Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Люди твои, Чирчик!

ЖИВОПИСЦЫ, ОКУНИТЕ ВАШИ КИСТИ

Стихи, лишь кажущегося простым, а на самом деле тонкого и очень своеобразного поэта и исполнителя своих песен Б. Окуджавы берут за душу. Будто всегда были в подсознании, а поэт силой своего таланта их озвучил. Теперь они заняли свое истинное законное место - в тех сокровенных уголках души, где хранятся доброта, мысли о красоте мира.
Эти стихи не раз вспоминались после посещения очередной выставки работ чирчикских художников. Трудно, да и, пожалуй, невозможно передать значение вернисажей. Оно индивидуально. Но рождается и общее настроение. Выставки помогают забыть хотя бы на время повседневные заботы, хлопоты, неприятности. Душевный настрой становится спокойнее, благожелательнее.
В чем же сила живописцев? Секрет их воздействия на нас? Определить и объяснить такие сложности опять же вряд ли возможно. Однако можно попытаться хотя бы приблизиться к этому. Помочь здесь может только сам художник, живущий в своих и своими картинами, ставший своеобразным передаточным звеном своей энергетики в ее реальное воплощение в картине. Точнее, подсказать, как лучше ориентироваться в этих сложностях.
Об этом и вообще о живописи беседа с одним из самых авторитетных и активных членов творческого объединения чирчикского художников Р. И. Кимом.

- Роберт Иннокентьевич, кто такой, на ваш взгляд, художник? Он чем то отличается от других людей?

- Считаю, что не отличается. Художник, как и все, прежде всего должен жить интересами общества, не уединяться, как монах - отшельник в келье, в своей мастерской.

- С этим спорить вряд ли кто станет. Но я, задавая вопрос, имел в виду его профессиональную деятельность. Известный русский писатель К. Паустовский, весьма интересовавшийся вообще творчеством, людьми, занимающимися им, отмечал, что можно смотреть, а можно смотреть и видеть. В этом большое отличие. Творческим людям присуще не только смотреть, а и видеть, видеть людей, окружающий мир по-своему. Кстати, так поступать посоветовал тогда еще начинающему писателю художник. Он сказал, что людей и природу Паустовский должен воспринимать так, будто ему обязательно надо написать о них. Тогда разнообразнее, богаче станет все, с чем и с кем он сталкивается. Разве художник был не прав?

- Конечно же, прав. Просто вопрос очень широкий. Отвечая на него можно делать упор на разные стороны, аспекты - жизнь, мировоззрение, творчество. Чтобы было нагляднее, лучше взять какого-то конкретного живописца.

- Вам кто из художников не то, чтобы больше нравится, а так сказать, ближе по духу?

- Нидерландский художник 16 века Питер Брейгель старший, прозванный Крестьянским. Он был инициат-ром искусства опирающегося на национальные традиции, фольклор. В творчестве Брейгеля переплелись юмор, фантастика, гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания.

- Что важно для художника?

- На мой взгляд, важно найти свою, так сказать, нишу в творчестве. И в ней показать свой взгляд на мир.

- Как Шишкин, любивший рисовать лесные чащи, мощные огромные дубы, или Айвазовский, почти на всех картинах изображавший море и не всегда с людьми?

- Сравнение высокое. Однако не совсем точное. То есть не всегда оказывается точным. Да, в Чирчике есть художники тяготеющие к определенной, конкретной нише. Так, Энвер Минарифов любит писать животных. У одного из старейших наших живописцев Г. Г. Бажажина почти на всех картинах горы. Геннадий Григорьевич художник - альпинист.

Активно и плодотворно работает, являясь и руководителем кружка художников во Дворце химиков Фуркат Усманов. Он тонко подмечает и умело передает в своих шаржах отношение людей друг другу, быт. Его рисунки ироничны, но лишены сарказма. У других художников эта ниша может по тематике расширяться, особенно когда они рисуют философские полотна. Мне нравится работа сурхандарьинского мастера Рустама Базарова "Вдвоем по жизни". В ней нет ничего бросающегося в глаза с первого взгляда. Идут мужчина и женщина, причем изображены они сзади. Этот прием, даже вернее сказать находка, лучше настраивает на размышление, домысливание картины. Одеты двое просто, скорее бедно - в телогрейках, сапогах. Погода на полотне пасмурная, вот-вот может пойти дождь. Тем не менее, даже не смотря на все это, ощущаешь, чувствуешь, что эти двое счастливы именно вдвоем. Идя так по жизни, преодолеют трудности, преграды.

Видно, и живописцы могут настраивать своими произведениями на преодоление сложностей. Вообще, уверен, этому надо учиться с детства, жизнь у таких подготовленных людей складывается легче.

- Вы сказали о домысливании. Не оно ли вместе с удовольствием получаемым от знакомства с понравившейся картиной являются и источниками рождения флюидов, идущих от полотна к зрителю, о которых любят говорить иные ценители?

- Не знаю. Меня эта тема, честно говоря, мало интересует.

- Но ведь вы не станете отрицать воздействие и на сегодняшних, правда, подготовленных к восприятию искусства посетителей музеев полотен метров живописи. Это гении эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи и Рафаэль, чьи мадонны - "Мадонна Литта" и "Мадонна Конестабле" стали символами материнского счастья и в то же время в глазах можно увидеть волнение за будущее своего ребенка. Какими богатыми и великолепными красками написаны эти полотна.

Интересны и Тициан, и Эль Греко, всех, даже великих не перечислить.

А возьмем живопись древнерусских мастеров. Знаменитая "Троица" Андрея Рублева. Его росписи деисусного чина Успенского собора во Владимире, Успенского собора на Городке в Звенигороде. В них художник подчиняет все главной мысли - прощению человечества. Это нежный колорит, текучесть свободно и плавно струящихся линий, спокойствие лиц. Его образы добры, мягки.

По другому написаны, однако не менее интересны росписи соборов Феофана Грека. Его творчество ярко своеобразно, строго и лаконично.

Под воздействием этих великих живописцев были созданы многие иконописные произведения XIV, XV и последующих веков. Мастерство гениев от живописи восхищает и сегодня. Не так ли?

- И это мнение не буду оспаривать. Добавлю только, что высот искусства они достигли потому, что сузили свою нишу к библейским сюжетам. Это дало возможность проникнуть в независящую от времени вечность.

- Где вы учились?

- В Ташкенте. Закончил известное в республике училище им. П. П. Бенькова, где занимался у опытного преподавателя В. Петрова. Он многому научил меня.

Если уж рассказывать о первых шагах в живописи, то следует сказать и об уроках одного из лучших художников Узбекистана академика А. А. Абдуллаева. Познакомился с ним случайно. Когда учился на третьем курсе в училище, в "Доме знаний" проходила персональная выставка А. А. Абдуллаева. Я, конечно, пошел ее посмотреть. Стою у картины "Мать", изучаю как написано понравившееся полотно. Подходит какой-то мужчина. Я сначала не обратил на него внимания. Спрашивает: "Как картина?" "Нравится", - отвечаю. "А что именно нравится?" - продолжает расспрашивать он. Я сказал. Разговорились. К моему большому удивлению оказалось, что мой собеседник сам А. Абдуллаев. Узнав, что учусь в училище Бенькова, пригласил к себе в студию. Я пришел. Он предложил мне нарисовать натюрморт, сам выбрал и расставил предметы для него. Я, конечно, старался рисовать изо всех сил. Хозяин студии молча наблюдал. Когда я закончил, взял большую кисть и несколькими мазками так оживил мой натюрморт, что он стал неузнаваемым. Я изумился, помню, мелькнула мысль: вот что значит большой художник.

Потом приходил в мастерскую еще несколько раз. Абдуллаев рассказывал о Ленинграде, где учился в академии живописи, но не успел закончить ее из-за начавшейся Второй мировой войны, беседовали об искусстве. Слушая его, убедился, что правильно выбрал профессию, решив стать художником.

- Коли речь зашла о профессии, скажите, в чем разница между профессиональным художником и самодеятельным?

- Мне не нравится такое деление. Профессионализму учат мастера своего дела. Это, естественно, сказывается. Но профессионализм обычно невольно связывает определенными рамками. А самодеятельному художнику проще и легче позволить себе строить картину так, как захочется, как нравится, не думая хорошо это или плохо с точки зрения, так сказать, академизма. На мой взгляд, лучше не заниматься делением, а всем предоставить свободу творчества. Такой свободой, кстати, пользуются давно многие художники.

- Импрессионисты стали ярким примером этого. Интересно отношение к ним идеолога и одного из главных учредителей созданного в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок И. Н. Крамского. Он побывал в Париже в 1867 году, когда начинался рассвет импрессионизма. Весьма своеобразно его впечатление о них. "Лежите вы в траве, кругом чаща лесная, вы лежите долго, вас как будто, сон клонит и в это время ваши глаза то видят предметы, то нет, краски в глазу начинают мелькать, мешаться у вас вместо леса в мозгу начинаются галлюцинации, и такая выходит радуга и фантастическая чертовщина, что вы уже потеряли нормальное употребление вашими чувствами. И это некоторые французские пейзажисты передали очень интересно...Глава новой школы - Мане. В нем бездна силы, энергии, колорита и натуры, но пишет человек близорукий. Он до такой степени иногда удачно передает впечатление света на человека, только что проснувшегося, что хоть куда".

При всем при этом Крамской был уверен, что "будущее за ними" (Импрессионистами). Как вы к ним относитесь?

- Мне импрессионисты нравятся. У них все свое: ниша, метод, почерк.

Да, рассказывая о художниках, нельзя не затронуть их совместную работу. В 70-80 годы XX столетия в подмосковном селе Абрамцево, принадлежащем богатею и меценату С. Мамонтову, жили и работали художники И. Репин. В. Поленов, В. Васнецов. В. Серов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин, М. Нестеров. Привожу этот факт потому, что несколько чирчикских живописцев и вы в том числе прошлое лето провели вместе на Чарвакском водохранилище. Как прошло то время?

- Идея провести лето вместе на водохранилище принадлежала неутомимому организатору всех наших мероприятий художнице Ольге Михайловне Щуровой. Я, моя жена Галина, тоже художник, дочка Аня, другие живописцы, судя по их отзывам, остались довольны. С этюдниками исходили окрестности водохранилища, по вечерам беседовали. Лучше узнали друг друга, в Чирчике так общаться не удается.

В конце лета даже хотели сделать выставку для местных жителей. Не получилось.

- Почему?

- Из-за лени.

- Как из-за лени?

- Выяснилось, что в полную силу работал только Владимир Иванович Елизаров. Он нарисовал много этюдов, закончил несколько картин. У других же, и у меня большинство работ остались незавершенными. А неоконченную картину художник выставлять не станет. Поэтому решили выставку не делать. Тем не менее, повторю, все жившие у водохранилища остались довольны. Считают, что время провели с пользой. Этюды, впечатления используются до сих пор в работе над картинами.

- Какими принципами руководствуетесь в работе?

- Все, чем бы ни занимался, следует делать в полную силу, с душой, ко всему подходить творчески. Только тогда работа будет приносить удовлетворение, а порой и радость.

С. ГАПИЧ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO