|
ОБРАЗЦОВЫЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически - быть стройным, подтянутым, опрятно одетым, знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой обучения. Этим и многим другим обладает учитель физической культуры, старший преподаватель общеобразовательной школы № 9 Галина Ивановна МАРКЕЛОВА. Учителем физической культуры в этой школе Галина Ивановна работает уже 27 лет. В этом году на Ташкентской областной Августовской конференции педагогов Галина Ивановна Маркелова была награждена нагрудным знаком "Отличник народного образования".
Галина Ивановна начала заниматься спортом с 11 лет, в частности, особо полюбившимися ей видами - легкой атлетикой, толканием ядра, метанием диска. Окончив школу, в 1978 году Галина Маркелова поступила в Узбекский Государственный институт физической культуры. В 1981 году она, являясь рекордсменкой, получила звание мастера спорта по толканию ядра и стала членом сборной команды. В 1983 году она успешно окончила институт физкультуры.
В среднюю школу № 9 работать учителем физкультуры Г. И. Маркелова пришла в 1987 году благодаря нынешнему директору школы Элеоноре Дмитриевне Лариной (в то время Элеонора Дмитриевна работал в должности завуча).
В своей работе Галина Ивановна всегда руководствуется методами преподавания с учетом элементов легкой атлетики, уделяет особое внимание всему, что способствует гармоничному развитию детей, в том числе и спортивно-оздоровительной работе, и внеклассным спортивным занятиям. Кроме этого, Г. И. Маркелова ежегодно готовит учащихся школы по различным видам спорта для принятия участия в городском этапе соревнований по программе "Умид нихоллари". Благодаря ее подготовке, школа № 9 уже продолжительное время занимает призовые места.
Направленность содержания занятий, проводимых Г. И. Маркеловой по физическому воспитанию, посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач. Для этого Галина Ивановна делится опытом работы с другими коллегами, имеет свои методические разработки и усовершенствованные, экспериментальные программы, регулярно проводит самоанализ и анализ уроков, умеет организовывать их в усложненных условиях, внедрять новации в учебно-тренировочный процесс, а также проводит зачетные уроки, занимается разработкой тестирования и домашних заданий для учащихся.
- Физкультура - одна из основ нашего здоровья, - уверена Галина Ивановна. - И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры - предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Наши ученики должны овладевать физической культурой. Вот это особенно важно. При этом, физкультура - это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это здоровье ребенка, которое складывается из очень многого - правильного режима дня и питания, рационального досуга.
Сегодня требования к современному учителю физической культуры высокие. Учителя нового поколения стремятся идти в ногу с жизнью, быть на уровне современных задач, они хорошо понимают, что невозможно преподавать физкультуру старыми, "дедовскими" методами на отжившем свой век оборудовании. Существует и ряд других проблем, с которыми приходится сталкиваться современному учителю физической культуры.
- Далеко не все нынешние школьники достаточно физически развиты, не все готовы вступать в единоборство со своими сверстниками, - делится Галина Ивановна. - Ребенок дошкольного возраста двигается почти непрерывно. С поступлением же в школу эта активность сокращается почти вдвое. Уроки, домашние задания, телевизор, компьютер забирают все дневное время. В школах мало спортивных секций для детей младшего возраста. И многие дети испытывают настоящий, так называемый "двигательный голод"!
В связи с этим, как хороший организатор, Галина Ивановна Маркелова открыла дополнительные спортивные занятия - в школе действуют организованные ею секции общефизической подготовки и секция гандбола. Здесь занятия проводятся регулярно и плодотворно, имеются хорошие результаты. Секция гандбола была создана в память о ветеране Мирославе Валерьяновиче Зорич. Ее участники становятся победителями городских соревнований.
Помимо этого, Галина Ивановна Маркелова совместно с другими учителями физкультуры постоянно проводит общешкольные спортивные мероприятия по разным видам спорта, цель которых - популяризация спорта и повышение уровня физического воспитания школьников. Такие мероприятия всегда организованы на достойном уровне, насыщенны и интересны. Их особенность в органичном слиянии образовательных и воспитательных задач. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт помогают учителю физической культуры успешно решать поставленные задачи.
По мнению многих коллег и администрации школы, именно благодаря усилиям и опыту работы Галины Ивановны школа обеспечена спортивным инвентарем, в прекрасном состоянии содержатся спортивный зал и спортивная площадка. Этим вопросам создания комфортных условий Г. И. Маркелова уделяет максимум внимания, что позволяет организовывать спортивную деятельность и достигать высоких спортивных результатов.
На уроках и спортивных тренировках Г. И. Маркелова постоянно обращает внимание на поведение учащихся в зале, на взаимоотношение со сверстниками, старшими, родителями. Учитель добивается от учащихся путем кропотливой систематической работы содержания в порядке спортивной формы, чистоты в спортивном зале, в раздевалках, душевых, туалетных комнатах. При этом, проявляя в процессе воспитания учащихся доброту, чуткость, внимательность и индивидуальный подход к учащимся, которые сочетаются со строгостью, требовательностью к воспитанникам, Галина Ивановна является авторитетом и одним из любимых учителей как среди учащихся, так и среди коллег.
- Особенностью профессионального труда учителя физической культуры является связь его деятельности с воспитанием детей, - считает Галина Ивановна. - Учитель - тонкий знаток детской души. Он должен со знанием своего дела подходить к учащимся, понимать возрастные особенности, знать пути воспитания будущего гражданина. Долг учителя - раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома - над развитием своих физических и морально-волевых качеств.
Наряду с профессиональной деятельностью, уже много лет Галина Ивановна ведет большую общественную работу, является председателем профсоюзного комитета школы и пользуется всеобщим уважением.
Кроме того, она постоянно совершенствует свое мастерство, творчески походит к своим обязанностям, повышает качество уроков и внеклассной деятельности учащихся. За вклад в развитие детского спорта была не раз награждена почетными грамотами от Чирчикского городского отдела методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, а также от Министерства народного образования.
Много, очень много проблем у современного учителя. От него, помимо больших знаний и умений, широкого кругозора и энтузиазма, требуется и истинное чувство любви к детям. Настоящий педагог каждое утро идет к детям как на праздник, с запасом свежих сил, новых идей и нерастраченных чувств. Таким жизнерадостным, по-настоящему оптимистичным человеком-трудоголиком является Галина Ивановна. Заряд бодрости и духа дают не только проведенные ею уроки физической культуры, но и ее светящаяся улыбка и неизменное хорошее спортивное настроение.
Д. ИМИНАХУНОВА.
gazetachirchik@umail.uz
|
|