Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Потребительские права

УВАЖЬТЕ КЛИЕНТА С "ПЛАСТИКОМ"

Пластиковая карточка стремительно входит в нашу жизнь. Без нее уже невозможно представить рыночных отношений. Маленький компактный "электронный кошелек" призван значительно облегчить жизнь потребителю. Но так ли это на практике?
"Карьерный рост" пластиковой карточки в нашем городе проходил стремительно. Первым она завоевала рынок продовольственных товаров. Магазинчики, супермаркеты быстрее всех стали "пластикообразованными". Особенно в этом смысле повезло 8, 9, 10 микрорайонам. Там целая сеть продуктовых магазинов, товаров для дома. Тем не менее, поначалу во многих торговых местах практиковался обсчет с использованием терминала, причем с уведомления клиентов. Мол, на карточку товар будет на 10 процентов дороже. Иногда цены завышали и на 20 процентов, мотивируя тем, что якобы банк берет у них дополнительную комиссию по операциям. Каждый клиент с "пластиком" не раз покупал сахар, хлеб, молоко, масло по завышенным ценам. Возмущался, но покупал.

Постановление Президента нашей страны от 6 апреля 2009 года "О дополнительных мерах по дальнейшему стимулированию привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на депозиты в коммерческие банки" сыграло позитивную роль в урегулировании несанкционированных надбавок на стоимость продукции, покупаемой на "пластик".

Апрельское постановление поставило ряд новых задач перед налоговыми органами. Теперь помимо контрольно-кассовых машин в поле зрения налоговых органов попали еще и платежные терминалы, соблюдение требований по оснащению ими торговых площадок, расчеты за покупки и услуги электронными кошельками.

Затем вышло постановление правления Центрального банка, Государственного налогового комитета Республики Узбекистан "Об утверждении положения о порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов населением", которое вступило в силу 6 августа 2009 года. В одном из пунктов данного документа говорится, что "при осуществлении платежей посредством банковских пластиковых карточек необоснованное повышение цен на товары (работы, услуги) не допускается". Подобное повышение цен, кстати, часто имело место в торговых павильонах ЦУМа, вещевых отделах центрального базара.

Что ж…Прошло несколько месяцев, и положительные изменения в "пластиковых" отношениях были налицо. Ведь если раньше, покупая одежду, потребитель переплачивал 10 процентов, то сейчас система наценок значительно ослабла. Однако теперь проблема заключается в другом. Очень редко на центральном базаре можно лицезреть надпись "ТЕРМИНАЛ". Еще раз в этом убедилась сравнительно недавно, отправившись туда за зимней обувью. В ближайшем к базарной остановке торговом комплексе обувь на терминал можно найти только в одном небольшом отделе. Впрочем, ситуация не сильно меняется и в торговых павильонах ЦУМа. Блуждая по его этажам можно, конечно, найти обувь на терминал, но опять же куда больше возможностей у потребителя с наличностью. Это смогли ощутить на себе многие "пластиковые" потребители.

Например, "пластиковый" форс-мажор, который случился перед Новым годом, когда необходимо было запастись Интернет-картами и пополнить счета сотовых телефонов, ряд коммерческих структур, работающих с "пластиком" вдруг перестали оказывать подобные услуги. Возобновить "пластиковые" отношения торговцы, продавцы обещались сразу после праздника. Так что под Новый год клиентам с электронным кошельком пришлось побегать по городу в поисках карт оплаты услуг всемирной сети Интернет и сотовой связи.

Более того, каждый владелец пластиковой карты "VISA" не раз при покупке продуктов в терминальных магазинах сталкивался с проблемой под названием "связи нет". Как отметил главный специалист отдела пластиковых карт "Промстройбанка" М. Р. Рахматуллозода, эти трудности были связаны с некачественной телефонной связью. Однако он уверил, что эта проблема уже давно решена.

Почему коммерческие структуры с надписью "ТЕРМИНАЛ" так редки, ведь решением правительства был сформирован Перечень объектов, подлежащих оснащению терминалами по приему платежей пластиковыми карточками? Он вроде бы небольшой. Всего 10 видов точек, но изначально нацелен на охват приличного пласта розницы: кассы по продаже авиа-и железнодорожных билетов; пункты по приему платежей от населения, открытые при предприятиях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги; пункты по приему платежей за различные услуги налогов; автозаправочные станции; стационарные торговые точки с площадью торгового зала свыше 150 кв. м.; рестораны; объекты общественного питания при предприятиях и учреждениях, где выплата заработной платы осуществляется с использованием пластиковых карточек; гостиницы; отделения связи.

Тем не менее, в поисках необходимого товара на терминал еще раз убеждаешься, что продавцы неохотно обслуживают "пластиковых" клиентов. И это на сегодняшний момент, когда большинство предприятий города перечисляют от 30 процентов и больше заработной платы на пластиковую карточку. Пластиковые деньги - это реальные деньги, это потенциальный доход, это возможная прибыль для бизнесменов. Бывают и совершенно неприятные для потребителя ситуации. У меня была такая, когда на мой вопрос о том, можно ли купить обувь по терминалу, продавщица высказала следующее:

- Ну, если очень надо, могу провести и по терминалу, только без особого желания….

Возмутил тон. Мне как будто сделали одолжение. И говорить о том, что очень надо, я не стала. Просто ушла, чувствуя себя бедной родственницей на этом празднике жизни. Я несу такие же деньги, только в пластиковом эквиваленте, планирую приобрести товар в этом конкретном магазине, отдаю предпочтение этому обувному отделу, а мне делают одолжение!

Очень часто владельцы карт сталкиваются с нежеланием представителей того или иного предприятия продать товар/ оказать услугу посредством расчета пластиковой картой. Чаще всего на эту уловку идут кассиры:

- А у нас терминал не работает;

- Платежный терминал не исправен;

- Товар карточкой оплатить нельзя и т. п.

В соответствии с пунктом 13 Положения о порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением несоблюдение субъектами торговли и сферы услуг требований по оснащению платежными терминалами и их использованию приравнивается к нарушениям порядка оснащения и использования контрольно-кассовых машин, правил торговли и оказания услуг с применением к ним мер ответственности по статье 119 Налогового кодекса, которая предусматривает штраф от 30 до 50 минимальных размеров заработной платы.

Потребители должны знать, что использование предпринимателями платежных терминалов, не соответствующих техническим требованиям или с нарушением программы обслуживания, влечет наложение штрафа в 100 МРЗП. Непринятие платежей банковскими пластиковыми карточками из-за отсутствия терминала либо неумения сотрудников-продавцов ими пользоваться, а равно как и под предлогом неисправности платежного терминала, эти работники привлекаются к ответственности по статье 164 Кодекса об административной ответственности с наложением штрафа на продавцов от 1 до 5, а на руководителей или иных виновных должностных лиц - от 5 до 7 минимальных размеров заработной платы.

Потребители должны об этом знать, а предприниматели - не забывать. Также существуют телефоны доверия банков, общества защиты прав потребителей, налоговых и иных служб, куда можно обратиться в случае любых нарушений. Права потребителей защищены законом. Однако для успешной реализации закона требуется комплексный подход всех заинтересованных сторон: банков, налоговых служб, обладателей пластиковых карт, владельцев коммерческих структур. Что необходимо сделать, чтобы пластиковые "мани" составили серьезную конкуренцию и потеснили на потребительском рынке своего единственного оппонента - наличные деньги?

Отечественный электронный кошелек уже отметил свое 15-летие. Но по-прежнему в соревновании с "наличкой" продолжает оставаться на вторых ролях. Правда, появились и очевидные плюсы: он гармонично вписался в платежную систему страны, нашел свою нишу, горизонты которой неуклонно расширяются. Впрочем, есть сферы обслуживания, в которые "пластику" так и не удалось прорваться.

Например, сфера пассажирских перевозок городским транспортом. Имеется перечень ответственных ведомств и коммерческих структур, установлены и прошли сроки, в которые они должны были обеспечить поэтапное расширение использования электронных кошельков в этой нише пассажирских перевозок. Однако до сих пор не видать никаких следов внедрения системы безналичных расчетов на городском транспорте. Очевидно, что решение о размещении платежных терминалов на базарах и в автотранспорте существенно сдвинет вопрос повсеместного использования пластиковых карточек.

Согласно данным чирчикского филиала Национального банка Узбекистана, в 43 коммерческих структурах в нашем городе можно воспользоваться пластиковыми картами данного банка. Среди них и магазины, и аптеки, и коммунальные структуры, даже заправочная станция. Еще пару месяцев назад их число равнялось 33. Число коммерческих структур, где "работают" пластиковые карты "Ипотеки" банка, равняется 140. А дисклокация "владений" вездесущей "промстройбанковской" карты "VISA" и вообще поражает - свыше 200 коммерческих структур. Нет сомнений в том, что пластиковая инфраструктура развивается. Более того, структур, где установлен "ТЕРМИНАЛ", подходящий для пластиковых карт "НБУ", гораздо больше. Дело в том, что в Узбекистане большинство банков пользуются системой "Duet", поэтому пластиковые карточки "Ипотеки" банка, "НБУ", Народного банка и других банков проходят по единой системе, "подходят" к терминальной машине. Только пластиковые карты "Промстройбанка" работают по системе "VISA", поэтому и терминал для них иной. Впрочем, все чаще встречаются магазины, где действуют пластиковые карточки обеих систем. Это ряд магазинов в 8 микрорайоне. Например, "Dilorom". Но магазины магазинами, а я нахожусь на центральном базаре. И очень хочется, что бы пластиковые карточки и здесь, наконец-то, пригодились. Но на базаре терминалов значительно меньше.

Почему? От кого и от чего зависит, чтобы их стало больше? Одна из возможных проблем с терминалами заключается в том, что их в нашей стране не выпускают. Аппараты завозятся централизованно по заявкам банков, которые, в свою очередь, удовлетворяют заявки клиентов. И здесь как раз-таки и кроется трудность. Работают банки в условиях рыночных отношений по принципу: "Спрос рождает предложение". И если предприниматели не заинтересованы в терминалах, не подают на них заявок, то и заявки удовлетворяться не будут.

На вопрос: "Почему не используют терминалы" многие предприниматели отвечают риторически: "Потом невозможно в банке снять эти деньги с карточки".

По данным департамента лицензирования и регулирования деятельности кредитных организаций Центрального банка Республики Узбекистан, для создания благоприятных условий владельцам пластиковых карточек на объектах торговли и сферы услуг установлено свыше 40 тысяч платежных терминалов по всей стране.

А сколько из них приходится на наш город? По данным городского отдела инкассации и налоговым службам города, в городе установлено около 400 терминалов. Но удовлетворяет ли такая цифра потребности чирчикцев с "пластиком", учитывая, что всего услугами службы инкассации пользуются свыше 650 коммерческих структур, предприятий, организаций города?

Коммерческими банками принимаются необходимые меры для полного оснащения торговых точек терминальным оборудованием, исходя из их потребностей. Но необходимо, чтобы эта инициатива поддерживалась предпринимателями.

Сейчас все больше и больше клиентов будут приходить на базар с пластиковыми деньгами. Это тенденция рыночной экономики нашей страны, современные реалии нашей жизни. По данным департамента лицензирования и регулирования деятельности кредитных организаций Центрального банка Республики Узбекистан, на 1 октября 2009 года коммерческими банками выпущено в обращение свыше 5, 5 миллиона штук пластиковых карточек. Иными словами, практически каждый пятый житель страны в настоящее время имеет собственный "электронный кошелек". Прежде всего, эта статистика должна заинтересовать предпринимателей. Миллионы покупателей с "пластиком", проходящее мимо…. Картинка не вдохновляет.

Безусловно, внедрение финансовой новации требует определенного времени для адаптации общества. И в этом плане Узбекистан не является исключением. Специалисты утверждают, что в США для активного перехода на систему безналичных расчетов на основе банковских пластиковых карточек ушло почти 20 лет. Но стоит ли ждать столько времени? Уважаемые предприниматели, продавцы, представители коммерческих структур, может, стоит начать работать по "терминалу" с большим желанием?

М. ЮСУПОВА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO