Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Педагогика: поиск, творчество

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Учителями становятся энтузиасты, мечтающие об этой профессии, как правило, с детства. Труд учителей и преподавателей тяжелый, он требует большого, точнее колоссального терпения и постоянного профессионального совершенствования.

Чтобы сеять разумное, доброе, вечное, нужно обладать многими качествами. По единодушному мнению руководства педагогов школы № 4 они есть у учителя начальных классов, учителя первой категории М. А. Ибрагимовой. Она принципиальна и в тоже время тактична, отзывчива, пользуется уважением коллег. На недавнем кустовом городском конкурсе " Дарс Мукаддас", проходившем в школе № 5, Мухаббат Азадовна заняла второе место.

В семье Ибрагимовых было пять детей. Когда родилась четвертая Мухаббат, Ибрагимовы жили в Хорезмской области Хазарспском районе в селе Питняк. Мать новорожденной работала в местной школе учительницей начальных классов. По ее стопам пошли старшая дочь Гульнара, ставшая преподавателем математики. Отец был инженером-гидромелиоратором.

Жили дружно и интересно. Об этом заботились родители. Отец, Азад Ибрагимович воспитанию детей уделял большое внимание, отдавая этому делу все свободное время. Помогал готовить уроки, был в курсе всех учебных забот ребят. Вообще старался делать их жизнь разнообразнее, всех детей научил играть в шахматы. Устраивал семейные турниры. Они для ребят были одними из самых любимых занятий. Интерес к древней игре Мухаббат Азадовны сохранился и сегодня. Она выступает за свою школу на городских шахматных соревнованиях.

В жизни каждого, есть свои неразгаданные поступки. Вот и Ибрагимовой ныне трудно ответить, почему именно в третьем классе она начала задумываться о будущей профессии. Откуда такой интерес в столь раннем возрасте?

Может он появился потому, что заканчивалась учеба у первой учительницы А. Бабаджановой (тогда начальными считались три первых класса). Она была для девочки, как говорится, и царь и бог. Видя такое отношение, Бабаджанова сделала Мухаббат своей первой помощницей в классе. Если учительницу срочно вызывали, Ибрагимова следила за порядком. Одноклассники ее слушались. Самой Мухаббат это нравилось. Что ж, возможно в эти минуты и возникла мысль стать такой как первая учительница.

Мухаббат Азадовна считает, что именно это желание, а не семейные педагогические традиции, стало главным в ее выборе будущей профессии. Свое решение начала претворять после окончание восьмого класса. Захотела продолжить учебу в Ташкенте в педагогическом училище. Родителей такое решение понятно взволновало. Мать отговаривала от учебы в столичном училище, убеждая, что подобные учебные заведения есть и в Хорезмской области. Отец также, кончено же, переживал, но молча. Вслух намерение дочери одобрил.

Отличнице Мухаббат легко было поступить в Ташкентское училище. За четыре студенческих года событий было столько, что книгу можно написать. И в тоже время они пролетели быстро, как весеннее цветение, оставшись в воспоминаниях такой же прекрасной порой.

А вот начало педагогической работы оказались далеко не столь радужным, как надеялась только что ставшая дипломированной специалисткой Ибрагимова. Ее направили в Хорезмскую область в школу им. Сизова, расположенную недалеко от города Дружба. Школа в области известная, большая - более тысячи учащихся.

Однако радость и даже гордость от такого назначения улетучилась в первые дни работы. Обстоятельства сложились так, что Мухаббат Азадовне дали не первый класс, как она рассчитывала, а третий, оставшийся без учительницы, уехавшей из поселка. Родители учеников были очень недовольны таким решением. Они считали, что новая учительница слишком молода, чтобы учить их детей, уже третьеклассников. Свое мнение высказывали и администрации школы и Ибрагимовой.

Родители, особенно отец, чье мнение она всегда ценила, учителя школы, отнесшиеся к молодому педагогу не только благожелательно, а по отечески, сумели убедить ее, что ничего необычного и страшного нет. Другого отношения родителей из-за молодости Ибрагимовой и не следовало ждать, что через неделю другую все образуется. Так и вышло.

Было это 22 года назад. Много воды утекло с тех пор. Мухаббат Азадовна стала авторитетным учителем, получала разные гранты. О первых же днях работы рассказала, отвечая на мой вопрос. Грустная улыбка непроизвольно появилась на ее лице. Да, память цепко хранит в своих закромах и трудные, тяжелые дни, и хорошие.

Чтобы перевести беседу на более оптимистический лад, стал задавать вопросы о жизни, о сегодняшней работе. Мухаббат вышла замуж за учителя физкультуры Икрама Хидировича Бабаджанова. В их семье трое детей. Семь лет назад Ибрагимовы решили переехать ближе к центру республики. Видно, сказались воспоминания о ташкентских студенческих годах. Но основанной причиной стала забота о будущем детей. В центре возможности для устройства жизни подросших ребят шире. Обсуждали разные варианты переезда. В конце концов остановились на Чирчике. И от Ташкента недалеко, и город с крупными промышленными предприятиями. Работу найти здесь легче, чем в каком-нибудь другом месте. Выбор оказался удачным. Работают все. Старший сын Батыр - сварщик на трансформаторном заводе, дочь Юлдуз после окончания колледжа работает в банке. Младшая дочка Марджана в прошлом году пошла в школу.

Первый вопрос к Мухаббат Азадовне напрашивался сам.

- Кто-нибудь из детей учился у вас?

- Нет. Я делала так, чтобы они учились у других учителей. Считаю, что поступила правильно.

- Мухаббат Азадовна, какие перемены произошли в преподавании в начальных классах за 20 лет?

- Большие. Значительно повысились требования к проведению урока. Если 20 лет назад достаточно было сделать конспект урока, то сейчас к каждому занятию готовлюсь, работая дома по вечерам на компьютере. Стараюсь быть в курсе всех новшеств. Готовлю разнообразный раздаточный материал, придумываю кроссворды, головоломки. На всем этом сделала упор, проводя открытый урок по математике на конкурсе "Дарс Мукаддас" ("Священный урок") в школе № 5. Сегодня инновационные технологии в образовании играют важную роль. Новейшие методики повышают эффективность обучения. Их применение помогает улучшить усвоение материала, больше заинтересовывает учеников, развивает и расширяет креативное мышление и дает ряд альтернативных путей решения, к примеру, математических задач.

Совершенствуются не только программы обучения, а и стиль, способ преподавания. Появляются новые методики, и за всем этим надо следить, во всем разобраться. Но инновационные технологии следует сочетать с традиционными методиками обучения.

В последние годы изменения произошли не только в преподавании предметных уроков. Наши ученики, несмотря на то, что они учатся еще в начальных классах, разбираются в политических вопросах. О них мы много рассказывали на уроках посвященных двадцатилетию независимости Республики Узбекистан, Дню Конституции. Мы воспитываем любовь к Родине с первого класса. В школе этой важной работе уделяют большое внимание все учителя

- Как находите общий язык с учениками?

- Умение общаться с детьми – это, прежде всего, способность увидеть их такими, какие они есть на самом деле. Межличностный диалог с учениками нужно развивать по принципу равенства и взаимопонимания. Однако при этом в основе общения всегда должен быть авторитет учителя.

Стараюсь обращать внимание не только на тех учеников, которые активны на уроке, но и на тех, кто пассивен. Чтобы у детей появился стимул учиться, чтобы они с довольствием шли в школу, нужно стремиться глубже их узнать, увидеть мир их глазами.

- Какой совет дадите начинающим учителям?

- Учитель - это не только профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый. Мастерство же - результат упорного и кропотливого труда и психологического умения. Педагог должен быть деликатным к ученикам, внимательным к тому, что им нравится, формировать их взгляды, воспитывать патриотизм. Надо также учитывать, что сказанное учителем влияет и на интеллектуальное, и на эмоциональное развитие ребят.

Учитель общается не только со школьниками, а и с их родителями. С каждым из них надо найти общий язык, завоевать авторитет, чтобы и для них его мнение было важным, и они выполняли его рекомендации. От такого взаимопонимания зависит многое в воспитательном и учебном процессах.

- Сейчас вы ведете третий класс. Сколько учеников у вас?

- В классе 30.

- Это много для начального обучения?

- Многовато. 25 ребят должно быть максимально. Иначе за урок не успеваешь уделить каждому внимание. Получается пробел.

- В вашей школе в последнее время происходят заметные перемены. С чем это связано?

- Скорее не с чем, а с кем. Несколько месяцев назад директором школы стал А. Муталипов. До этого он работал заместителем директора школы № 6. Она в городе считается передовой, со своими традициями. Заслуга в этом, прежде всего, ее директора С. Х. Кодировой, проработавшей на этой должности много лет. Свои знания, опыт она передает другим работникам. Вот и наш нынешний директор пришел с богатым багажом. Он очень требовательный. Даже уроки посещает постоянно. В обязанности директора школы это не входит, тем не менее, сказывается положительно. Дисциплина стала еще строже, хотя и раньше больших нарушений не было. Чище убираются классы, кабинеты.

- Что, на ваш взгляд, главное в работе учителя?

- Любая учительница скажет: любовь к детям и будет абсолютно права.

- Это аксиома. Другая аксиома свидетельствует, что все дети одинаковы. Тогда почему каждый учитель считает, что ребята, учащиеся в его классе, особенные. Есть кончено, лентяи, хулиганистые, хорошие. Но большинство из них должны вырасти настоящими людьми.

- Здесь нет ничего необычного. Дети, которых мы учим, становятся нам близкими. Выражение "Школа- второй дом" давно стало тривиальным, однако своей сути оно не утратило. Мне приятно даже дорого, когда ребята приходят за советом по своим сиюминутным детским проблемам, которыми порой не делятся даже с родителями, рассказывают что происходит у них дома.

Бывает и так, что сидит мальчик или девочка один урок, другой и упорно смотрит в одно место ни на что не обращая внимание. Значит, в семье что-то случилось. Нужно помогать. Я оставляю его или ее после уроков. Расспрашиваю. Ребята делятся своими трудностями. После доверительной беседы они успокаиваются, из школы уходят повеселевшими.

Детей не обманешь. Они к учителю будут относиться так, как он к ним относится. Равнодушие в воспитании не просто ужасно опасно, его убийственность сравнить-то не с чем. К счастью, равнодушных учителей не бывает. Я во всяком случае таких не знаю. Могу предположить, что если кто-нибудь из учителей охладел к работе, то меняет профессию. В школе равнодушным педагогам делать нечего, они будут белой вороной.

- Дети и подростки сегодня, более прагматичны, чем 30-40 лет назад. Жизнь идет вперед, развивается по определенным правилам. Что здесь поделаешь?

- Ругать молодых во все века было занятием старших. У молодежи свой взгляд на существующее положение вещей, на жизнь. Он, как правило, не нравится тем, кто намного старше. Отсюда расхождения, недовольство одних другими.

Прогресс устанавливает свои законы. Мне обидно, жалко, что компьютер, без которого сегодня не обойтись, многим заменил книгу. Прочитав хорошее произведение, можно потом поразмышлять над узнанным. А мы, учителя, вместе с родителями должны учить не только писать и читать, а и думать. Дело это тонкое, сложное. Успех, прежде всего, зависит от того, насколько мы сможем стать, как я уже говорила, доверенным лицом.

Было время когда, юная Мухаббат мечтала стать такой как ее первая учительница А. Бабаджанова. Слушая сегодня Мухаббат Азадовну, подумал, что ее желание, наверное, даже незаметно для нее самой, давно исполнилось.

Задал последний вопрос: Какую профессию выбирали, если бы вновь представилась такая возможность?

Ответ, как и ожидал, был один: учителя.

Добавить к этому нечего. Да и надо ли?

С. ГАПИЧ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO