|
АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Хива - один из древних городов Узбекистана и Центральной Азии. Как и весь Хорезм в начале XIII столетия он подвергся нападению монгольских ханов. В период подъема золотоордынского Ургенча, который в XIV веке становится одним из самых обширных и цветущих городов Центральной Азии, Хива входит в орбиту внимания ургенчских правителей. В ней осуществляется новое строительство, запечатленное в некоторых дошедших до наших дней памятников архитектуры. В XV веке Хива хорошо укреплена; в 1463 году ее тщетно пытается взять приступом тимурид Султан-Хусейн Байкара.
Политическое значение Хивы возрастает с XVI века, когда она становится главным городом над пятью другими укрепленными городами Южного Хорезма, именовавшейся Беш-Кала ("Пять укреплений") - имеются ввиду Харасан, Ханках, Новый Ургенч, Кят и Шахабад. Однако вследствие бесконечных войн, междусобиц, голода, и, наконец, чумы в XVIII веке Хива становится центром самостоятельного Хивинского ханства и жизнь в ней замирает. С приходом в начале XIX века к власти ханов из династии Кунградов и известной стабилизации положение меняется. Весь XIX век проходит в Хиве под знаком бурного строительства. Архитектурный облик Хивы в сущности представляет целостный и компактный архитектурный ансамбль, подобного которому в Центральной Азии нет.
В силуэте Хивы господствует ее изначальное историческое ядро - Ичан-Кала, обнесенная крепостными стенами. Почти в центре Ичан-Калы располагается многоколонная Джума-Мечеть. Еще одним древним архитектурным памятником Хивы является мавзолей над погребением видного местного шейха Сейида Алауддина.
В XVI и начале XVII века в Хиве было возведено несколько монументальных зданий Медресе Араб-Мухаммеда ( 1616 г.) Мечеть и бани Анушахана (1657 г.), Медресе Хурджум (1688 г.), Медресе Шаргизихана (1718-1720г.г.), но на этом строительная деятельность в городе замирает почти на столетие.
С приходом к власти Кунградских ханов, начинается бурный подъем строительной деятельности. На протяжении конца XVIII и первой половины XIX века возводится множество монументальных сооружений. Среди сохранившихся памятников этой поры особенно примечательны: застройка Куня-Арка, архитектурные ансамбли зданий у восточных ворот Ичан-Калы, у ворот Палван-дарваза, здание медресе Кутлуг-Мара-динак, Караван-Сарай, мечеть и минарет Сентбая, Ак-мечеть, медресе Мухам-мед_Алин-Хана с минаретом Кальта-Минар, медресе Абдулла-хана и другие.
Монументальная архитектура Хивы XVI века синтезирует две тенденции. Одна берет свое начало от классических традиций средневекового хорезмского зодчества, другая от тех живых народных истоков, которые проявились в практике жилого строительства. Народная память и мастерство стойко сохранили и пронесли через годины бедствий приемы и навыки орнаментального искусства. Оно умеренно вводилось в убранство жилых домов и с исключительной щедростью - в архитектуру хивинских дворцов и иных парадных сооружений. В оформлении стен и парадных залов использовали резной, с окраской ганч. В украшении стен, но особенно потолков, применялись многокрасочные росписи. В облицовку стен нередко входили изразцы. Хивинские мастера отлично владели искусством построения геометрического орнамента, но предпочитали стилизованно-растительные мотивы, придерживаясь в этом стародавней хорезмской традиции.
Хива - это сложный и целостный архитектурный организм, оформившийся в том виде, в каком мы его воспринимаем в наши дни на протяжении двух столетий можно было бы уподобить его густокронному дереву, дающему в процессе роста все новые ветви и отводы, в свободно-асимметричном расположении которых есть и система и свой ритм. Хивинский архитектурный заповедник Ичан-Калу можно сравнить с опустевшим кинопавильоном, то с покинутым городом, где бродят тени ушедших веков. Но сегодня древняя Хива живет своей особой жизнью. Быт обитателей Ичан-Калы вполне современен, но вместе с тем он тих и размерен, соподчиняясь торжественной тишине величественных зданий, к которым со всего света съезжаются люди на поклон красоте.
В. СТАРШИКОВ.
gazetachirchik@mail.ru
|
|