Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Это интересно

БОГАТАЯ ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА

Узбекское декоративно-прикладное искусство издавна пользуется заслуженной славой. Исторические условия, в которых развивалась культура узбекского народа, предопределили прикладному искусству особую роль. В течение многих веков создавались народом его технические и художественные традиции.

Искусство - это наследие многих поколений, оно представляет собой ряды последовательных наслоений, наиболее древние из которых отражают изначальную культуру народа глубоко запечатлевшуюся в его искусстве.

Главным признаком прикладного искусства является глубокая связь художественного творчества и материальных потребностей. Органическое слияние художественного и практически необходимого создает неразрывное единство идейно-художественных и общественно-практических функций. Произведение прикладного искусства отличает целесообразность форм, единство формы и оформления. Произведения декоративного искусства определяются разнообразием художественных традиций, привнесенных народами, составившими узбекскую нацию.

Архитектурно-декоративное искусство занимает значительное место в творчестве народных мастеров Узбекистана. Каноны орнаментальных построений и понимание пластических, художественных свойств местных строительных материалов, широко известных на всем Среднем и Ближнем Востоке, разновидностей алебастра - ганча, дерева, камня, керамики составляют прочную основу этого древнего искусства. О высоком профессиональном мастерстве средневековых художников и зодчих, орнаменталистов и каллиграфов, резчиков и керамистов свидетельствуют всемирно известные архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза и других городов Узбекистана.

На территории Узбекистана известна древняя и раннесредневековая настенная живопись и скульптурная резьба сюжетно-тематического характера, а также орнаментальная резьба и роспись. Начиная с IХ-Х веков интенсивное развитие получает именно орнаментальная, цветочно-растительная полихромная роспись и рельефная резьба. Постепенно вырабатываются каноны орнаментальных форм и композиций, проверенные многовековой практикой народных мастеров, дошедшие до наших дней. Наккоши - мастера орнаментальной росписи - обычно владели техникой архитектурной росписи по ганчу и по дереву одновременно. Замечательными мастерами настенной росписи были бухарские наккоши прошлого века. Уже в наше время пользуется известностью искусство мастеров Самарканда, Ташкента, Хивы и других городов Узбекистана.

Не менее уникальна и резьба по дереву. Играя значительную роль в архитектурном декоре Узбекистана, резное дерево находило также широкое применение в изготовлении предметов обихода, подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у европейского населения городов во второй половине XIX и в начале XX веков. В орнаментальной плоскорельефной резьбе при всем богатстве и разнообразии рисунков мастера различают три основные стилевые композиционные группы: багдади, ислими и паргори. Каждую группу характеризуют свойственные ей орнаментальные мотивы и композиционные построения, приемы резьбы и эффекты узорного рельефа. Для резьбы в Узбекистане используются лучшие местные породы деревьев - орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др. Современные мастера используют также привозные породы, главным образом бук, дуб, сосну. Современная роспись по дереву мастеров Узбекистана связана, в основном, с изготовлением декоративных предметов - всевозможных многогранных и круглых столиков, табуретов, ширм, тумбочек, рам, шкатулок.

Производство папье-маше и лаковая роспись по папье-маше процветали в Самарканде в начале XV века. Об этом свидетельствуют подлинные орнаментальные медальоны из папье-маше, поистине чудом сохранившиеся среди облицовок в интерьере Гур-Эмира и в мечети Биби-Ханым. Особый интерес представляет собой восстановленный полностью золотисто-синий купол в интерьере главного помещения Гур-Эмира, состоящий из 998 элементов папье-маше, из них 112 подлинных элементов, послуживших материалом для кропотливой реставрационной работы. Имеются предположения, что именно из Самарканда в XV веке это искусство попало в Северную Индию, где достигло высокого развития и процветает по сей день. Предметы из папье-маше: различных размеров пеналы, дорогие переплеты книг, шахматы, шкатулки, всевозможные коробочки, вазочки и другие мелкие изделия покрывались миниатюрным растительным узором. В орнаментальную композицию пеналов нередко включались изящные эпиграфические вставки. Роспись наносилась тоненькими кисточками по грунту, приготовленному из золотого или бронзового порошка, из листового золота и бронзы на абрикосовом и вишневом клее. Приготовление лаков и красок для папье-маше имело сложную и разнообразную рецептуру.

Изготовление различных сосудов и других предметов быта из тыквы, нередко с оригинальной художественной отделкой, существует у многих народов мира. Однако в Узбекистане из тыквы также изготавливают различные предметы, из которых особенную популярность завоевали носковок-табакерки, которые выделываются из специально выращенных тыквянок. Узбекские табакерки разнообразны по форме, размерам, по характеру отделки. Изготовление их связано со сложным процессом окрашивания, узорной тонировки и полировки, отделкой благородным металлом и цветными каменьями.

Среди многочисленных видов народного прикладного искусства Узбекистана особое место занимает художественная керамика. Ко временам глубочайшей древности восходят ее первые образцы, обнаруженные археологами на территории республики, во все времена лучшие произведения узбекской художественной керамики с редкостной выразительностью и лаконизмом выявляли подлинные черты творческого народного гения. Это блюда лаганы, сферические чаши-пиалы и косы, вазы, кувшины, корчаги-хумы разнообразных размеров - от огромных до миниатюрных, удобные для употребления и в то же время изысканные по форме. В течение многих веков и по сей день керамические изделия пользуются большим спросом среди широких масс населения. Их отличает высокое мастерство исполнения, красота форм, волшебство орнаментальных решений, гармония смелой фантазии, чувство меры в обращении с цветом. Художественная керамика Узбекистана представлена двумя видами: обожженной неполивной терракотой и поливной глазурированной керамикой. За последние 100-150 лет отчетливо определились в Узбекистане керамические центры - Гиждуван, Шахрисабз, Самарканд, Ташкент, Риштан, Хорезм, завоевали известность работы керамистов Гурумсарая, Денау и Чимбая в Каракалпакии. Изготовляемая в этих центрах керамика отчетливо локализуется, прежде всего, на две цветовые группы - сине-бело-зеленую и зелено-коричнево-желтую. Это определенное цветовое пристрастие объясняется в значительной степени техническими причинами. В Ферганской долине и Хорезме, где употребляют щелочную глазурь ишкор, доминирует сине-бело-зеленый колорит росписи, так как под глазурью ишкор желто-красные цвета разлагаются, а синий, зеленый цвета дают множество прекрасных ярких и нежных оттенков. В Самарканде, Бухаре, Ташкенте активно используются все оттенки желто-красно-коричневой гаммы. Керамическая роспись в этих районах поражает звучной, сказочно пылающей цветовой гаммой и в то же время необычайно тонкой живописностью.

Особенно популярна и мелкая пластика в керамике Узбекистана, которая представлена традиционными игрушками сказочно-зооморфного содержания, статуэтками, жанровыми сувенирами, очень популярными в народе. Увидев керамические игрушки хоть раз - забыть их невозможно. И будь то традиционные малиново-желтые свистульки или яркие этнографические, полные лиричного юмора скульптурки - в каждой из них ощущается любовь узбекского народа к яркой веселой декоративности.

Издавна популярны среди местного населения и медно-чеканные изделия. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества - чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения. За долгий срок бытования в искусстве чеканки сложились локальные стили, характеризующиеся своеобразными формами изделий, а также техническими и художественными приемами. Узбекская чеканка представляет собой различные приемы гравировки. Более глубокая гравировка носит название кандакори, менее глубокая - чистая гравировка - чизма, кроме гравировки узбекскими мастерами употребляется прорезная чеканка - шабака. Наибольшей известностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и отработанностью мотивов орнамента, глубиной чекана.

Небольшой, но очень своеобразной отраслью художественной обработки металла в Узбекистане является искусство изготовления ножей с остроконечным лезвием, которое вкладывается в кожаный футляр, украшенный металлическими накладками, вышивкой, аппликацией, росписью. Такие ножи называют "гулдор пичок" ("нарядный, разукрашенный нож"). Формы их разнообразны. Различаются локальные особенности лезвий - узких или широких, прямых или изогнутых, а также особенности рукояток - цельных или наборных, деревянных или костяных, инкрустированных или раскрашенных. Из старинных центров по производству художественных ножей сохраняют свое значение Чуст в Ферганской долине и Хива в Хорезме.

Искусство оформления художественных тканей Узбекистана - поистине выдающееся явление народного искусства. Оно сочетает в себе удивительным образом высокие традиции древнего народного искусства с живым ощущением современности. В искусстве оформления тканей, как в замечательной летописи, отразились исторические периоды его сложной многовековой истории, запечатлелось творчество многих тысяч талантливых мастеров и художников. Во второй половине XIX века во многих городах и селениях (Маргилане, Намангане, Бухаре, Андижане, Самарканде, Китабе, Гиждуване, Ургуте, Бешарыке и др.) вырабатывались разнообразные гладкие и узорные кустарные хлопчатобумажные, шелковые, полушелковые ткани простых и сложных переплетений. Их использовали для одежды, для украшения жилья. Особенно славились плотные, сотканные из хлопка и шелка, ворсистые бархаты - бахмали, муаровые репсы-адрасы, бекасабы и банорасы; тончайшие и легкие шелковые платки - калгай; шуршащие и переливчатые шохи - канаусы; неповторимо живописные, оригинальные по контрастности и гармоничности расцветок атласы, якруя, ханатласы; ферганские и самаркандские покрывала с затуманенным и нежным узором. Приемы орнаментации этих тканей были главным образом в полосы и в узор, основное своеобразие которого заключалось в нечетких, расплывчатых контурах. Этот прием в Средней Азии называется абрбанди, а сами ткани абровыми.

Изготовление набивных тканей было широко распространено у народов, населяющих нынешнюю территорию Узбекистана. Набивные скатерти, всевозможные занавеси, одеяла, платки, высококачественные ткани для женских платьев, разнообразные покрывала, включая конские попоны, даже погребальные саваны и другие штучные и метровые набивные изделия выполняли утилитарные функции и служили украшением быта. Искусством этим славилась Бухара и прилегающие к ней селения. Прекрасные изделия вырабатывали мастера Ургута, Шахрисабза, Самарканда, Катта-Кургана, Ферганы, Ташкента, своеобразием отличалась набойка Хорезма.

Вышитые изделия, дополняя другие виды архитектурно-декоративного искусства - резьбу и роспись по ганчу и дереву, - обильно украшали жилье и мелкие предметы обихода. Большое распространение вышивка имела в национальной одежде - как праздничной, так и повседневной. За большой срок бытования сложились местные художественные стили, в XIX веке выделились крупные центры художественного шитья - Бухара, Нурата, Шахрисабз, Самарканд, Джизак, Ташкент, Пскент, Фергана. Широко распространенное искусство вышивки было сугубо женским искусством. Золотыми и серебряными нитями расшивались мужские халаты, чалмы, тюбетейки, шальвары, обувь; из женской одежды: платья, - халаты, головные повязки - пешанабанд, платки, сапожки, туфли. Вышивка золотом с вкраплениями самоцветов и мелких металлических куполков кубба обильно украшала предметы убранства дворцового интерьера, а также конские попоны и чепраки. Искусство золотого шитья в середине XIX века достигло высокого совершенства композиционного построения узоров и его технического исполнения. Узоры рисовали на лайке или каргоне, затем вырезали, прикрепляли к натянутой на пяльцы ткани и зашивали золотой или серебряной нитями. Для каждого украшаемого изделия использовался определенный прием застила: сплошной - заминдузи, по вырезанному рисунку на свободном фоне - гульдузи, Каждая часть узора расшивалась определенным швом, их было известно свыше тридцати.

Необычайно древние и традиции народного ковроделия Узбекистана, они результат труда и творческих поисков многих поколений. Ковры, создаваемые многочисленными мастерицами, работающими на дому, в основном, в сельских местностях Узбекистана, совершенны и по технике, и по своему художественному оформлению. Народные мастерицы заботливо хранят и талантливо развивают прекрасные художественные традиции ковроделия. Узбекские ковровые изделия делятся на три вида - ковры коротковорсовые "гилам", длинноворсовые "джульхирс" и паласные ткани.

Художественная обработка кожи в Узбекистане достигла высокого развития в далеком прошлом, когда изделия из натуральной кожи - одежда, обувь, предметы военного, охотничьего и конского снаряжения, домашняя утварь, дорожные вещи были повседневной необходимостью земледельца, горожанина, воина или кочевника. Мастера-кожевники искусно владели различными способами выделки добротных кож, знали секреты натурального растительного дубления, окрашивания. И потому получали эластичные красивые кожи. Из ослиных и лошадиных шкур бухарские и самаркандские мастера выделывали знаменитую бирюзово-зеленую шагрень, из шкур коз и овец выделывались тонкие цветные сафьяны, из шкур крупного рогатого скота - плотные цветные юфти, из бараньих шкур - различные сыромятные кожи типа замши. Тиснение - наиболее сложный и эффектный вид декора, связан с сафьяновыми и юфтевыми кожами. Из этих кож изготовлялся самый разнообразный ассортимент художественных предметов, начиная от кошельков, поясов до крупных сундуков, чемоданов. Холодное тиснение кожи применяли мастера - специалисты по изготовлению чемоданов и сундуков.

К числу наиболее развитых видов народного искусства, которые сумели сохранить свою жизненность до наших дней и получить свое дальнейшее развитие в творчестве современных мастеров, также относится ювелирное искусство, имевшее повсеместное распространение и богатейшие традиции, уходящие в глубокую древность. Являясь одним из важных художественных дополнений к одежде, особенно женской, старинные ювелирные украшения органически связывались с формой и линиями этой одежды, гармонично сочетались с ней по цвету, форме и назначению. Мастера-заргары создавали изделия в основном из серебра, реже из золота, сочетая благородный металл с различными каменьями: драгоценными сверкающими, такими, как рубин, изумруд, сапфир, полудрагоценными матовыми непрозрачными, но ярких и сочных тонов, такими, как жемчуг, бирюза, сердолик, дал, яшма, кораллы, а также с разноцветными блестящими стеклами, мастиковыми бусами и бисером, который стал широко применяться со второй половины XIX века.

Подготовила Д. ИМИНАХУНОВА.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2019 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO