Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Региональные события
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Педагогика: поиск, творчество

НЕЛЬЗЯ УЧИТЬ, ДУШИ НЕ ОТДАВАЯ

Урок русского языка в 7 классе. Учитель объясняет учащимся тему "подчинительные союзы", а затем, для закрепления пройденного материала предлагает каждому составить несколько предложений с этими союзами. На выполнение задания дается несколько минут. После этого ребята по одному выходят к доске, зачитывают составленные предложения, а класс определяет, какие виды союзов были использованы в них.

- Эта схема закрепления пройденного материала помогает задействовать практически весь класс. И сразу же становится понятно, кто и насколько усвоил новый материал, - говорит преподаватель русского языка и литературы школы № 9 Елена Геннадиевна Хуснутдинова.

Педагогический стаж Елены Геннадиевны - 21 год. За эти годы в ее учительской "копилке" набралось немало средств и методов, использование которых помогает заинтересовать учащихся, научить их не просто зазубрить тему, а осмыслить, понять пройденное. Ей удается достучаться даже до тех ребят, которых другие педагоги признают "трудно поддающимися обучению". При этом Е. Г. Хуснутдинова никогда не повышает голоса, даже в самых сложных ситуациях сохраняет достоинство и самообладание. Считая, что криком невозможно добиться положительных результатов, она, в работе с "трудными" учениками использует различные психологические методы воздействия. Так, например, если ученик разговаривает на уроке, мешая и одноклассникам, и преподавателю, Елена Геннадиевна вызывает его к доске и предлагает вести урок вместо нее, а сама в это время садиться за парту и начинает вести себя как непослушный ученик. Вызванный к доске провинившийся ученик быстро понимает насколько неудобно рассказывать что-то у доски, когда в классе нет полной тишины. После такого "опыта" желание разговаривать на уроке, отвлекая учителя, у самого ученика, да и у его одноклассников появится не скоро!

Подобным же образом учитель разрешает и другие сложные моменты, неизбежно возникающие практически в любом классе.

За годы работы в школе Е. Г. Хуснутдинова убедилась в том, что для того, чтобы стать педагогом, недостаточно просто в совершенстве владеть знанием своего предмета, что для продуктивной работы с детьми необходимо хорошо разбираться в их психологии, ну, и конечно же, безмерно любить детей и свою работу.

- Многому я научилась на примере своей мамы, которая 40 лет проработала преподавателем в Чирчикском индустриальном колледже, - рассказывает Елена Геннадиевна. - Именно глядя на нее, я и решила стать учителем. Причем, эта мечта появилась еще в детстве. Читая книги и уча уроки, я уже тогда представляла, что читаю и объясняю это своим друзьям и одноклассникам. Только в отличие от мамы, которая преподавала спец. предмет по точным наукам, я выбрала гуманитарное направление. Тяга к чтению, к литературе у меня тоже с детства, да и грамотность, можно сказать, врожденная, поэтому русский язык и литература были и остаются моими любимыми предметами.

Поставив перед собой цель, Е. Г. Хуснутдинова приложила все силы, чтобы добиться ее, и после окончания школы поступила в Республиканский педагогический институт русского языка и литературы, окончив который в 1992 году, пришла работать в школу № 15 г. Чирчика. В этой школе она проработала до 1997 года, а затем перешла работать в "свою" школу, где ее помнили еще старательной и способной ученицей - в школу № 9, где работает и по сегодняшний день.

- Большую помощь и поддержку в первых педагогических шагах мне оказали преподаватель узбекского языка школы № 15 А. Б. Беликова, преподаватели школы № 9 В. Ф. Осипова, И. А. Асанова и другие, - вспоминает Елена Геннадиевна. - Эти педагоги, оказавшись рядом, позволили мне, молодому учителю, овладеть основами профессии, закалиться в трудностях.

Сегодня Е. Г. Хуснутдинова уже сама наставник молодых педагогов, которым старается помогать и советом, и делом, посещая их уроки и приглашая их на свои открытые занятия.

В детях Елена Геннадьевна видит не просто учеников. Они для нее - источник вдохновения.

- Во время уроков я отдаю свои знания, свою энергию ученикам, и в то же время черпаю энергию и многому учусь у них, - делится Елена Геннадиевна. - Считаю, что ни один урок не проходит даром ни для ребят, ни для меня. Как и у каждого человека, у меня бывают моменты, когда одолевает усталость, но стоит только посмотреть в глаза ученикам, особенно тем, кто учится не за оценки, а на совесть, почувствовать их интерес - усталость как рукой снимает.

- В классах по нескольку десятков учеников. Все они разные, с различным уровнем знаний. Многие из них тянутся к знаниям, другие ходят в школу, просто потому, что так надо. С первыми работать проще, однако со вторыми - интереснее. Ведь это настоящее счастье, когда ребенок, до этого не испытывавший никакой тяги к русскому языку или литературе, начинает всерьез интересоваться предметом! - продолжает Е. Г. Хуснутдинова.

Для того, чтобы заинтересовать учащихся, даже тех, кто изначально считает, "что ему это не надо, не пригодится в жизни", Елена Геннадиевна использует множество различных методов. В первую очередь, на конкретных примерах, она объясняет ученикам, где и как им могут пригодиться навыки, например, грамотного письма.

- Если просто пытаться убедить ученика в том, что знание русского языка необходимо, он в большинстве случаев просто проигнорирует внушение, - уверена Елена Геннадиевна. - А вот если попросить его представить простую жизненную ситуацию, например, написание заявления об устройстве на работу, предложив при этом задуматься, кого быстрее примут на работу: того, у кого заявление будет написано грамотно, или того, у кого в каждом слове будет по нескольку ошибок, - тогда ребенок, возможно, изменит свое мнение.

Также на жизненных примерах Елена Геннадиевна доказывает своим ученикам и необходимость знания классической и современной литературы.

Известно, что нормальное учение - есть учение с интересом. Скука на уроках - один из барьеров на пути к гармоничному учебно-воспитательному процессу. Преодоление его является важным условием совершенствования преподавания литературы. Поэтому для того, чтобы заинтересовать учеников каким-либо произведением, Е. Г. Хуснутдинова использует "маленькие хитрости". Так, например, на уроке она кратко рассказывает содержание произведения, или наиболее интересные его отрывки, но… на самом интересном месте прерывает свое повествование, предлагая ребятам самим прочитать и узнать развязку. После этого даже те, кто не особо любит читать, берут в руки книги - интересно ведь узнать, чем все это закончилось!

Кроме того, в своей работе Елена Геннадиевна Хуснутдинова использует творческий подход, организовывая различные уроки - инсценировки, занятия с использованием наглядных пособий, изготовленных учениками. Большой популярностью среди учащихся пользуются нетрадиционные уроки, например "6 шляп", "бином фантазии", в ходе которых ребята не просто осваивают и закрепляют новую тему, но и размышляют, высказывают свои мнения и т.д.

Шагая в ногу со временем, Е. Г. Хуснутдинова широко использует в своей работе современные методы преподавания, например, интегрированные занятия, уроки с использованием ИКТ и другие.

Все это, а также то, что в работу она вкладывает всю свою душу, позволило ей в нынешнем году стать победителем городского и областного этапов конкурса "Учитель года" и получить путевку на его республиканский этап.

Елена Геннадиевна Хуснутдинова является примером не только для учеников и коллег, но и для своих детей, которых у нее двое: 19-летний сын и 5-летняя дочь. Несмотря на то, что работа учителя занимает большую часть ее времени, Елена Геннадиевна не обделяет вниманием и заботой и семью, успевая каждому помочь, подсказать, подарить частичку тепла.

- Поддержка и понимание домочадцев помогает мне в работе, и в то же время работа, педагогический опыт являются большим подспорьем в семейной жизни, - отмечает Е. Г. Хуснутдинова.

Учитель... когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встает перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей, или нет. Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто дает знания по тому и иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

А Елена Геннадиевна Хуснутдинова за годы своей работы помогла сформироваться не одному десятку душ. Поэтому ученики помнят ее, даже по прошествии многих лет после окончания школы. Со многими своими учениками, выпускниками своих классов, она поддерживает отношения, и, как и когда-то в школе, никому не отказывает в помощи и добром совете.

Ю. ШЕВЛЯКОВА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана




Copyright © 2006 — 2020 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO