Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Люди твои, Чирчик!

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКИ

"Ладная крыша вышла у дома,
Палочек пара - крыша готова.
Словно ладошки сложились углом
"Л" эту букву мы назовем".
- А теперь найдите "Л" среди букв, наложенных друг на друга, - предлагает Людмила Александровна Романова мальчишкам и девчонкам из подготовительной группы ДОУ №8, которые с интересом стали перебирать разложенные на столе карточки.
- Вот она!
- И вот!
- Молодцы! - одобряет логопед и продолжает:
- А теперь - на прогулку. Букву "Г" найдем попозже…
Педагогов, по-настоящему влюбленных в детей, видно сразу. Ребятня вокруг них так и вьется, а они готовы заниматься с малышами, кажется, семь дней в неделю. В запасе у них всегда новые игры, упражнения.
Таких воспитателей ценят не только родители, но и коллеги. Наработки Людмилы Александровны вызывают восхищение профессионалов. Она уже несколько лет входит в состав творческой группы логопедов области. В нее включают только тех, кто может поделиться своим опытом. И она щедро делится и опытом, и знаниями.

К примеру, Людмила Александровна участвовала вместе с другими авторами в подготовке к изданию методических разработок логопедических занятий в группах для детей с общим недоразвитием речи в специализированных дошкольных учреждениях.

В ней логопеды детского дошкольного учреждения № 8 "Умид" предлагают апробированную систему коррекционных занятий для детей с общим недоразвитием речи на основе базовой программы "Ребенок третьего тысячелетия". В своей работе они используют учебные игровые формы, наглядность материала, систематическую работу над развитием внимания, памяти, мышления, связной речи по нарастающей сложности. Эта небольшая книжечка, вышедшая тиражом 2600 экземпляров, содержит итоги многолетнего опыта работы с детьми, имеющими дефекты речи.

- Самое главное, - считает Людмила Александровна Романова, - вовремя обратиться за помощью. Если этого не сделать, у ребенка возникнут сложные проблемы в школе, так как страдает память, мышление, внимание. Кроме того, в тяжелых случаях нарушена и психическая сторона, специалисты называют это вторичным наслоением: ребенок становится неуверенным, замкнутым, обидчивым и плаксивым. Не умея объяснить, такие дети активно жестикулируют и используют мимику. Но мамы все равно не понимают, чего хотят их дети. Тогда ребенок начинает заходиться в истерике. А причина истерического припадка может быть совсем банальной - ребенок просто хочет пить. У малыша до трех лет трудно определить, каким дефектом речи он страдает. Но как только ребенок начинает произносить звуки, родителям следует обращать внимание на его речь. И при малейших дефектах с произношением принимать меры.

- Почему ребенок должен выговаривать все буквы? - задает казалось бы банальный вопрос Людмила Александровна. - Нет, нет, не только для того, чтобы его понимали окружающие. Это очень важно для всей его дальнейшей жизни, потому что нарушение речи становится причиной... безграмотности. Есть такой термин "дисграфия". Дисграфия - это нарушение письма, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках.

В основе нарушения письма лежит нарушение звукового анализа и синтеза слов, а обучение грамоте, как известно, проводится аналитико-синтетическим методом. Поэтому предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте является одним из главных вопросов логопеда детского сада…

Логопедия - часть дефектологии - сложной науки, находящейся на стыке медицины, педагогики и психологии. Очень часто ребенок, с казалось бы, банальным нарушением речи, имеет серьезные психологические проблемы, которые и приводят к косноязычию. Заикание в большинстве случаев не просто дефект речи, а проявление общего невроза и вылечить подобное заболевание под силу не каждому логопеду. К подобного рода трудностям надо быть готовым постоянно. И нет права на ошибку. Даже, несмотря на отсутствие официального статуса врача. Логопеду Л. А. Романовой такое под силу. Она - педагог. И педагог с большой буквы.

"Большой опыт, знания, любовь к детям и своему делу, творческий подход к работе, готовность помочь советом и делом - вот что характеризует Людмилу Александровну, - говорит заведующая ДОУ № 8 М. Р. Шамахсудова. - Ее логопедические занятия - это образец четкости, продуманности, логической законченности. Она широко использует наглядный материал, богатый, годами накопленный дидактический материал. А сколько элементов занимательности в ребусах, кроссвордах, рассказах о сказочных героях, используемых ею в ходе работы с детьми!

- Работает она нестандартно, - продолжает Мавлюда Рауфовна, - творчески применяя разнообразные методические приемы, способствующие прочному усвоению знаний. Она все время в поиске. Любого ребенка может растормошить, увлечь, а если надо, то и помочь.

Арсенал ее приемов огромен. И это понятно, ведь общий педагогический стаж Людмилы Александровны Романовой - 24 года. На логопедических занятиях систематически проводится пальчиковая гимнастика, т.к. интереснее играть, чем сидеть и учить "чашечку" для звука "ш". В педагогической копилке логопеда сотни чистоговорок, потешек, помогающих ребенку закрепить поставленный звук. ("Бобры добры идут в боры...").

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, подчеркивают большое стимулирующее влияние на мозг развитости движений руки ребенка. Более того, установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Удивительно, не правда ли?! Стимулировать речевое развитие можно с помощью тренировки пальцев рук! Родители на индивидуальных встречах с логопедом получают практические советы по становлению речи ребенка и, покидая стены детского сада, всегда благодарны тому, что их дети идут в школу с правильно поставленной фонетикой.

Еще будучи ученицей школы № 12, Людмила Александровна решила, что будет работать педагогом, хотя папа работал на ЧКСМиК, а мама - парикмахером. Она была старшей дочерью и трех младших родители частенько оставляли с ней. Так что педагогическим опытом Л. А. Романова овладевала с детства.

После окончания школы поступила в университет на факультет дефектологии. Сестры не последовали примеру старшей сестры, да и брат предпочел профессию инженера.

Еще до окончания университета Людмила Александровна начала работать в школе № 23, где учатся дети с отклонениями и замедленным развитием. Для каждого из своих подопечных искала свой подход, свой "ключ" к обучению. И радовалась каждому правильно произнесенному звуку, слову.

В детское дошкольное учреждение № 8 она пришла работать в 1984 году. В группах светло, чисто, много игрушек, книжек, комнатных растений. Детский сад живет по общим законам дошкольных учреждений, но есть у него своя "изюминка"- углубленная работа по развитию речевых и познавательных способностей ребенка, формированию основ этической культуры. Ей очень понравилась творческая атмосфера, царящая в коллективе. Понимание ребенка - залог успеха в воспитании, считает Людмила Александровна. И четко следует этому принципу.

Если посмотреть творческую папку логопеда Л. А. Романовой, то там кроме различных дипломов, сертификатов, грамот можно увидеть и индивидуально разработанные программы по различным методикам обучения дошкольников, конспекты интегрированных занятий, таких например, как "Предупреждении дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи", логоритмические занятия "Весна", "Путешествие на Север" и другие. И если бы у нее не было должной базы знаний, творческого подхода, старания и терпения, то со всем этим справиться просто невозможно. Но Л. А. Романовой этого мало. Она постоянно участвует в областных и республиканских семинарах, где не только делится опытом, но и внимательно учится у других. Ей хочется еще больше проявить свой творческий потенциал, свою неизрасходованную энергию. На занятиях она использует много работ, сделанных своими руками и ребятами. Вот совсем свежие аппликации из бумажных ромашек. На шкафах панно-домики, в окошках - расписные игрушки, объемные картины по сюжетам известных детских сказок - творение самой Людмилы Александровны..

- Я веду занятия во всех возрастных группах. Как только дошкольники поступают к нам, делаю "срез" знаний. Что умеют, что знают? Для меня профессия логопеда детского сада - самая главная в мире профессия. Что может быть трепетнее ощущения обнявших тебя детских ручонок, доверчиво склоненной головки на твоем плече? - отвечает она на вопрос о выборе профессии. - Ведь, когда исправляется хотя бы один дефект, ребенок преображается, у него даже лицо другое становится. Это волшебство мне и нравится в работе.

Глубоко убеждена - получить профессию логопеда может каждый. Приходили и к нам со специальным образованием. Но, получив небольшую зарплату, ищут работу подоходнее и уходят. А как же дети? Они же уже привыкли к тебе. Ты уже несешь ответственность за них. Как можно бросить их? Выходит, главное - не образование, а призвание. У меня даже времени нет подумать о другом месте, где я бы могла больше получать. До того поглощена работой.

Вообще, быть логопедом сложно - каждого человека начинаешь оценивать с профессиональной точки зрения. Иногда не могу слушать телевидение, радио малейшие дефекты замечаю ужасно. И все же я очень люблю свою профессию. Люблю детей, которые такие разные, такие непосредственные, такие милые. И очень горжусь их успехами. Вот у Максима, к примеру, была тяжелейшая форма ринолалии. Малыш стеснялся, комплексовал. А недавно встретились у магазина. Большой, красивый и с чистой-пречистой речью. Помнит наши занятия и меня помнит. Это ли не счастье?! А вот у Данила была тяжелейшая форма дезартрии. Тоже помучались, но потом у мальчика в школе никаких проблем не было.

О своих воспитанниках, о занятиях Людмила Александровна может говорить часами, но… разрозненной стайкой в уголок логопеда заходят пришедшие с прогулки малыши. И вот уже все внимание логопеда Л. А. Романовой обращено на них.

А пока дети собираются Людмила Александровна не теряет ни минуты. Как бы между прочим, она произносит загадку:

"Стоят два колышка рядком

А между ними поясок,

Протянутый наискосок".

- Вот, вот, это буква "и", - тут же тыкает пальчиком девчушка с огромными бантами.

- И я нашел. Вот она, - вторит толстощекий карапуз.

Обучение продолжается…

В. ПАВЛОВСКАЯ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO