Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Это интересно

ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!

Цирковым искусством узбекские мастера славились с незапамятных времен. Наскальные изображения, датированные двумя тысячами лет до нашей эры, а также обнаруженные памятники в древних раскопках Самарканда в Афрасиабе в 5 - 4 веках до нашей эры и других древних городов, свидетельствуют о существовании еще в те времена жанров дрессировки животных, джигитовки на конях, жонглирования различными предметами, акробатики, клоунады и упражнений на канатах.

Развитие узбекского национального цирка напрямую связано с конноспортивными военными упражнениями, подвижными народными играми, бытом и укладом жизни.

Традиционные номера, известные с древних времен у народов, населяющих Центральную Азию включали искусство канатоходцев (дорбозы). Это были трюки ходьбы по канату на ходулях, с завязанными глазами. Эквилибриста на амортизирующей проволоке выполняли упражнения на высоте 5-6 метров, а гимнасты - чичирикчи - на одинарной, двойной и трехступенчатой трапеции.

Артисты - жонглеры виртуозно демонстрировали сложные трюки, нередко сочетая их с танцем. Особой сложностью отличался танец с подносом, наполненным горящими углями.

Цирковые артисты чаще всего выступали во время праздников и базарных дней, когда в одном месте собиралось много людей - ремесленников, дехкан, торговцев, скотоводов.

Акробаты - зангбозы, бесуякчи, муаллакчи, иилюзионисты и фокусники - найрангбозы, луттибозы, кузбогловчи, факиры и шпагоглататели показывали удивительные трюки, а комедийные актеры - кизукчи и масахарабозы на канате и под канатом разыгрывали комические сценки.

Узбекские национальные комики всегда владели несколькими жанрами циркового искусства, в том числе акробатикой, гимнастикой, хождением по канату, танцами на ходулях, игрой на различных музыкальных инструментах. В своих выступлениях они высмеивали чванливость, зазнайство, грубость, невежество, казнокрадство чиновников. При этом они всегда защищали простых тружеников, но нередко, поэтому подвергались гонениям и преследованиям.

В двадцатом столетии цирковые группы появились во многих регионах Узбекистана. Популярными в стране стали группы дорбозов возглавляемые М. Юсуповым в Андижане, К. Абдуллаевым в Бухаре, Г. Кадыровым в Намангане, О. Ибрагимовым в Ургенче, И. Хамидовым в Коканде и другие.

Все они были потомственными дорбозами и прошли национальную школу циркового искусства. Сохранение и продолжение традиций, постоянная связь со зрителем позволили сохранить искусство дорбозов и донести его до наших дней. Вместе с дорбозами постоянно показывали свое искусство палваны - борцы и силовые атлеты. Борцы выступали и в спортивных соревнованиях, на праздниках и различных многолюдных представлениях.

Палваны жонглировали двухпудовыми гирями, впрягались в арбу, переполненную пассажирами. Представления, как правило, велись в национальных сценических костюмах богатырей в сопровождении ансамблей народных инструментов.

В конце 19 и начале 20 вв. появились профессиональные цирковые и смешанные русско-узбекские трупы. Первая в 1904 году под руководством М. Мансурова.

В 1914 году был построен стационарный деревянный цирк в Ташкенте. Крупным организатором и артистом национального цирка в 1915 - 1925 годах был А. Рахманов.

В 1942 году был создан узбекский цирковой коллектив, в который вошли семьи канатоходцы Ташкенбаевых, джигитов Зариповы, гротеск - наездников Ходжаевых. Среди известных мастеров цирка были комики А. Юсупов, М. Юсупов, наездница и дрессировщик собак Л. Ходжаева, клоуны П. Боровиков, Г. Заставников, П. Ульянов, наездник Х. Зарипов, акробат на лошади Л. Ходжаев. В 1976 году в Ташкенте было построено новое современное здание цирка. Все последующие годы узбекский национальный цирк развивался, пополнял программу новыми номерами. На арене появились новые звезды цирка, которые радовали зрителей своей игрой и талантом.

В. СТАРШИКОВ.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO