Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Педагогика: поиск, творчество

ДЕТСКИЙ САД "ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ"

Для малышей, у которых не все в порядке со здоровьем, в городе существуют дошкольные учреждения компенсирующего вида, т.е. специализированные. Попасть в такой сад достаточно сложно, но усилия окупаются сторицей, поскольку в этих учреждениях проблемы со здоровьем не только учитываются - от них стремятся детей избавить. Все малыши получают самое современное лечение - и медикаменты, и различные процедуры, и занятия лечебной физкультурой (групповые и индивидуальные). Все бесплатно. Каждый ребенок наблюдается специалистами. Все его достижения и неудачи, болезни, сбои и прогрессивные изменения фиксируются. Наблюдения ведут не только медики, но и педагоги.
Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. И такой мир в детском садике № 27 существует.

С 1999 года сюда приходят дети с проблемами развития - синдром Дауна, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, а также дети с различными формами невыраженных нарушений психического и речевого развития. Многие из этих детей живут в семьях, где их нежно и болезненно любят. С одной стороны, родители хотели поместить малышей в детский сад, с другой, сомневались: как там будут за ними ухаживать? Они ведь беспомощные, сами многого не умеют.

Жизнь же детсада № 27 построена так, что каждый ребенок участвует в тех занятиях (индивидуальных, подгрупповых, групповых), которые необходимы для его развития. Но большую часть времени дети проводят вместе: играют, рисуют, танцуют, поют, лепят. Детский сад работает и как образовательное учреждение, т. е. с детьми работают педагоги, и как лечебное учреждение - есть занятия лечебной физкультурой, физиотерапия; детей наблюдает психолог, при необходимости проводится медикаментозная терапия. Сотрудники - и медики, и дефектологи, и воспитатели - имеют большой опыт работы с детьми с отставанием в интеллектуальном развитии.

Составная часть "специальный" или "коррекционный" в названии детского сада № 27 означает, что в нем созданы особые условия, которые необходимы для преодоления или нивелирования определенных недостатков развития ребенка в дошкольный период.

Сюда направляются дети с так называемой "задержкой психического развития", причем не только Чирчика, но и из Таваксая, Азадбаша, Кибрайского района.

- Часто этот термин крайне пугает родителей. Однако, если трактовать его упрощенно, то он означает, что у ребенка есть специфические проблемы, которые не позволяют ему активно осваивать окружающие его мир и поэтому он отстает в развитии. Развитие может отставать сразу по всем показателям, и тогда мы говорим о гармоничной задержке психического развития. Но чаще специалисты сталкиваются с "задержками", когда та или иная психическая функция отстает в большей степени (а может быть даже нарушена) и влечет за собой отклонение в развитии остальных, говорит заведующая детским садом № 27 Саида Нигматуллаевна Юлдашева.- - Существовавшая в СССР система изоляции "особых детей" приводила к тому, что даже малыши с относительно легкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Если раньше маму еще в роддоме уговаривали оставить "неполноценного" ребенка, сдать его в учреждение собеса, то теперь все больше детей с умственным отставанием оказывается под опекой любящих родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей и специалистов такой ребенок имеет возможность претендовать на образование и лечение. Практика показывает, что даже самые "тяжелые" дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Малыши, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники.

Работа разных специалистов (воспитателя, психолога, дефектолога и других) направлена на то, чтобы дать ребенку шанс максимально развить те способности, которые возможно. Наш специальный детский сад, который сегодня посещают 46 воспитанников, - это особая развивающая среда, способствующая преодолению задержки развития. Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы направлены на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики умственно отсталых дошкольников, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.

Следует подчеркнуть, что специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление...

Творить, выдумывать, делать открытия работающим в детском саду № 27 педагогам и воспитателям приходится каждый день, ведь сюда ходят дети с особыми нуждами и они требуют необычного подхода. Для них нет фразы: "Не получается, не могу", здесь говорят: "Не получается - придумай". Придумывают - и получается.

- Нашей главной задачей является не столько обучение ребенка, сколько развитие и коррекция его недостатков в процессе обучения, - говорит дефектолог Елена Викторовна Денишева. - Развитие речевого слуха, нормализация звукопроизношения и грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие связной речи - на это нацелена вся программа обучения, причем обязательно в игровой форме.

Занятия строятся на элементах подражания, на создании образов. Например, нам надо обучить детей маховым движениям рук. Мы говорим: "Сейчас наши руки станут крыльями, как у большой птицы. Как птица летает? Как она крыльями машет?" И начинаем махать руками, и дети пытаются повторять движения. "Как вода шумит? "Ш-ш-ш..." Вода шумит, а мы так дышим". Чтобы добиться лучших результатов и учесть особенности каждого ребенка, мы проводим занятия с малыми подгруппами или индивидуально.

- К примеру, лет 30-40 назад было принято считать, что дети с синдромом Дауна просто отстают в развитии, - говорит дефектолог Антонина Семеновна Рябова. - Это не так - они просто совершенно другие, у них есть свои сильные и слабые стороны, и заниматься с ними нужно по-другому. Да, у этих деток слабый мышечный тонус, плохая моторика, кратковременная слуховая память, проблемы с запоминанием, с концентрацией внимания. Но зато у них развиты способности к зрительному восприятию, умение пользоваться наглядными пособиями, воспринимать текст, осваивать новые навыки на примере других людей. Кроме того, они добры, нежны, привязчивы и совершенно не умеют обижаться на других.

Умственно отсталые дети очень зависимы от внешней оценки. Им нравится, когда их поведение одобряют взрослые. Поэтому они изо всех сил стараются копировать "хорошие" манеры и "хорошие" поступки других. Иногда нам кажется, что мы присутствуем при совершении чуда. Вот приходит в группу девочка - какая-нибудь замкнутая и угрюмая. Проходит время, и она совершенно преображается - превращается в милую девочку, которая спокойно вступает в контакт с другими детьми, умеет танцевать, не стесняясь, расскажет стихотворение... Разве это не показатели социальной адаптации?

Как известно, на детей с нарушениями развития музыка, искусство оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Поэтому занятия групповой музыкотерапией с успехом посещают все малыши детского сада.

- Музыка воздействует на глубинные сферы психики ребенка, на его эмоции, способствует развитию чувства ритма, пространственных и временных представлений, - считает Наталья Викторовна Полякова, проработавшая в детсаду № 27 немало лет.- Мы формируем группы, в которые подбираем детей по сходству их проблем в социальной адаптации, по психологической совместимости и другим критериям.

Включая в работу с детьми музыкальные занятия, мы не ставим себе целью развитие собственно музыкальных способностей или овладение навыками пения и игры на музыкальных инструментах. Основные элементы занятий - логоритмика, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы - направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.

- Наш детский сад, кроме всего прочего, выполняет еще одну важнейшую функцию - позволяет работать родителям своих воспитанников. Или же отдыхать, - делится своими мыслями дефектолог Зинаида Андреевна Муртазаева. - Потому что растить детей с особыми нуждами - тяжелейший, выматывающий труд.

Семейная жизнь таких родителей полна напряжения, очень скудна на простые человеческие радости, и, как правило, бедна. Больной ребенок привязывает к себе. Поэтому в детский сад довольно большая очередь. Родители разговаривают друг с другом, общаются между собой и с родителями детей из других групп, помогают друг другу, если есть возможность. Они уже не остаются один на один со своей бедой. Они вместе с нами. У нас в детском саду есть психолог, к которому всегда можно прийти и поговорить о своих проблемах. Ведь не пойдешь куда попало с такой проблемой! Наш психолог Захира Уткировна Исраилова учит родителей, как увидеть в их сыночке или доченьке положительные черты, как ему радоваться. Задача очень тяжелая. Но мы отдаем ей много сил и времени. Иначе просто нельзя...

- Известный психиатр Всеволод Кащенко утверждал, что нет среди этих детей безнадежных - надо только знать, чему их учить и как учить, - говорит депутат городского Совета народных депутатов, заведующая детским садом № 21 Светлана Владимировна Грязнова, которая входит в состав депутатской комиссии по молодежной политике и здоровому поколению. - Но сначала их надо принять, полюбить такими, какие они есть, найти пути к ним. И коллектив детского сада № 27 день за днем помогает особенным детям жить в ладу с окружающими.

В.ПАВЛОВСКАЯ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO