Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Люди твои, Чирчик!

ДАТЬ КАЖДОМУ ЧАСТИЦУ ДОБРОТЫ

Когда-то Турсуной Тахировна Гулямова мечтала стать актрисой и стала ею, окончив Ташкентский театрально-художественный институт по специальности "актриса драмы и кино" (сегодня это Ташкентский государственный институт искусств). Жизнь внесла свои коррективы в ее планы и мечты. Однако она и сегодня вся в творчестве. Актриса, режиссер, сценарист, психолог, надежный друг - без всех этих навыков и качеств в ее сегодняшней профессии никак нельзя. Работает Т. Т. Гулямова в школе №7, преподает основы духовности и просветительства подрастающему поколению, и делает это мастерски.

Из искусства в образование

- Работать с молодежью непросто, - признается Т. Т. Гулямова. - Мой секрет прост. Я очень люблю детей, люблю с ними работать. Мне нравится, что они такие разные, интересные, талантливые. Дети - лучшие психологи, они очень тонко чувствуют и отношение к себе, и настроение педагога, дают оценку словам и поступкам взрослых. И, конечно, это обязывает, постоянно держит педагога в тонусе. Обучая их, сама учусь у них многому. Процесс обучения становится полезным и для моих учеников, и для меня. А когда всем интересно, уроки проходят на одном дыхании. И когда присутствуешь на занятиях у Турсуной Тахировны, понимаешь, что интересно-то не только детям, но и взрослым.

Все начинается с приветствия. Это своеобразный ритуал, когда сначала преподаватель здоровается с учениками по принципу "меньшинство приветствует большинство". Так повелось с первых лет педагогической деятельности Гулямовой в 90-х годах. Тогда она преподавала узбекский язык в русских классах в родной школе №7. Уже тогда ее воспитанники грамотно говорили по-узбекски, хорошо писали диктанты, общались между собой в соответствии с узбекскими традициями.

Затем, когда для работы в школе педагогическое образование стало необходимостью, Т. Гулямова прошла обучение в республиканском институте повышения квалификации и переподготовки кадров имени А. Авлони и получила вторую специальность - психолог-практик. Сегодня она ведет курс семейной психологии в старших классах, а также преподает основы духовности и просветительства в 7-9 классах. Как известно, это возраст непростой, переходный, период, когда формируется личность подростка, когда молодежь выстраивает свою систему жизненных приоритетов и моральных ценностей. Это время, когда педагог просто не имеет права на ошибку. Турсуной Тахировна старается быть для ребят не строгим ментором, а добрым старшим другом.

Уроки разные нужны, уроки разные важны

Как сделать урок интереснее? Как подать скучную тему так, чтобы увлечь подрастающее поколение? В поисках ответов на эти и многие другие вопросы Гулямова находится постоянно. Это ее задание на каждый день. И, как правило, это домашнее задание выполняется добросовестно и не без творческой задумки. Ее фантазии мог бы позавидовать любой писатель, режиссер. Поэтому и уроки у нее проходят оригинально, нестандартно, увлекательно.

То вы оказываетесь на заседании Олий Мажлиса, где депутаты обсуждают между собой новый законопроект. То вдруг по воле судьбы вас занесло на необитаемый остров, и вы с другими потерпевшими-одноклассниками строите новую цивилизацию, распределяете права и обязанности. Никогда не знаешь, куда Турсуной Тахировна "отправит" своих учеников в следующий раз, какую жизненную ситуацию, среду создаст для того, чтобы воспитанникам было интересно. Уроки-ролевые игры, уроки-тренинги, уроки-дебаты, уроки-семинары. Этот список можно продолжать. Конечно, на таких занятиях даже самый непоседливый, непослушный будет слушать.

Бывают такие моменты в обучении, когда фантазия уступает место многовековой мудрости. И тогда в ход идут народные легенды, притчи, практические примеры из жизни, которые помогают ученикам понять ту или иную тему, что-то осознать и что-то полезное для себя вынести. Кстати, умение определить грань между необходимостью подачи темы в игровой или серьезной форме, чтобы урок пошел на пользу, а не превратился в банальный фарс, тоже отличает Т. Гулямову как талантливого педагога. Она не только творческий человек, но еще тонкий психолог.

Она понимает, что воспитание начинается с личного примера, и чтобы получить желаемый результат, нужно многое вложить: душу, знания. Это физический закон сохранения энергии. В нашем случае, закон сохранения знаний и опыта. И Турсуной Тахировна начинает с себя. Она учится каждый день, готовится к каждому конкретному уроку, при этом помимо учебной программы находит много дополнительной информации. "Учебник ребята и без меня прочитать смогут. А вот проанализировать прочитанное, вдохновить их на рассуждение помогают дополнительные информационные ресурсы", - считает педагог.

Основы духовности и просветительства - это философский предмет, поэтому учитель, его преподающий, должен быть достаточно эрудированным в различных областях знаний. Т. Гулямова старается соответствовать. Она много читает, особенно отечественные газеты и журналы "Кунгил", "Маърифат", "Ишонч", "Хукук".

Среди любимых поэтов и писателей - Мухаммад Юсуф, Махмуд Таир, Абдулла Арипов, Тахир Малик, Икбол Мирзо и другие. Да, и в беседе с Турсуной Тахировной невольно удивляешься, как прекрасно она знает средневековую национальную литературу, религиоведение, как умело к каждой конкретной ситуации подбирает пословицы и поговорки, хадисы, как грамотно говорит, владеет речью. Хорошая дикция, ораторское искусство очень помогают в работе педагога. Да и весь образ Гулямовой, такой интеллигентной, тактичной, как будто взят из поэмы Алишера Навои. Вот прям хоть сейчас в театр! Все-таки благородная, даже литературная внешность, всегда прекрасный внешний вид, строгий и торжественный одновременно, не может не выдавать в ней представителя самой гуманной профессии на Земле - профессии учителя.

Такие любимые, такие родные!

Внешний вид воспитывает, дисциплинирует, уверена Т. Гулямова. И тут же начинает рассказывать случаи из своего педагогического опыта, про любимых учеников, талантливых и не очень, послушных и с непростым характером.

- Конечно, были разные ученики, - рассказывает Т. Гулямова. - Были и такие ребята, которых приходилось буквально за руку на экзамены приводить, контролировать. Но это жизнь. Есть разные обстоятельства, причины такого поведения. И главное здесь сделать все возможное, чтобы помочь ребенку, постараться его понять. Недооценивать ученика нельзя. Преступно лишать его веры в себя, в свои силы. Иногда немножко уверенности, чуть-чуть моральной поддержки - это все, что нужно подростку, чтобы найти себя.

Так, Т. Гулямова вспоминает З. Пирматова, который доставил немало забот педагогам, но зато и человеком хорошим стал. Другой ученик К. Талипов долгое время не хотел приходить в школу в форме, игнорировал замечания педагогов. Но как-то после одного из уроков по духовности и просветительству, что-то в нем вдруг перевернулось. С того момента он стал ходить в костюме, в галстуке, при деловом кейсе, как дипломат. Теперь Камолиддин учится на третьем курсе УМЭДа. Он будущий дипломат. А вот М. Реджепов, еще один нерадивый в прошлом ученик, который когда-то даже на учете состоял, как трудный подросток, сегодня - вокальное украшение музыкально-художественной презентации книги Президента И. А. Каримова "Высокая нравственность - непобедимая сила", подготовленной по сценарию Т. Гулямовой. Сегодня он студент музыкального колледжа при Ташкентской государственной консерватории.

Таких историй-воспоминаний у Турсуной Тахировны немало. Когда она рассказывает о молодежи, ее глаза сияют каким-то особенным блеском. И понимаешь, как она относится к своим воспитанникам. И эта любовь взаимная. В рейтингах учителей, которые периодически проводятся в школе №7, по мнению учеников Турсуной Тахировна всегда в лидерах. Это не может не вдохновлять. Это и поддерживает огонь в груди, чтобы жить, работать, творить.

Высокая нравственность - непобедимая сила

Идея сценария презентации книги И. А. Каримова "Высокая нравственность - непобедимая сила" родилась внезапно и за очень короткий срок была воплощена в жизнь. Каждое стихотворение ложилось к песне, песня к танцу, в логическом и творческом плане. Получасовая музыкальная композиция не оставила никого равнодушным. Она была показана 8 раз на самом высоком уровне - в президентской академии, на областном конкурсе "Молодой политик НДПУ". Ее увидели тысячи людей. Она растрогала до глубины души самого Абдуллу Арипова, заставила плакать и взрослых, и детей. Эта композиция была удостоена высоких оценок заслуженных деятелей искусства, ведущих специалистов народного образования.

Таких же отзывов удостоилась и музыкально-художественная композиция, посвященная году "Развития и благоустройства села", как впрочем, и другие мероприятия, организованные и подготовленные не без активного участия Т. Т. Гулямовой. В чем же секрет такого восприятия?

- Мы работаем для детей, ради детей, - делится педагог. - А работать без души невозможно, ведь дети все чувствуют. Я вообще считаю, что если что-то делать, нужно делать это непременно хорошо, искренне. И тогда сложное становится ясным. Школьные праздники, культурные мероприятия, уроки, подготовленные, осмысленные, оставляют глубокий след в душе ребенка. В школьные мероприятия я стараюсь привлекать именно трудных детей. Участие в духовно-просветительских мероприятиях дает замечательный воспитательный эффект.

Вы не представляете, как меняются их лица во время того, когда они декламируют стихи о матери, о Родине, о добре. А как меняются лица их одноклассников, сидящих в зале в качестве зрителей! Казалось бы, избитые истины, но они приобретают для ребят новый смысл. И не только для ребят, но и их родителей. Мы на родительских собраниях нередко устраиваем небольшие театральные инсценировки с участием детей, где в конкретных жизненных ситуациях обсуждаем извечную проблему отцов и детей, своеобразно воспитываем и родителей. Не раз в этих небольших сценках взрослые узнавали себя, осознавали свои ошибки, даже плакали. Бывает, и родители получают домашнее задание.

Недавно вот посоветовали им приласкать детей. Вроде бы странное задание. Но родители, к сожалению, недостаточно времени уделяют детям. А на практике оказывается, что дети в любом возрасте нуждаются в этой ласке, доброте, в проявлении родительских чувств. Такие эксперименты лишний раз доказывают, что очевидные вещи часто игнорируются. Истина всегда где-то рядом. Но ее трудно разглядеть за декором, за мишурой. Именно это в духовно-просветительской работе самое трудное - научить детей понимать суть вещей.

- Ведь что такое Навруз? - продолжает Турсуной Тахировна. - Это не только танцы и песни, сумаляк. Суть его в другом. Навруз - это праздник душевного и морального обновления, время прощения обид, праздник мира и добра, искренних чувств нашего народа.

Вот несколько строк из сценария Т. Гулямовой о прекрасном весеннем празднике, которые действительно трогают самые тонкие струны души:

"…Навруз, дай людям доброту, чтобы не было сирот.

Навруз, дай детям доброту, чтобы не забывали родителей…"

Успехи личные и профессиональные

Понимать главное Турсуной Тахировна учит подрастающее поколение уже 25 лет. Помогают ей в этом ее педагогические и творческие таланты, коллеги-педагоги и, конечно же, родители таких разных и таких родных детей.

В этом году на семинаре, который назывался "Организация учебно-воспитательной работы, ее планирование и роль в этом процессе руководителя общеобразовательных учреждений", в торжественной обстановке под аплодисменты участников семинара и почетных гостей заместитель министра народного образования Республики Узбекистан У. Мусаев вручил нагрудные знаки "Отличник народного образования" девяти чирчикским педагогам. Среди них была и Т. Т. Гулямова.

- В такие моменты еще раз убеждаешься, что выбранная профессия - твоя, что занимаешься любимым, своим делом, - говорит Т. Т. Гулямова. - Для меня это звание - прежде всего, плод большого труда, оценка педагогической деятельности. Все-таки и объемы работы у педагогов большие, и 24 часов в сутки часто не хватает. Но после оценки работы на таком высоком уровне хочется и дальше творить, создавать, работать. Безусловно, большую роль играет и атмосфера в школе. У нас замечательный коллектив, много талантливых учителей, педагогов от Бога. Мудрый отзывчивый директор Мавжуда Якубовна Аширова, которая и советом поможет, и вдохновит. В таком коллективе просто нельзя работать иначе.

У Т. Гулямовой творческих побед немало. Так, в 1992 году она принимала участие в конкурсе "Учитель года" и стала победителем его городского этапа. Но главное все-таки личное.

Среди разнообразия ролей педагога, психолога, сценариста, режиссера ей посчастливилось примерить на себя роль матери и бабушки. У нее четыре прекрасных дочери и внук. Каждая дочь выбрала свой профессиональный и жизненный путь, достигла неплохих результатов.

Старшая Феруза - оператор ЭВМ в высшем танковом командно-инженерном училище. Шахноза - преподаватель кулинарного искусства в фирме "Гульчехра", Камола окончила техникум, а младшая Зилола пошла по стопам матери и сейчас учится в Ташкентском государственном институте искусств. С ними Турсуной Тахировна скорее старшая подруга, сестра, чем мама. С ними беседует на разные темы, обменивается мнениями, мыслями. У них заражается молодостью, инициативой.

- Самая большая мечта, чтобы мои дети (и родные, и школьные) были счастливы, - признается Т. Т. Гулямова. - Чтобы им на пути встречались добрые люди. Мне в этом плане повезло. Потому что в самую трудную минуту обязательно находила я поддержку и опору. Оченьприятно, когда мои бывшие ученики не забывают, находят время и навещают родную школу. Я рада их успехам, независимо от того, чего они в жизни добились, кем стали. Главное - не то, чем они занимаются, а как хорошо и качественно выполняют свои профессиональные обязанности. Счастлива, когда вижу, что все-таки главным жизненным ценностям научила. С чего начинается Родина? Что есть знание в жизни человека? Что есть человек, и что ему нужно для счастья? На эти философские вопросы мои ученики каждый день отвечают личным примером. И ответ очень прост - дать каждому человеку частицу доброты, и она вернется стократно.

М. ЮСУПОВА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO