вежливости и воспитанности.

Д. ИМИНОВА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO