Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Педагогика: поиск, творчество

ПЕРВЫМ УЧИТЕЛЕМ МОЖЕТ СТАТЬ НЕ КАЖДЫЙ

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми.

Педагогическая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им.

Педагогических специальностей немало, но особое место среди них занимает специализация "учитель начальных классов".

Развитие внимания, памяти, усидчивости, способности к восприятию - все это относится к начальной школе, представляющей собой фундамент всего образования и становления личности.

Труд любого школьного преподавателя нелегок, однако работа педагогов начальной школы имеет свою специфику. Учитель младших классов остается в душе ребенком, он обладает способностью видеть мир глазами своих учеников. Талантливый педагог всегда знает способы, как превратить серьезное занятие в занимательное, провести урок так, чтобы ученикам не было скучно.

Потому что необходимо не просто чему-то научить детей, а суметь сделать учение активным процессом, привить ребенку тягу к получению знаний. И ни в коем случае не вызвать отвращения к школе, как к чему-то насильственному, где есть только "надо" и "ты должен".

Ну и, конечно же, педагог должен любить детей, обладать немалым творческим потенциалом и огромной трудоспособностью, ведь чем ученик младше, тем он подвижнее, а значит, требует большего внимания.

Одной из тех, кто в полной мере обладает всеми вышеперечисленными качествами смело можно назвать преподавателя младших классов школы № 9 Светлану Владимировну Пронину, более 23 лет проработавшую с младшими школьниками. С этим соглашаются и ее коллеги по преподавательской деятельности, и администрация школы, и что самое главное, ее ученики и их родители.

Впервые талант преподавателя Светланы Прониной проявился еще в детстве, когда вместе с соседскими ребятами играли в "школу". Причем самым любимым занятием девочки был не сам процесс "обучения" ровесников, а подготовка к "уроку", в ходе которой она готовила раздаточный материал, тематические наглядные пособия и т.д., проявляя при этом большую творческую фантазию. Тогда то и начала формироваться мечта стать педагогом.

Шли годы, и желание нести "доброе, светлое, вечное" крепло. Окончив школу, Светлана Владимировна поступила в Ташкентское педагогическое училище. В дальнейшем, уже работая преподавателем, она заочно окончила и педагогический институт. Свое жизненное кредо С. В. Пронина, со свойственными ей творческим талантом и фантазией, выразила в стихотворении:

Нелегко было все учитывать

Но одно твердо знаю я:

Не профессия - быть учителем

Быть учителем - жизнь моя!

Коль дорога мною намечена

Не ищу я окольных путей

Помню! Многие мне доверили?

Дали в руки своих детей.

Я для них буду самой правильной,

А иной я не смею быть

И не только мудреным правилам

Буду жизни ребят учить!

Нарисую дорогу звездную

Научу их шагать по ней

Если люди для счастья созданы

Детям счастье нужно втройне.

И бывает порой мучительно,

Но на все надо дать ответ.

И нельзя быть плохим учителем.

В этом мой небольшой секрет.

В том, что преподавание для Светланы Владимировны Прониной не просто работа, ежедневная рутина, а смысл жизни, смогла убедиться и при встрече.

- Многие, даже педагоги с большим опытом, говорят, что самый сложный класс - это первый. Почему же, выбирая специализацию, вы решили стать именно учителем младших классов?

- Свои сложности и особенности есть у каждого возраста. Да, на учителей начальных классов ложиться большая ответственность. Мы не только должны научить чему-то детей, но и привить им любовь, интерес к самому процессу обучения.

Что касается меня, то мне доставляет большую радость видеть результаты своего труда. А в начальной школе эти результаты наиболее заметны. Ведь так приятно видеть, как вчерашние "неумейки", тщательно выводят свои первые буквы, складывают из слогов слова, решают первые примеры и т. д.

- У каждого преподавателя свои методы работы, способы заинтересовать учащихся. Расскажите о своих "секретах" работы с детьми.

- Считаю, что большую роль в налаживании контакта с детьми играет первое знакомство со школой, с учителем. Причем лучше если это знакомство состоится еще до того, как дети приступят к занятиям. Как один из методов такого знакомства я, например, использовала письма, которые писала каждому ребенку перед началом учебного года.

Также, в своей работе я учитываю, что у младших школьников в первое время еще сохраняется потребность в игре. Поэтому в первое время пребывания в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр. Проводя первые занятия в игровой форме, я постепенно ввожу элементы обучения, что помогает ребятам постепенно включиться в учебный процесс.

Младшие школьники отличаются повышенной восприимчивостью, которая выражается в том, что они с готовностью и интересом воспринимают все новое, им хочется научиться писать, читать, считать.

Для учителя в это время очень важно составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь. При этом немаловажна своевременная похвала со стороны учителя. Ведь педагог для ребенка в этот период - главный и беспрекословный авторитет. Именно на общение прежде всего с учителем и направлен младший школьник. Похвала учителя, а затем и выставленная объективная оценка становятся все более и более значимыми для ученика, так как во многом обусловливают его благополучие, отношение учителя, близких.

Учитель начальных классов должен стать для своих обучаемых, как солнышко, которое окружает их любовью, заботой, лаской, дарит им тепло, управляет их нравственным развитием. Дети младших классов тянутся к своему первому учителю, стараются подражать ему, угодить, быть старательными, чтобы не огорчить его. На нас ложиться большая ответственность: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности, видению прекрасного.

А для этого необходимо в школьной жизни создавать ситуацию успеха абсолютно для каждого, не нужно скупиться на добрые слова, делить детей на любимых и не очень. Если ребенок счастлив в детстве, он будет счастлив и потом. А мы, взрослые, тем более педагоги, причастны к судьбе детей.

Для меня главное состоит в том, чтобы дети ушли с урока, во всем разобравшись, всё уяснив, не потеряв интерес к изучаемому.

Ведь цель учителя не только формировать знания, умения и навыки, но и помочь каждому ребёнку сформироваться как личности, и развить желание и стремление в преодолении трудностей.

- Практически любой человек, много лет проработавший в одной и той же профессии, время от времени устает от однообразия, у некоторых возникают мысли о смене рода деятельности. Вы никогда не задумывались о смене профессии, или хотя бы специализации?

- Считаю, что работа с детьми, скучной быть просто не может.

Что касается смены специализации, то, наверное, таковой можно считать опыт работы в детских летних лагерях. Весь год я работаю с младшими школьниками, а летом - с детьми постарше, с подростками.

Вроде та же преподавательская деятельность, но специализация совершенно другая. Другие дети, с совершенно иной психологией, потребностями, интересами и т.д. Да и работа в лагере разительно отличается от работы в школе.

Многих друзей и коллег удивляет, что после напряженного учебного года, я вместо того, чтобы отдохнуть, стремлюсь поработать в лагере. Но, честно говоря, я это не считаю работой в привычном смысле этого слова. Для меня - это смена деятельности. А смена деятельности, как известно, является лучшим отдыхом.

- Понимаю, что работа занимает очень много времени, но наверняка время от времени выдается свободная минутка. Чем предпочитаете занимать свой досуг?

- Действительно, педагогическая деятельность занимает практически все мое время. Ведь работа учителя не ограничивается только проведением самого урока. Для того, чтобы каждый урок был не только познавательным, но и интересным, учитель сам должен хорошо подготовиться к нему. Практически к каждому занятию я стараюсь подготовить дополнительные материалы, раздаточные пособия и т.д. Некоторые считают, что учитель может многократно использовать одни и те же планы урока. Так по началу думала и я. Но со временем поняла, что во - первых, все дети разные, то есть каждый последующий первый класс, не похож на предыдущие, а во- вторых, постепенно изменяется и сама программа преподавания. А это значит, планы нуждаются в постоянных изменениях, дополнениях и т. д.

Если же удается выкроить свободное время, то предпочитаю проводить его с пользой, а не просто лежа на диване перед телевизором. Очень люблю активный отдых, спорт. Поэтому всегда старалась принимать участие в различных спортивных мероприятиях школы, города.

Еще очень люблю готовить, причем мне нравиться не просто пробовать новые рецепты, а привносить в них что-то свое. Особую радость доставляет, когда из самых простых продуктов удается приготовить какое-нибудь необычное и вкусное блюдо.

Очень люблю печь. Правда сама я выпечку практически не кушаю, однако, люблю порадовать гостей, друзей и знакомых каким-нибудь необычным тортиком или пирожным.

Еще одним любимым занятием еще со студенческих времен стало для меня посещение театра. Причем мне надо не просто посмотреть представ-ление, спектакль, а потом обсудить его, отметив все положительное или отрицательное в игре актеров, в самой постановке и т. д.

Иногда нахожу время и на живопись. Правда специального образования у меня нет, но иногда, увидев, какой-нибудь пейзаж, так и хочется запечатлеть его на холсте. Пусть не профессионально, зато от души.

Также бывает и с поэзией, мысли сами складываются в стихи под впечатлением от увиденного или услышанного.

Ну и, конечно же, самая большая моя страсть - книги и познание нового. Даже будучи в гостях у родственников в других странах, я старалась познакомиться там с методами преподавания местных учителей, их программой образования. Из всего этого я впоследствии стараюсь выделить самое интересное, занимательное и познавательное, и адаптировав к нашим требованиям, ввести в свой учебный процесс.

Совсем скоро Светлана Владимировна Пронина проводит в старшую школу учеников 4 "Б" класса. За 4 года она научила ребят не только читать, писать и считать, но и дружить, работать в коллективе, сообща решать возникающие вопросы и многому другому. За это время класс стал настоящей дружной семьей. В дальнейшем в жизни ребят будет еще много учителей: добрых и строгих, хороших, и, возможно, любимых. Но Светлана Владимировна Пронина всегда останется для них первой и самой запоминающейся.

Конечно, расставаться всегда нелегко, но уже в сентябре к Светлане Владимировне придут очередные первоклассники. И вновь она будет давать ответы на многочисленные "как?", "зачем?" и "почему?", учить ребят грамматике и дружбе, доброте и состраданию, уважению, гуманности, видению прекрасного.

Ю. СЛАВИНА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO