|
ОН ОТДАЕТ СЕРДЦЕ ДЕТЯМ…
Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и справедливого гражданского общества, обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество. Ответственность за формирование образованной молодежи Национальная программа по подготовке кадров возлагает на учителя. Поэт С. Дангулов в одном из стихотворений предлагал поставить памятник учителям в виде "большого человеческого сердца". И это справедливо, ведь основные понятия духовности: любовь к Родине, добро, свобода и независимость, милосердие, справедливость могут передаваться только от души к душе, от сердца к сердцу.
Закир Джалалович Халалов, преподавателя русского языка промышленно-экономического колледжа, знают многие, потому что он часто ведет общегородские мероприятия. Он артистичен, корректен, наделен чувством юмора, владеет и русским, и узбекским языками, и это помогает на торжествах находить с аудиторией контакт. Эти же качества плюс интеллект и опыт делают незабываемыми для его учеников уроки русского языка и литературы. И не только для них.
В конце декабря прошлого года преподаватели других колледжей города пришли на его открытый урок по русскому языку.
Хорошо оснащенный лингафонный кабинет - творческая лаборатория преподавателя, конечно, поразили коллег. Но еще большое впечатление произвело то, как Закир Джалалович мастерски использовал эти технические средства обучения. В исполнении артистов (в записи), преподавателя и учащихся звучали отрывки из произведения А. П. Платонова "Юшка" и романтического произведения М. Горького "Старуха Изергиль".
Через постановку нравственных проблем методом сотрудничества учитель вместе с учениками размышлял о проблемах детской жестокости, грубого обращения со стариками ("Юшка"); эгоизма ("Легенда о Ларре"), подвига во имя людей ("Сердце Данко"). Учащиеся группы № 7, обучающиеся по специальности эксплуатация и ремонт электрических сетей, анализировали проблемы основательно, глубоко, с чувством сопереживания. Педагог работал со всей аудиторией, держал в поле зрения многих учеников. Он умело замечал все изменения в их поведении.
З. Д. Халалов использовал и карточки-задания, с которыми учащиеся работали письменно. На уроке и речи не было о скуке! Уж очень все было интересно.
В ходе изучения русского языка, как иностранного, на литературном материале З. Д. Халалов успешно прививает учащимся навыки вдумчивого чтения, чему способствуют комментарий учителя, параллели и ассоциации с реалиями сегодняшнего дня, чувство сопричастности к событиям. Все это особый профессиональный почерк преподавателя, основа которого в последовательности и системности. Некоторые вопросы оставлены открытыми для последующего обсуждения с учащимся. И это тоже своеобразный почерк педагога З. Д. Халалова.
На вопрос: " В чём секрет прекрасного настроения и неиссякаемого энтузиазма в работе?", Закир Джалалович ответил, что это, во-первых, любовь к детям, во-вторых, желание научить своих воспитанников грамотно писать, любить литературу, воспитывать в них, прежде всего, человечность и порядочность. Известный педагог В. А. Сухомлинский одну из своих книг назвал "Сердце отдаю детям". Эти слова стали профессиональным кредо многих преподавателей, в том числе и для З. Д. Халалова.
Д. МАТАШЕВА.
gazetachirchik@mail.ru
|
|