|
И ТРЕНЕР, И ВОСПИТАТЕЛЬ
Так сложилось, что в Чирчике развитие популярных видов спорта связано с работой одного-двух наставников. Так, о гандболе в городе узнали в секции М. В. Зорича. Возрождение в Чирчике былых баскетбольных традиций связано с деятельностью тренера А. Н. Павловской. Все наставники разные, один на другого не похожие. У каждого свой подход к воспитанию, своя методика. Собственно, у профессионалов, в какой бы области он работал, иначе быть не может. Главное в том, что они прививают ребятам любовь к спорту, что команды, руководимые ими, как говорится, на виду и на слуху. Но еще важнее то, что подростки растут физически крепкими, учатся преодолевать возникающие трудности. На республиканских, ташкентских областных соревнованиях по волейболу чирчикские команды уже несколько десятилетий становятся победителями или призерами. В этом заслуга, прежде всего, тренера детско-юношеской спортивной школы № 1 Анатолия Ивановича Люлина.
А. И. Люлин - человек немногословный, о своей работе много говорить не любит, но для нашей газеты сделал исключение.
- Анатолий Иванович, одно время наставников делили на "добрых и жестоких". Ныне, кажется, такое деление и связанные с ним споры канули в лету.
- И хорошо. Я не думаю, что воспитанники, как вы говорите, "доброго тренера" могут добиться значительных успехов. Наставник не должен быть мягким. Он просто должен любить воспитанников, любить свою работу, вкладывать в нее сердце, душу.
Ребят не обманешь. Они видят отношение к ним, к работе. Их отдача такая же. Меня считают "жестоким тренером". Но в нашей работе другим быть нельзя. Любовь проявляется через строгость, звучит парадоксально, однако это так.
- Вот мы и подошли к основной теме разговора: роль тренера. Бывает, что даже из ребят с хорошими физическими данными может получиться лишь средняя команда. Все зависит от тренера, его квалификации. Ведь так?
- С этим никто спорить станет. Хотя как успехи, так и неудачи объяснять только квалификацией наставника было бы, на мой взгляд, не совсем правильно. Определить эффективность работы тренера-игровика сложнее, чем, скажем, наставника по легкой атлетике или плаванию. Там объективным критерием могут служить секунды, минуты, метры. В игровых видах к победе или поражению ведут разные обстоятельства. У нас, я думаю, характер тренера имеет чуть большее значение для достижения результатов.
- Как Вы стали тренером?
- Первые тренерские шаги начал делать в 1971 году, когда сам еще играл за сборную Узбекистана, учился на заочном отделении в Узбекском государственном институте физической культуры. Но, считаю, по-настоящему стал тренером, когда мне, молодому специалисту, доверили руководить юношеской сборной Ташкентской области. Серьезным экзаменом стали республиканские соревнования в Намангане, прошедшие в рамках первой Спартакиады среди детей и подростков. Мы вышли в финал, по пути к которому обыграли команду Ташкента. В матче за первое место уступили сборной Ферганской области. Точно по такому же сценарию прошли для нашей команды и первые Республиканские юношеские игры. Опять победа над Ташкентом, опять проигрыш Фергане.
- В спорте выражение "Ничто не вечно" быстротечно. Наступает время, когда "лавры" достаются другим. Получается, стал хуже работать тренер бывшей команды-победительницы? Обычно нет. Изменяются обстоятельства, сильнее становятся соперники. Словом, причины разные, в каждом конкретном случае свои. Тем не менее, тренерский профессионализм был и остается одним из важнейших факторов успеха. Согласны?
- В общем, да. Хотя, повторю, не менее важное значение имеет отношение к воспитанникам.
- В вашей секции занимаются около 50 юношей и девушек. Будучи тренером Ташкентских областных юношеских сборных, Вы могли бы вести только две группы совершенствования. Чем это объясняется?
- Как быть тогда с другими желающими? Отказывать, говоря, что секции переполнены? Так уважающие себя и свой труд тренеры не поступают.
Тренировки, проводимые Люлиным, плотные, насыщенные. Волейболисты постоянно в движении, о расслабленности и речи не может быть. Невольно вспоминаешь знаменитое выражение: "Тяжело в ученье, легко в бою". Правда, с оговоркой. На соревнованиях эмоциональное напряжение такое, что словами не передать. В "бою" все же сложнее.
И такой факт. В конце каждого года в Чирчике по инициативе А. И. Люлина проводятся международные соревнования по волейболу. Кто-то может сказать: что в этом особенного? Подумаешь, на один турнир больше. Однако для ребят каждое соревнование - событие. А когда число состязаний, вместо того, чтобы увеличиваться, уменьшается, это событие становится особо значимым. Это и есть официальная оценка отношения А. И. Люлина к труду.
Анатолий Иванович Люлин - тренер высшей категории. Таких в волейболе по республике можно по пальцам одной руки пересчитать. Его воспитанники, повзрослев, играют в сборной Узбекистана, в командах, выступающих на чемпионатах республики.
Кроме того, в этом году на Августовской конференции среди педагогов, посвященной итогам 2013-2014 учебного года и планам на предстоящий 2014-2015 учебный год, за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения и многолетний плодотворный труд тренер СДЮСШОР № 1 Анатолий Иванович Люлин был награжден Почетной грамотой и ценным подарком от Ташкентского областного Управления народного образования.
Регулярные телефонные звонки и поздравительные открытки к знаменательным датам и праздникам из разных городов СНГ и дальнего зарубежья свидетельствуют о том, что спортсмены и бывшие воспитанники А. И. Люлина никогда не забывают своего наставника. Это и есть то, чем может гордиться настоящий педагог-профессионал, кем и является Анатолий Иванович Люлин.
Беседовал С. ГАПИЧ.
gazetachirchik@umail.uz
|
|