Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Потребительские права

ЗАКОН И СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ

Индустрия сетевого маркетинга стала одной из важных составляющих экономики всего мира. За последние 20 лет сетевой маркетинг демонстрирует не только жизнеспособность, но и стабильный рост, как по объему продаж, так и по количеству дистрибьюторов, занятых этим видом деятельности.

Сетевой маркетинг является не только экономическим, но и социальным феноменом большинства развитых стран мира и влияет на отношение к нему государства и правовых институтов.

Нет необходимости доказывать, что сетевой маркетинг, как природный механизм осуществления предпринимательской деятельности, вовлекающий в свою индустрию огромные массы людей в качестве потребителей и дистрибьюторов, впитывает и преобразует широкую гамму человеческих отношений и устремлений. Более того, сетевой маркетинг предлагает своим участникам не только возможность приобретения материальных благ и достижения успеха, но и "свежие" мировоззренческие стандарты.

Но, выгода, как правило, сопровождается неизбежными издержками. В качестве издержек часто называют коммерционализацию отношений, нарушение неприкосновенности частной жизни и т.п. Наконец, сам принцип, положенный в основание сетевого маркетинга, может быть использован и часто используется для незаконного извлечения прибыли. В этом случае речь неизбежно идет не только о злом умысле организаторов или сознательном соучастии в преступлении, но и защите тех, кто по отсутствию должного опыта или в силу обстоятельств, стал жертвой мошенников. Сетевой маркетинг, как нетрадиционная, "внеприлавочная" торговля таит для потребителей дополнительные риски. Деятельность сетевого маркетинга затрагивает в основном физических лиц, на которых можно воздействовать средствами рекламы, убеждения, что позволяет нередко допускать различные неправомерные действия - нарушать правила торговли и денежных расчетов с населением, нормативные акты о труде, гражданские права и права потребителей (отказываться от выполнения положений подписанных договоров, не возвращать денежные средства за нереализованный товар, допускать случаи мошенничества).

Кроме того, деятельность многих фирм сетевого маркетинга наносит серьезный экономический ущерб государству. Практика показывает, что их деятельность сопровождается многочисленными нарушениями налогового законодательства. Поэтому 1 февраля 2012 года Кабинет Министров Республики Узбекистан внес дополнения в Правила розничной торговли в Республике Узбекистан, которые усилили контроль над сетевым маркетингом.

Об этом мы попросили рассказать председателя городского общества по защите прав потребителей Р. РИСБАЕВА:

- Сетевой маркетинг - это концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнеров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объемов продаж, совершенных привлеченными ими сбытовыми агентами.

Сетевой маркетинг может рассматриваться как форма внемагазинной розничной торговли - особый вид прямых (персональных) продаж, при котором сбытовые агенты (дистрибьюторы) фирмы-производителя самостоятельно устанавливают, в первую очередь на основе личных связей, прямые контакты с потенциальными покупателями. Продажи обычно осуществляются на дому у покупателя.

Продав покупателю определенный товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объема продаж найти новых покупателей. Таким образом, создается многоуровневая сеть покупателей-продавцов. Необходимо отметить, что мировой оборот сетевого бизнеса на сегодняшний день оценивается приблизительно в 150 - 200 млрд. долларов.

Деятельность компаний, использующих методы сетевого маркетинга, зачастую проходит вне правового поля. Проданные через сбытовых агентов товары зачастую не принимаются обратно и не обмениваются, а покупателю не выдаются кассовый или товарный чеки, как это положено по Закону "О защите прав потребителей".

В целях обеспечения правового регулирования розничной торговли юридическими и физическими лицами на территории Республики Узбекистан с использованием многоуровневой системы маркетинга Кабинетом Министров Республики Узбекистан 1 февраля текущего года было принято постановление о внесении дополнений в Правила розничной торговли Республики Узбекистан, утвержденные постановлением Кабинета Министров от 13 февраля 2003 года за № 75.

Одним из дополнений введены понятия сетевого маркетинга, сетевой организации и сбытового агента. Внесена в Правила новая глава, регулирующая розничную торговлю путем сетевого маркетинга.

Так, теперь реализация сетевой организацией, имеющей лицензию на осуществление оптовой торговли товарами (кроме биоактивных добавок (БАД), лекарственных средств и изделий медицинского назначения), сбытовым агентам должна осуществляться исключительно за безналичный расчет.

В свою очередь, розничная торговля путем сетевого маркетинга осуществляется сбытовыми агентами, являющимися индивидуальными предпринимателями, только в стационарных торговых точках (магазинах, киосках, ларьках, павильонах), дислоцированных на постоянной основе в местах, определенных местными органами государственной власти, с использованием контрольно-кассовых машин (ККМ) и платежных терминалов.

Теперь сбытовые агенты не имеют права реализовывать товары, полученные от сетевых организаций, где попало. Вне стационарных торговых точек, а именно на дому, в учреждениях, организациях, на предприятиях, в транспорте или на улице, - там они могут лишь принимать заказы от потенциальных покупателей, к тому же с обязательным оформлением бланка заказа.

При этом сбытовые агенты не должны навязывать товары потребителям, не выразившим интереса к их покупке, а также должны прекратить предлагать товары по их первому требованию, как это предусмотрено статьей 21 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей".

Кроме того, согласно статье 6 Закона сбытовой агент обязан предоставлять потребителю - потенциальному покупателю необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых им товарах, а именно сведения об их производителях, странах, где они были изготовлены, качественных характеристиках, наличии каких-либо ограничений в использовании и возможной дополнительной оплате.

Теперь запрещена реализация путем сетевого маркетинга (с привлечением сбытовых агентов) биоактивных добавок, лекарственных средств и изделий медицинского назначения (перечень изделий медицинского назначения, разрешенных к применению в медицинской практике в Республике Узбекистан, утвержден Минздравом и зарегистрирован Минюстом 13 апреля 2010 года).

Согласно введенным поправкам, БАДы будут реализовываться только в стационарных магазинах и в аптеках.

Для сведения потребителей можно сказать, что присутствие БАДа в том или ином продукте можно распознать по букве "Е" на упаковке. Индексом "Е" (от Europe) в рамках Европейского сообщества принято обозначать наличие в продукте питания любых пищевых добавок, идентифицированных согласно Международной системе классификации (INS). У каждой такой добавки есть конкретное "лицо", то есть свой химический, проверенный на безопасность, состав: Е100 - Е182- красители, Е200 и далее - консерванты, Е300 и далее - антиокислители, а также регуляторы кислотности, замедляющие процессы окисления, Е400 - Е430 - стабилизаторы и загустители, Е430 - Е500 - это эмульгаторы, т. е. консерванты, похожие по своему действию на стабилизаторы, которые поддерживают определенную структуру продуктов; Е500 - Е585 - разрыхлители, препятствующие образованию комков и "слеживанию" продуктов; Е620 - Е642 - добавки, используемые для усиления вкуса и аромата продуктов; Е642 - Е899 - запасные индексы, Е900 - Е1521 - вещества, понижающие пенообразование и подсластители.

Выпускаются пищевые добавки, как и лекарства, в виде бальзамов, экстрактов, настоек, кремов, сухих и жидких концентратов, сиропов, таблеток, порошков и т. д., присутствуя в подавляющем большинстве самых обычных продуктов - от йогуртов до колбасных изделий. В мире их насчитывается более 500, начиная от знакомого всем уксуса и заканчивая труднопроизносимым третбутилгидрохиноном. При этом следует иметь в виду, что БАДы не являются лекарственными веществами или примесями, как часто говорят об этом. Они вводятся в пищевой рацион только с целью регуляции функций органов и систем организма в рамках физиологических норм.

Не зря для рекламы БАДов имеются особые условия. Так, согласно пункту 19 Положения о размещении рекламы (утверждено постановлением Госкомдемонополизации от 26 марта 2001 года за № 4 и зарегистрировано Минюстом 6 апреля 2001 года) реклама биологически активных пищевых добавок не должна: создавать впечатление того, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами; содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате их применения, а также выражения благодарности физическими лицами в связи с их применением; создавать впечатление об их преимуществах путем ссылок на факты проведения исследований, государственной регистрации, а также использования результатов иных исследований в форме прямой рекомендации к их применению; побуждать к отказу от здорового питания.

Во избежание недостоверной информации при размещении рекламы БАДов распространителям рекламы рекомендуется получить от рекламодателя, не являющегося производителем или импортером: копию двухстороннего договора между производителем или импортером биоактивных добавок и рекламодателем на размещение рекламы; копию лицензии, выданной импортеру на осуществление оптовой торговли; текст рекламы, утвержденный производителем или импортером БАДов.

Как было выше отмечено, сбытовым агентам запрещается реализовывать лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Также не допускается ввоз в страну и реализация импортных товаров посредством сетевого маркетинга через физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, и через представительства иностранных коммерческих организаций.

Введены обязательные требования к сетевым организациям. Так, сетевая организация обязана реализовывать товары только за безналичный расчет, привлекать сбытовых агентов для осуществления сетевого маркетинга лишь на основании заключенных с ними договоров. Сетевые организации обязаны безоговорочно принимать обратно от сбытовых агентов нереализованные товары с возмещением им денежных средств, ранее принятых в качестве оплаты. Сетевой организации запрещено привлекать на работу сбытовыми агентами лиц, младше 18 лет, и учащихся средних специальных, профессиональных образовательных учреждений.

При осуществлении сетевого маркетинга не допускаются установление минимального количества товаров, которое должен приобрести сбытовой агент для заключения договора, взимание с него платы в виде членского взноса и установление требования о привлечении им после заключения договора других сбытовых агентов.

Постановлением предусмотрено усиление работы со стороны Государственного таможенного комитета совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством внутренних дел и Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре по выявлению и недопущению незаконной поставки товаров на территорию республики, транспортировки и реализации их в форме "сетевого маркетинга".

Записала Ю. СЛАВИНА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO