|
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ - В НАШУ ЖИЗНЬ
Победа чирчикской школы № 6 сначала на городском, потом на Ташкентском областном и в завершении на республиканском смотре-конкурсе "Махалля - колыбель духовности и ценности", входящем в программу "Семья - школа - махалля" для ее учителей и учеников стала отличным подарком к Новому году.
Сохранение и развитие национальных видов искусства в Узбекистане всегда считалось и считается важным делом. Не одно тысячелетие развивались, крепли народные прикладные виды искусства. Их исторические корни уходят вглубь веков.
И сегодня наша задача - сохранять и развивать его, опираясь на народные корни. В школе № 6 это не только хорошо понимают, но и внедряют в своей повседневной жизни. Школа, открытая в 1953 году, известна в городе как своими учебными успехами, так и участием в различных общественных мероприятиях. В этом особая заслуга ее вокально-инструментального ансамбля, участвующего во всех городских праздниках.
Да, в школе все отлажено, она считается одной из крепких в Чирчике. Тем не менее, возглавившая школу несколько месяцев назад Т. Т. Гулямова, начала свою работу с перемен. Причем довольно неожиданных. Не потому, что ей не нравился прежний уклад школы. Нравился. Но она хотела внести свежую струю, и это ей удалось. Сейчас, войдя в фойе школы, оказываешься перед немалой оранжереей разросшихся в больших горшках цветов. Рядом с цветами - тандыр, как настоящий, только миниатюрный. Внутри с подсветкой, чтобы было лучше видно. Затем сделанные учениками большие куклы в национальных костюмах, тюбитейках. Дальше - небольшой тапчан и матерчатая перегородка, какой пользовались в старину живущие по соседству семьи. Словом, уголок, показывающий узбекскую историю.
Здесь следует сделать пояснение. Турсуной Тахировна считает, что бережное отношение к народным традициям является одним из главных проявлений любви к Родине, уважительности к ее истории.
До работы в школе № 6, она много лет была заместителем директора по духовности и просветительству школы № 7, хорошо известной своими успехами в Чирчике да и в республике. Приведу и такой факт. Придя в школу, учителем проработала всего год, потом, узнав ее отношение к работе, характер, предложили стать заместителем директора. Не раз предлагали возглавить другие школы. Однако Гулямова отказывалась. Может быть, считала, что пока не достаточно профессионально подготовлена для такой работы.
А тем временем выступления учеников, сделанных по сценариям Турсуной Тахировны, с успехом проводились в разных учреждениях. Свое умение они показывали в Олий Мажлисе, в Академии "Давлат ва жамият кураш Академияси". Зрители после концертов часто аплодировали стоя.
- Готовя мероприятие, я, конечно, волнуюсь, сомневаюсь, но, в то же время уверена, что все будет хорошо, - говорит Гулямова. - Потому что, когда за дело берешься с душой, вкладывая все свои знания, все получается. Правда один раз волновалась особенно сильно. Было это в нынешнем году перед Днем независимости. Меня только что буквально в приказном порядке назначили директором школы № 6. Второго сентября нужно было провести мероприятие, посвященное этому празднику. А я никого не знаю: ни учителей, ни учеников. Не знаю, на кого опереться.
Обратилась за советом к младшей дочери Зилоле. Она актриса. Зилола нашла отличный выход: пригласила выступить своих знакомых артистов. Они приехали из Ташкента. Концерт прошел с большим успехом. После него я вручила Почетные грамоты своим новым коллегам-учителям. Так установились у нас дружеские взаимоотношения.
Успеху же на смотрах-конкурсах "Махалля - колыбель духовности и ценности" способствовало то, что мы обратились к вчерашней, да и сегодняшней народной жизни. Сценки, рассказывающие о бережном отношении к своему дому - очагу, гостеприимству узбекского народа, о хашаре, широко применяемом у нас при строительстве и ныне, вызывают у зрителей интерес.
А уж исполнительское мастерство школьных артистов следует отметить особо. Нужно видеть и слышать, с каким чувством выступают наши главные артисты Мухаммад Халов и его совсем маленькая младшая сестренка Севинч. На сцену она выходит из зрительского зала, приглашая всех присутствующих в гости.
Сыграло положительную роль и то, что на областной и республиканский конкурс, который прошел в декабре в Гулистане, мы приезжали со своей аппаратурой, слайдами, а главное, с реквизитом. Привозили с собой тандыр, топчан, куклы.
Все это вместе взятое и приводило к победам.
Участие в конкурсах - одна небольшая, хоть и наглядная сторона, работы директора. Забот много. В столовой на столах теперь белые скатерти. Мелочь? Не скажите. Гулямова считает, что к чистоте и порядку должна приучать школа. Особенно девочек.
Семьи разные. В иных о воспитании детей, мягко говоря, не заботятся, не думают. Образовавшийся вакуум часто заполняет так называемая "улица" со своими привычками. А родители оказываются в стороне. Да и родители бывают разные. Учитель сказал отцу, что его сына видели пьющим пиво. Отец небрежно отмахнулся: "Подумаешь, бутылку пива выпил. Что в этом такого?"
Сегодня пиво, завтра что-то покрепче. Что в этом такого? Беда может начаться не только с пива, с равнодушия к тому, что их дети курят, употребляют спиртные напитки.
Четыре года назад во всех школах республики прошли собрания отцов. К сожалению, во многих школах встречи с отцами оказались разовым мероприятием. А ведь в их полезности никто не сомневается. Почему не поддерживать нужное?
В Узбекистане много делается для воспитания всесторонне развитого подрастающего поколения. В воспитании наших детей, внуков, правнуков нужно охватывать весь комплекс вопросов, от которых зависит решение важнейшей задачи. Здесь нет и не может быть мелочей. Важно все, каждый шаг. Поэтому в решении таких задач должны участвовать все: семья, школа, махалля, другие организации. Когда берутся сообща, то, как правильно говорится в народе, любое дело спорится.
С. ГАПИЧ.
gazetachirchik@mail.ru
|
|