Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Это интересно

ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны. По-разному отмечали его разные народы. Но все - как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год. Таков и существующий поныне на древней узбекской земле прекрасный весенний праздник Навруз, отмечаемый 21 марта как всенародный.

Навруз в переводе с фарси означает новый день - самый большой из всех праздников поклонения Солнцу и огню, отмечавшийся три тысячелетия назад по солнечному календарю 22 марта, - в день весеннего равноденствия. Готовились к нему задолго, и порой торжества продолжались неделю, а то и больше. Все зависело от благополучия народа. Вот как описал празднование Навруза древнегреческий летописец Страбон: "В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня - это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаниями, которых коснулся огонь".

Сегодня встречают Навруз с той же радостью и почтением. Карнаи и сурнаи с раннего утра приглашают на праздник жителей кишлаков и городов. Торжества обычно проходят на лоне природы, в парках и на площадях, окутанных медовым запахом цветущего урюка и утопающих в сиренево-розовых цветах. Начинается Навруз c выбора хозяйки праздника - Бахор-ханум - Весны. Также выбирается Дехкан-бобо - дед-Земледелец. Им может быть аксакал и молодой человек. На третьем - Момоер - Земля. Все трое, одетые в красочные национальные одежды. На украшенной цветами машине Бахор-ханум, Момоер и Дехкан-бобо в сопровождении музыкантов с карнаями и сурнаями объезжают улицы и приглашают жителей на главную площадь. А когда соберется народ, Бахор-ханум поздравляет всех с Наврузом. Затем вместе с Момоер и Дехкан-бобо Весна высаживает деревца.

Немаловажное значение придается угощению. Богат и разнообразен весенний дастархан: здесь и восточные сласти - нишолда, похожая на сметану, но никакого отношения к ней не имеющая. Запах цветущего весеннего сада витает над расплавленным сладким инеем нишолды, тает во рту. Разломишь кук-самсу - начиненные пирожки всевозможной зеленью, повеет свежими весенними ароматами.

Но Навруз всегда ассоциировался в первую очередь с сумаляком - это особое блюдо и главное явство праздника. Оно готовится из проросших зерен пшеницы. Приготовление сумаляка - это целый комплекс кулинарно-ритуальных процедур, в которые вовлечены десятки человек. Процесс варки продолжается сутки. Женщины (по традиции именно слабому полу предписаны эти действия) медленно перемешивают, напевая весенние песни. Желтоватого цвета вязкая жидкость перекатывается плавно в огромном казане, камешки на его дне издают характерные звуки, ударяясь друг от друга. Если при разливе этого блюда вам в вашу посуду попал один из этих камешков, то быть вам счастливым в этом году. Так издревле считается.

Еще одна примета Навруза - это журавли. По здешним поверьям они приносят весну и надежды на добрые всходы и хороший урожай. Эти птицы в особом почете, на них не охотятся.

Были у Навруза и черные годы, когда этот праздник хотели передать забвению ревнители "чистой идеологии", навесив на него ярлык религиозности.

Однако ученые доказали, что Навруз - отнюдь не религиозный праздник. Он связан с солнечным календарем, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад. Согласно ему, год начинался весной, в день весеннего равноденствия, - тогда-то и наступал праздник Навруз, не имеющий ничего общего с мусульманским новым годом. Мусульманский же календарь - лунный. По нему новый год начинается в месяце мухарам, первый день которого не совпадает с началом нового года - он ежегодно сдвигается на 11 дней назад.

Уже тогда, в глубине веков, чье-то просветленное сознание, руководствуясь восхищением природой и предчувствием неизбежных перемен, создало календарь мироздания, который начало года открывал праздником Навруз. И в этом отличительная особенность Навруза - не связанность его с конкретной религией или идеологией. Навруз- народный праздник, знаменующий единение народов.

В независимом Узбекистане Навруз приобрел и еще одно, существенно важное отличие. Получив статус официально объявленного торжества, он остался прежде всего всенародным праздником. В этом заключается ныне его всеобщность и универсальность. Где бы в эти дни мы не праздновали Навруз, праздник объединяет стремление людей независимого Узбекистана к общению, дружбе, радости, духовному очищению. Этот праздник оживления и обновления природы зажигает в наших душах стремление к труду, познанию, творчеству.

У великого Алишера Навои есть строки:

"Чтоб каждый день был временем событий,

Чтоб каждый день счастливый был - Навруз!"

Это он сказал о нас, о нашей эпохе, о нашем независимом государстве.

(По материалам Интернета).

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO