Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Как живешь, махалля?

КОКТЕЙЛЬ БОЛИ И ОДИНОЧЕСТВА

В июле 2003 года Фарида Оспанова родила пятого ребенка - девочку, совсем крошечную и беспомощную. Она громко кричала, как бы предчувствуя боль и одиночество, те невзгоды, которые приготовил ей неизвестный пугающий мир. Рихсинисо не повезло с самого рождения. Трижды. Спустя немного времени, когда проявились отклонения в развитии, врачи поставили диагноз: "детский церебральный паралич". Через год умерла мама, которая часто болела и не успела оформить инвалидность малышке, а значит, и положенную пенсию Что такое немудреные радости детской жизни, вроде похода в парк на качели-карусели, маленькая Рихсинисо так никогда и не узнала. Да и узнает ли?

Когда ребенка бросают родители, их обязанности берет на себя государство. Но не в случае с Рихсинисо. Уж слишком много проблем надо было решить, чтобы помочь малышке жить в благоприятных условиях. Обычно этим занимаются родители, но отец не вернулся из Казахстана, куда уехал на заработки, а мама умерла. Опекунство над ней никто не оформлял. После смерти матери девочка жила с тремя сестрами и братом, который через несколько лет погиб. Сначала они жили в трехкомнатной квартире, затем переехали в двухкомнатную, а в последние годы - в общежитии семейного типа в четвертом микрорайоне.

Полгода назад о Рихсинисо узнали члены городского кенгаша УзЛиДеп. Увидев, где и в каких условиях живет семилетняя девочка с детским церебральным параличом, они пришли, в буквальном смысле слова, в ужас.

- Крошечная кухня и коридорчик, обшарпанная ванная и туалет, в комнате (не более 20 квадратных метров) практически нет мебели - так живут старшая сестра - 25-летняя Насиба с двумя детьми, средняя сестра 19-летняя Наргиза с дочкой, младшая сестра 18-летняя Сабина и семилетняя Рихсинисо, - делится своими впечатлениями Светлана Арслановна Лихоносова. - Получается менее трех квадратных метров на человека. Причем ни Насиба, ни Наргиза постоянно не работают из-за отсутствия документов, а случайные заработки то есть, то нет. Сабина же работает официанткой в кафе. Нужда, недостаток финансовых средств даже на питание сразу бросается в глаза. К тому же старшие сестры не утруждают себя соблюдением чистоты и порядка, комната в антисанитарном состоянии. И вот здесь живет девочка с ДЦП.

В жизни Рихсинисо много такого, чего здоровым людям не понять. То, что для них ежедневно и как бы между прочим - для ребенка с особыми потребностями великий труд: умыться, почистить зубы, причесаться, помыться в ванной хотя бы раз в неделю, переместиться к окну в июльскую жару, чтобы подышать свежим воздухом, - все это должен сделать за ребенка с инвалидностью и для него другой человек. Но рядом с ней зачастую не оказывается никого.

Своего средства передвижения - кресла-коляски у нее, конечно, нет. Это непозволительная роскошь. Дни девочка коротает в постели, если можно так назвать кучи какого-то нечистого тряпья. Даже книги не могут скоротать время для этой девочки, потому что она не умеет читать.

С таким вот "букетом" проблем столкнулись узлидеповцы. И не отделались выделением энной суммы материальной помощи, а решили помочь оформить Рихсинисо в специализированный интернат. Но совладать с бюрократической машиной оказалось не так-то просто.

Для детей с ограниченными возможностями в Узбекистане функционируют 86 специализированных школ-интернатов. В этих учебных заведениях созданы все условия для того, чтобы дети могли получить достойное образование и профессию. Этим заведениям государство уделяет ничуть не меньше внимания, чем общеобразовательным.

В настоящее время в республике реализуется проект по внедрению инклюзивного образования. То есть дети с ограниченными возможностями, по их желанию и с одобрения специальной комиссии, имеют возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях

Но в специализированный интернат без оформления документов об инвалидности и пенсии не принимают. Чтобы оформить эти документы, надо пройти стационарное медицинское обследование, а старшие сестры не горят желанием этим заниматься. Вот и приходится узлидеповцам сестер "водить за ручку" в паспортный стол, махаллю, относить анализы Рихсинисо в лаборатории - в общем, по всем необходимым инстанциям.

Но это еще не решение проблемы. В городском отделе социального обеспечения С. А. Лихоносову "обрадовали" сообщением о том, что на путевки в специализированный интернат очередь. Впрочем, она уже сталкивалась с такой "срочностью", когда несколько лет назад городской кенгаш УзЛиДеп помогал устраивать в специальное учреждение мальчика. Путевку в интернат "выбивали" 8 месяцев.

В то же время медики считают, что при ранней медицинской помощи, правильном уходе, физиотерапевтических занятиях многие последствия ДЦП можно сгладить.

- Лечить это заболевание пытались уже давно, - говорит начальник гормедобъединения, много лет проработавшая педиатром Гульнара Мансуровна Замариддинова. - Но еще совсем недавно большинству больных ДЦП помочь было невозможно. Сейчас положение изменилось. ДЦП теперь действительно лечат. Для этого применяется множество методик: от массажа и микроволновой терапии до хирургических операций. Каких-то общих универсальных рекомендаций и чудо-средств нет. Устранить повреждения головного мозга нельзя, но помочь ребенку с ДЦП адаптироваться в окружающем мире и обществе можно. В принципе, если у ребенка не тяжелая форма ДЦП с грубым поражением двигательных и интеллектуальных функций, у него есть все шансы получить образование, освоить достойную специальность и стать полноценным членом общества. Повторю, что помощь таким детям медики оказывают в полном объеме, но все же основная тяжесть ложится на плечи родителей.

А судьба забрала у Рихсинисо тех самых родителей, которые дали ей жизнь, но не могут помочь в ней адаптироваться.

Представьте себе боль ребенка с особыми потребностями, когда любви она не находит, а вместо этого чувствует, что она лишняя и ненужная. Представьте себе боль девочки с особыми потребностями, которая чувствует, что не принесла в этот мир ничего, близкие мучаются с ней. Она стыдится себя, своей болезни, думает, что недостойна любви. Но ребенок, даже изуродованный болезнью, остается человеком, остается личностью, и нуждается в том, в чем нуждается всякий человек и всякая личность.

Невозможно предугадать, что ждет пока еще маленькую Рихсинисо в будущем. Но что бы ее ни ожидало, очевидно, что любые трудности или испытания судьбы она сможет преодолеть только в том случае, если будет верить в свои силы. А именно в детстве закладывается весь фундамент жизни, личность обретает веру в себя, учится любить или наоборот теряет уверенность, замыкается в себе... И здесь неоценимый подарок ребенку могут сделать те, кто находится рядом. От родных сестер Рихсинисо этого, по всей видимости, не дождется. Значит, в ее судьбе должны принять участие махаллинский комитет № 34, активисты женсовета, общественных организаций" и другие неравнодушные люди. Ведь от них в значительной мере зависит, как в будущем будет жить эта девочка, расцветет ли ее душа нежным цветком...

В. ПАВЛОВСКАЯ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO