|
МАВЛЮДА ШОМАХСУДОВА: "ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА"
В связи с 20-летием независимости Узбекистана заведующая детским дошкольным учреждением №8 "Умид" Мавлюда Рауфовна Шомахсудова награждена памятным знаком "Узбекистон Республикаси мустакиллигига 20 йил".
"Постоянная жажда знаний, желание полнее передать их детям, требовательность к себе, скромность и доброта, порядочность абсолютно во всех поступках - все это привлекает к ней и малышей, и коллег по работе. Большой опыт работы, эрудиция, высокий профессионализм, педагогический такт в общении - все это характерно для нее. Опыт ее работы - пример непрерывного совершенствования, - говорит заведующая детским дошкольным учреждением № 21 "Калдыргоч", депутат городского Совета народных депутатов Светлана Владимировна Грязнова. - Я часто с ней советуюсь, заряжаюсь от нее энергией, оптимизмом, умением не реагировать на мелкие неурядицы в жизни. Я искренне рада, что ее труд удостоен большого внимания со стороны главы государства.
Можно позавидовать тем людям, которые полностью реализуют себя в профессии. Заведующая детским дошкольным учреждением № 8 "Умид" Мавлюда Рауфовна Шомахсудова - из таких счастливчиков. Это именно тот человек, кто точно знает: куда и зачем ведет.
Об воспитателях часто говорят, что работа с детьми - их призвание. Мавлюда Рауфовна Шомахсудова - человек, влюбленный в свою профессию. М.Горькому принадлежат слова о том, что в душе каждого ребенка есть невидимые струны: если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Эти струны умеет находить Мавлюда Рауфовна в каждом ребенке. Этого же требует и от тех, кто работает в возглавляемом ею детском дошкольном учреждении. Честная, добросовестная, доброжелательная, инициативная, ищущая. Тщательное изучение опыта воспитателей-новаторов помогло ей определить совместный путь в воспитании творческого отношения к делу и со стороны ребенка с родителями, и со стороны воспитателя. Методики, которые применяются в "Умиде" - своеобразный социальный протест против формализации процесса обучения, борьба за творчество во всех его проявлениях.
- Работа с детьми дает возможность человеку проявить все самое хорошее, что в нем заложено: и душевные качества, и способности, - считает ОНА. - Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хотя все мы родом из детства, однако очень быстро забываем этот волшебный мир, не понимая даже собственных детей. Безграничный детский мир намного интереснее и богаче, чем мир взрослого. В задачу воспитателя входит не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, то есть воспитатель должен разговаривать с детьми на одном языке, понимать их.
Свою задачу как заведующая детским дошкольным учреждением Мавлюда Рауфовна видит в том, чтобы разбудить мысль и чувства детей, научить их видеть и понимать прекрасное, самостоятельно искать путь к знаниям. Она считает, что знания учащихся находятся в прямой зависимости от того, насколько педагог умеет активизировать умственную деятельность детей.
А чтобы им было интересно, М. Р. Шомахсудова с помощью родительского комитета благоустраивает детский сад.
Вот колесные шины. Нет, они не валяются просто так. Резина выкрашена в яркие цвета, а внутри располагаются различные фигуры из камней, тоже раскрашенные.
- Дети очень восприимчивы к сочным цветовым гаммам, - поясняет Мавлюда Рауфовна свою задумку, воплощенную в жизнь - А это помогает в работе с дефектами речи. А вот за этой клумбой с розами дети ухаживают сами. Таким образом мы приучаем детей к труду. С прошлого года на нашей территории стали "разгуливать" различные животные, причем, делаем мы их реальной величины,. Вот там "ходит" лань, чуть дальше - зебра, а вот здесь - мартышка сидит на дереве…
- Так ли уж это было необходимо? - переспрашивает с удивлением.
- Да считаю, что это необходимо и очень-очень полезно. Это позволяет формировать у детей устойчивый интерес к живой и неживой природе. Зоопарк в город приезжает от случая к случаю. А представляете, как малышам интересно? Воспитатели и логопеды нашего детсада разработали немало методик игровых форм обучения с использованием таких больших фигур зверей. Я считаю, что в устранении дефектов речи нет универсальных методов, они выбираются и применяются в зависимости от степени и типа дефекта и возраста ребенка, его индивидуальных психических особенностей, темперамента и целого ряда других факторов. Одно дело говорить ребенку, а другое - использовать наглядные элементы…
"О своих детях" она может рассказывать часами, наблюдая за их успехами даже после выпуска из детского сада. Они часто становятся отличниками в школе. Вообще, прошедшие обучение в ее детском саде, показывают отличные результаты. Они подготовлены к школе лучше ребят обыкновенной группы, поэтому и успеваемость выше. Дело в том, что дети занимаются целый день - с утра до вечера.
Одной из важных задач детского дошкольного учреждения является интеллектуальное развитие воспитанников, считает М. Р. Шомахсудова. Чтобы дети развивались гармонично, росли смышлеными, умели грамотно и логично излагать свои мысли, в детском саду накоплен интересный и занимательный материал. В каждой группе созданы интеллектуальные уголки, где дети используют числовые и буквенные фризы, разрезные картинки, шаблоны, трафареты, читалочки, живые слоги.
Все игры эстетически оформлены, имеют занимательный характер и хорошо воспринимаются дошкольниками. Дети с увлечением решают головоломки, кроссворды, шарады, ребусы. Необычная форма ведения занятий: путешествие, КВН, интервью, соревнование увлекают детей, делают их любознательными. Продуманное использование схем, таблиц, интересного наглядного дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание.
Особое внимание в детском саду уделяется изучению с детьми природы родного города. Комплексно используются наглядные, словесные, практические методы и приемы обучения. Выполняя задания, дети знакомятся с объектами природы, их разнообразием, взаимодействием друг с другом. Учатся устанавливать причинно-следственную связь между действиями человека и состоянием природы.
Мавлюда Рауфовна Шомахсудова любима не только воспитанниками детского сада, но и их родителями. С ними она проводит работу так, что уходя с родительских собраний, дружеских встреч, они уносят искорку надежды, что вместе с воспитателями и логопедами могут сделать многое. Каждая встреча с родителями несет в себе не только сумму знаний, но и желание наблюдать, анализировать, думать.
- Самое главное, мы не должны вызывать у детей разочарования, иначе все пропало. Да трудно быть в форме постоянно, под взглядами все замечающих детишек. Они очень наблюдательны, эти дошкольники. Но все трудности компенсируются, когда видишь их успехи и чувствуешь свою сопричастность, - говорит в завершение Мавлюда Рауфовна.
В. ПАВЛОВСКАЯ.
gazetachirchik@mail.ru
|
|