|
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ГОВОРИТЬ СПАСИБО СЕГОДНЯ И СЕЙЧАС
Сегодня перед началом занятий Феруза Эркиновна Бабаджанова - воспитатель подготовительной группы детского дошкольного учреждения "Калдиргоч" высыпала на стол ворох разноцветных листьев, опавших с деревьев. Заинтересованные малыши примолкли.
-Сегодня мы будем делать аппликацию на осеннюю тему, - определила задание Феруза Эркиновна.
- А какие признаки осени вы знаете?
Чинно поднимая руки, мальчишки и девчонки старались первыми ответить на вопросы.
- Эти листья с какого дерева?
-Правильно, Камилла, дуба. Вот и будешь делать из них аппликацию.
- Шахзода, тебе нравится вот этот желтый?
-А чей он?
- Конечно, клена.
Разобрав ворох листьев, малыши приступили к созданию своих осенних картин с элементами аппликации. У каждого она получилась своя, такая, как виделась.
Феруза Эркиновна с улыбкой наблюдала за сосредоточенными действиями детей, параллельно отвечая на вопросы, подсказывая, и готовясь к следующему занятию.
Как педагог-воспитатель она прекрасно знает, что долго заниматься одним делом для малышей сложно. Значит, следующее задание должно быть связано с движением, игрой. Ну, к примеру, сегодня это правила дорожного движения в сочетании с ориентировкой в пространстве.
Феруза Эркиновна Бабаджанова, которая пришла в "Калдиргоч" год назад, с улыбкой вспоминает свои первые рабочие дни, некоторую растерянность перед находящейся в постоянном движении группой мальчишек и девчонок. И хотя у нее уже был опыт воспитания 5-летней дочери Зулайхо и 4-летнего сына Ойбека, в группе детского сада все было несколько иначе. На помощь пришли заведующая детским дошкольным учреждением "Калдиргоч" Светлана Владимировна Грязнова и методист Галина Алексеевна Бочарова. К ним она и сегодня обращается за советом и помощью.
- За время работы я осознала, что воспитатель - это не профессия, это - призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка. Это огромный труд и постоянное самосовершенствование. Педагог должен постоянно работать над собой, познавать что-то новое, расширять свой кругозор, ставить перед собой высокие цели, двигаться к ним несмотря ни на что, а достигая, не останавливаться, идти вперед.
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое - на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.
Быть воспитателем - значит быть самодостаточной женщиной. Ведь главное в женщине - материнство. А в детском саду по-матерински окружаешь заботой, лаской и вниманием сразу двадцать сорванцов, в ответ получаешь новый заряд позитива. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда юной, веселой и энергичной. Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее. В наших руках - будущее детей, а значит - будущее Узбекистана.
Многие в детстве мечтают полететь в космос, стать балериной Большого театра или метят в президенты страны. С возрастом детские мечты забываются, и космонавты с балеринами становятся юристами и экономистами. Феруза Эркиновна Бабаджанова с детства твердила: "Вырасту - буду воспитателем!". Тем более, что мама - преподаватель начальных классов, да и муж работает преподавателем в медицинской академии.
- Когда я шла на эту работу, то думала, что все будет просто, ведь у меня у самой есть дети, но оказалось все намного труднее, - признается она. - Дети влюбляются легко, но удержать их любовь необыкновенно трудно: им необходима взаимность, притворство они улавливают сразу же. И самое главное, воспитательница не должна вызывать у детей разочарование, иначе все пропало. Как трудно быть в форме постоянно, под взглядами все замечающих детишек. Они очень наблюдательны, эти дошкольники.
- С детьми нужно всегда быть начеку, - продолжает она. - Они могут пораниться во время игры каким-нибудь предметом, попытаться что-то проглотить или упасть на прогулке. За всеми нужно следить, переживать за каждого. В случае чего, за все несет ответственность именно воспитатель.
Правда, в практике Ф. Э. Бабаджановой ничего подобного еще ни разу не происходило.
- Работа с детьми дает возможность человеку проявить все самое хорошее, что в нем заложено: и душевные качества, и способности, - считает заведующая детским садом С. В. Грязнова. - Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хотя все мы родом из детства, однако очень быстро забываем этот волшебный мир, не понимая даже собственных детей. Безграничный детский мир намного интереснее и богаче, чем мир взрослого. В задачу воспитателя входит не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, то есть воспитатель должен разговаривать с детьми на одном языке, понимать их.
Кроме того, разве многим доступно быть любимой, уважаемой, образцом для подражания, идеалом? А Феруза Эркиновна Бабаджанова любима и детьми, и их родителями.
Отдавая в детский сад своего ребенка, родители очень надеются, что там ему не только помогут адаптироваться в обществе, но и будут относиться по-человечески. Ведь пока их нет, только воспитатель может подарить их чаду доброту и внимание.
- Безусловно, мир вокруг нас изменился, но ценности, как мне кажется, остались прежними. Всегда в почете были такие качества, как доброта, вежливость, справедливость и чуткость. Это я и стараюсь донести до ребят. Единственное, что их отличает от детей 80-х или 90-х годов, так это то, что все вокруг стало более компьютеризированным и более комфортным, а дети всего лишь стараются соответствовать реалиям сегодняшнего дня, - отмечает Феруза Эркиновна.
Именно поэтому хорошему воспитателю нужно, по словам Ф. Э. Бабаджановой, к каждому ребенку "подобрать нужный ключик". Важно это и в процессе общения. С детьми надо разговаривать на равных, тогда общение будет иметь высокий результат, утверждает Феруза Эркиновна. Ведь открыть ребенка - все равно, что прочесть новую, доселе незнакомую и диковинную книгу, изучать которую можно бесконечно!
Умение заинтересовать, создать положительную мотивацию, увлечь и вдохновить - вот что, по мнению Ф. Э. Бабаджановой, необходимо в общении и с детьми, и с их родителями. А если новая окружающая среда вызывает интерес у ребенка, если родители прикладывают усилия, чтобы облегчить адаптацию малыша в детском саду, тогда наладить непринужденное общение проще простого! Время летит быстро. Не успеешь оглянуться, а вот уже и прощальный утренник. Воспитателям, так же как и учителям, всегда грустно расставаться со своими подопечными. И если учителей час-то навещают, даже много лет спустя после окончания школы, то многие детишки даже не помнят тех, кто в детском саду отдавал им свою любовь, ласку, внимание. Лишний раз сказать "спасибо" дошкольному работнику - это вовсе не тяжкая обязанность, поэтому не откладывайте "спасибо" на потом!
В. ПАВЛОВСКАЯ.
gazetachirchik@mail.ru
|
|