Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Это интересно

ЛИЗИНГ - АЛЬТЕРНАТИВА КРЕДИТУ

Многие помнят те времена, когда с улиц Чирчика почти исчезли автобусы. Причины, конечно, известны были всем - вышли из строя и ремонту не подлежали. Но горожанам надо было добираться из одного района в другой, на работу и домой. Купить же новый транспорт у автопарков не было средств. Но выход нашелся. Автобусы были закуплены по лизингу. Конечно, для многих эта суть лизинговых сделок по-прежнему остается.

Так что же такое лизинг?

Лизинг (англ. leasing - аренда) - долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией, приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором, которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости.

Растущему бизнесу подчас непросто принять мысль о необходимости демонстрации скрытых финансовых потоков, но развивать бизнес без использования заемных средств, выдергивая необходимые суммы из оборота компании, в условиях сегодняшней жесткой конкуренции просто невозможно.

Предприятие может оформить в лизинг любое имущество: грузовые и легковые автомобили, автобусы, промышленное и торговое оборудование, за исключением потребляемых и нематериальных ресурсов. Стоит отметить, что с использованием лизинговых схем можно приобрести оборудование и транспорт не только отечественных, но и зарубежных компаний-производителей.

Лизинг может быть оперативным и финансовым. Международным называют лизинг, договор о котором заключается между арендатором и арендодателем, находящимися в разных странах. При оперативном лизинге арендодатель приобретает имущество и передаёт его лизингополучателю по определённым условиям договора во временное владение. После окончания договора лизинга оборудование возвращается арендодателю, либо договор лизинга заключается заново. Ещё такой лизинг называют эксплуатационным. При финансовом лизинге происходит инвестирование средств лизингодателем в имущество, которое приобретается у определённого продавца, обусловленное договором купли-продажи и передаётся лизингополучателю в соответствии с договором лизинга.

История лизинга

Общая идея лизинга сама по себе далеко не нова. Еще Аристотель в "Риторике" отмечал, что богатство составляет не владение имуществом на основе права собственности, а его (имущества) использование. Эта мысль как нельзя лучше определяет основную идею лизинга - чтобы получать прибыль, совсем не обязательно иметь оборудование или иное имущество в собственности, достаточно лишь иметь право его использовать и извлекать доход.

Первые договоры аренды историки нашли в шумерском городе Ур. Они были написаны на глиняных табличках, датируемых 2000 г. до н.э. В основном древние шумеры арендовали сельскохозяйственный инвентарь. Но не только плуги были объектом аренды в древнем мире. Финикийцы успешно сдавали в аренду морские суда и в качестве дополнения предлагали свои команды. В Средние века пользовалась популярностью аренда рыцарских доспехов, купить которые мог далеко не каждый.

В Венеции в XI веке существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: жители этого города сдавали в аренду очень дорогие по тем временам якоря владельцам торговых судов и торговцам. По окончании плавания якоря возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в законах Хамуррапи (были созданы около 1760 г. до н.э.), в статьях которых обстоятельно и скрупулезно рассматривались все известные на тот период случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.

Римскому праву также был известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без полного права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве. Император Юстиниан I (483-565 гг.), кодифицировавший римское право, отразил лизинговые отношения в известных "Институциях". При этом лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных видов собственности: арендовались не только сельскохозяйственная техника и ремесленное оборудование, но даже военная техника.

Современный лизинг появился в середине XX века. В начале 1940-х годов продавец автомобилей из Чикаго Золи Фрэнк придумал отдавать в аренду не один, а целый парк машин. Сегодня этого человека называют "отцом современного автолизинга". Первые лизинговые компании появились спустя десять лет - в середине 50-х годов XX века. В некоторых источниках содержится точная дата - 1954 год. С этого времени начинается современная история лизинга. Спустя десятилетия финансовая аренда стала чрезвычайно популярной в мире. Сегодня в развитых странах на долю лизинга приходится до 30-40 процентов реальных инвестиций в экономику.

Первая в мире лизинговая компания "Бирмингем Вагон компани" была зарегистрирована 20 марта 1855 года в Великобритании. Она специализировалась сначала на сдаче в лизинг железнодорожных вагонов для перевозки угля и других минеральных ресурсов, а затем - машин и оборудования.

Лизинг или кредит?

Развитие производства невозможно без вложения финансовых ресурсов. Это аксиома успешного бизнеса. Но что при этом считать самым доступным и эффективным источником инвестиций? Специалисты утверждают, что в современных экономических условиях наиболее оптимальной схемой привлечения заемных средств является лизинг - один из самых востребованных среди действующих инвестиционных инструментов.

Для предпринимателей важно, что при приобретении имущества в лизинг, появляется возможность не выводить из оборота крупные денежные средства, что положительно сказывается на ликвидности бизнеса. С помощью лизинговых платежей инвестиционные расходы распределяются по принципу "Платите, сколько зарабатываете" на весь промежуток времени, в котором с помощью предмета лизинга извлекается прибыль. Высвобожденные благодаря лизингу финансы компания использует по своему усмотрению, в том числе на расширение бизнеса, развитие производственной базы, региональную экспансию, разработку новых продуктов и услуг, создавая себе дополнительные конкурентные преимущества.

В договоре лизинга четко прописываются сроки, порядок и размер всех платежей. Фиксированные платежи являются основой для планирования расходов, эффективного управления финансовыми потоками и бюджетом компании. Лизинговая компания берет на себя все административные вопросы: приобретение имущества, страхование, получение всех необходимых документов, прохождение технических осмотров, регистрацию (для транспортных средств). Также учет имущества на балансе лизингодателя упрощает бухгалтерский учет лизингополучателя.

Для предприятий малого и среднего бизнеса оформить контракт по лизингу значительно проще, чем ссуду. Предмет лизинга самостоятельно является финансовым обеспечением договора, поэтому не требуется привлечения дополнительных гарантий и залога, а также других видов обеспечения.

При оформлении кредита требуется некоторая сумма денег для первоначального взноса, что исключено при лизинге. В связи с тем, что оборудование принадлежит арендодателю, риск его изнашивания будет находиться на нём и, соответственно, лизингодатель имеет возможность его обновлять.

Несмотря на явные преимущества, у лизинга есть и недостатки. В случае устаревания или выхода из строя оборудования платежи должны производиться лизингополучателем в указанные сроки, не смотря на то, в каком состоянии находится имущество или оборудование (при финансовом лизинге), а при оперативном лизинге этот риск ложится на арендодателя, что сказывается в увеличении платы с лизингополучателя. Множество компаний после анализа эффективности лизинга и кредита выбирают лизинг. Эффективность финансовой аренды доказана многолетней практикой и точными расчетами.

Лизинг в Узбекистане

Как отмечают эксперты, развитие лизинговых отношений является своеобразным показателем эффективной работы всей экономики страны. Узбекский лизинг не исключение. Сегодня в республике расширяются география сделок и схемы проведения лизинговых операций, растут количество, качество и скорость предоставляемых услуг. Развитию лизингового бизнеса сопутствует поиск новых направлений и источников финансирования, появляются новые игроки на рынке.

Лизинговые операции в Узбекистане берут свое начало с лизинга пассажирских самолетов. С 1993 года Национальная авиакомпания "Узбекистон хаво Йуллари" начала обновлять свой авиапарк самолетами ведущих мировых производителей. За шесть лет, компания, используя механизм финансового лизинга, приобрела три лайнера А-310 производства "Эйрбас Индастри", два британских среднемагистральных самолета RJ -85, два лайнера Боинг-757 и три лайнера Боинг-767.

Создание первой в республике лизинговой компании "Узбек лизинг интернешнл А.О." произошло в 1995 году. В 1999 году был принят закон "О лизинге". Подписанный 28 августа 2002 года Указ Президента Узбекистана "О мерах по дальнейшему стимулированию развития лизинговой системы" освободил лизинговые операции от всех существенных налоговых барьеров. Банки, имеющие стабильную ресурсную базу, и развитую клиентскую сеть, быстро смогли воспользоваться данными налоговыми льготами.

Существенную поддержку развитию рынка лизинговых услуг в Узбекистане оказала программа Международной финансовой корпорации, завершившаяся в мае 2009 года. Отвечая на вопрос корреспондента UzReport об итогах данной программы, генеральный директор Ассоциации лизингодателей Узбекистана Зафар Мустафаев подчеркнул, что "в рамках ее реализации с 2002 года в нашей стране была создана благоприятная рыночная инфраструктура, соответствующая законодательная база как для лизингодателей, так и для лизингополучателей. Результатом проделанной работы стал ежегодный прирост объема лизинговых операций в структуре Валового внутреннего продукта Узбекистана. Кроме того, на рынке лизинга постоянно растет количество игроков - банков, лизинговых компаний и кредитных союзов, занимающихся лизинговыми операциями".

В 2004 году вышло постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан об ускоренной амортизации при лизинге. Сегодня лизингодатели и лизингополучатели имеют целый ряд налоговых льгот и преференций. Так, например, оборудование, ввозимое для передачи в лизинг, освобождается от НДС и таможенных платежей, объект лизинга освобожден от налога на имущество, а лизинговые платежи освобождены от НДС. Кроме возможности применения ускоренной амортизации, лизингополучатель также сокращает свою налогооблагаемую базу на сумму процентов по лизингу. Анализ проведенный, Международной финансовой корпорацией, в странах центральноазиатского региона показал, что в 2004 году наибольшее количество лизинговых операций проведено в Узбекистане.

В настоящее время в Узбекистане лизинговые операции осуществляют 27 лизингодателей, включая 11 лизинговых компаний и 16 коммерческих банков. Это лизинговые компании: "Узсельхозмашлизинг", Азиат-ско-Европейская Трастовая компания, "Узбек лизинг интернешнл А.О.", "УзКейсагролизинг", Ассоциация деловых женщин Каракалпакстана, "Барака лизинг", "Биз-нес лизинг", "Курилиш лизинг", "Пойтахт лизинг", "Зо-мин инвест" и банки: НБУ, "Асакабанк", "Ипотека банк", "Пахтабанк", "Узпромстройбанк", На-родный банк, "Алокабанк", "Капиталбанк", "Галлабанк", "Ипак йули банк", "Равнакбанк", "Савдогарбанк", "Тадбиркорбанк", "Туронбанк", "УзДЭУбанк", "Хамкорбанк".

Сегодня в Узбекистане в полной мере используются возможности лизинга, за счет которого продолжается создание современных производств в сельской местности. Особенно хорошо это видно на примере перерабатывающих агрофирм, производителей строительных материалов, продовольственной и текстильной продукции, которые в короткий срок обеспечили внутренний рынок качественной и недорогой продукцией. Кроме того, лизинг стал серьезным инструментом для выполнения в прошлом году государственной программы по развитию и благоустройству села. Налаживание компактных производств на местах в короткие сроки за счет лизингового оборудования, позволило создать новые рабочие места, обеспечить население необходимой продукцией народного потребления.

Продление срока действия налоговых льгот, установленных постановлением Президента Республики Узбекистан "О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах" для микрофирм и малых предприятий до 1 января 2012 года позволяет и в дальнейшем динамично развивать производственную инфраструктуру. Отечественные лизинговые компании и подразделения банков, занимающиеся предоставлением этих услуг, сегодня выходят на новый уровень своего развития. Они начинают все активнее осваивать регионы, расширять филиальные сети. В этом заочном споре банков и лизинговых компаний, первые уверенно лидируют за счет своих представительств на местах. Сейчас три финансово-кредитных института - "Асакабанк", "Ипотека-банк" и "Микрокредитбанк", а также пять лизинговых компаний - "Узсельхозмашлизинг", "Узавтосаноат лизинг", "Пахта лизинг", "Курилиш лизинг" и "Alfa Lizing" совершают лизинговые сделки практически во всех регионах республики. По итогам 2009 года основную долю "игроков" на рынке лизинговых услуг Узбекистана составляют лизинговые компании - 66,7%, доля коммерческих банков снизилась до 33%. информировал "bank.uz".- В 2009 году рынок лизинговых услуг сохранил позитивный тренд развития. Спрос на данный вид финансовых услуг, обусловленный ростом экономики Узбекистана, позволил увеличить долю лизингового портфеля до 2,3% от ВВП Узбекистана.

В 2009 году объем новых лизинговых сделок в Узбекистане увеличился на 14,2% и по итогам года составил 401,6 млрд. сум. Совокупный портфель лизинговых сделок по итогам 2009 года превысил 1,12 трлн. сум, повысившись по сравнению с 2008 годом на 49,4%. Число лизингодателей в прошлом году выросло с 64 до 86.

Малый и частный бизнес нуждается в тех преимуществах, которые предоставляет лизинг. Предприниматели в полной мере могут использовать: легальную оптимизацию налогообложения, удобную схему выплат, следовательно, и эффективнее управлять оборотными капиталами, быстрее обновлять основные фонды. Но главное этот привлекательный финансовый инструмент доступен всем.

В. ПАВЛОВСКАЯ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO