Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Региональные события
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Потребительские права

ЧТОБЫ ПРАЗДНИК БЫЛ В РАДОСТЬ

Ни для кого, ни секрет, что последние несколько дней перед любым праздником, а перед Новым годом в особенности, начинается период продаж и покупок. Каждому хочется порадовать себя перед праздником новой покупкой, и мы счастливые наперегонки бежим в магазины. Благо, что продавцы нас так хорошо понимают и во все голоса стараются сообщить нам о своих замечательных праздничных предложениях - подарках и грандиозных скидках.
Казалось бы, все просто замечательно, но, к сожалению, не все так просто и радужно, как кажется на первый взгляд. Есть в подобных предпраздничных распродажах и подводные камни.

Многие сталкивались с ситуацией, когда внутри красивых картонных упаковок, с праздничными новогодними рисунками на них, обнаруживаются конфеты серо-белого цвета, со ссохшейся начинкой, а печенюшками из новогодних наборов можно гвозди забивать.

Купить новогодний подарок и получить заскорузлые сладости можно в любом магазине - от мелкой продуктовой лавки до гигантской торговой сети с магазинами во всех районах города.

Новый год для многих торговых операторов - идеальное время для сбыта старой продукции. От побелевшего шоколада покупатель не умрет, а то, что у него настроение испортится, так это ерунда - покупателей много. Да и то, что продукты лежалые, клиент обнаружит только дома - подарки плотно упакованы.

К тому же обращаться в суд в канун Нового года, мало кто будет - дел невпроворот и без этого, а там январь начнется, и про эти конфеты никто и не вспомнит. Примерно таков расчет продавцов, и он в 95 процентов случаев оказывается верным.

- Нарваться на товар с уже истекшим или истекающим сроком годности во время новогоднего ажиотажа - нет ничего проще! На любой витрине нашему вниманию предлагают продукцию с искусственно продленным сроком жизни, - говорит председатель городского общества защиты прав потребителей Р. Рисбаев.

По мнению защитников прав потребителей, товары "с душком", которые продавцам удается лучше всего реанимировать, - это колбаса, копченая рыба, икра, полуфабрикаты и кулинария, косметика, вина, а также конфеты и кондитерские изделия.

Просроченные вина и кондитерские изделия с истекающей датой традиционно идут на новогодние акции. На них сбавляют цену, упаковывают в подарочные пакеты и реализуют как праздничные наборы к столу. У покупателя просто нет возможности разглядеть за пакетом или коробкой, перевязанной лентами и мишурой, срок годности этих товаров. Такой же процедуре подвергают косметические средства, уверяют эксперты.

Колбасу, покрывшуюся небольшим налетом плесени, отмывают в специальных цехах. При этом, как говорит Рисбаев, с несвежим видом и запахом борются обычными моющими средствами.

Если в палках колбасу продать не удается, она идет в нарезку. Нарезки маркируют каждый день, и по документам такой товар день ото дня только "свежеет".

С копченой рыбой происходит то же самое: ее натирают подсолнечным маслом и выставляют на продажу до тех пор, пока она совершенно не стухнет.

- А несвежая икра в банках освобождается от тары, ее промывают раствором марганцовки и фасуют в магазинную упаковку либо продают из контейнера на вес", - отмечает правозащитник.

КАК НЕ ОБМАНУТЬСЯ

Чтобы избежать отравления за праздничным столом, не стоит покупать готовую кулинарию, а также расфасованные деликатесы в магазинах. Может быть, вам и покажется, что так будет сэкономлено время, но вы получите продукты плохого качества. Если решились приобрести запакованный подарочный набор продуктов или косметических средств, постарайтесь разглядеть за упаковкой срок годности каждого товара или попросите консультанта развернуть и показать вам содержимое.

Икру приобретайте только в банках или лотках, в которые ее фасовал производитель. Колбасу и рыбу покупайте в специализированных магазинах, лучше от фабрик. Если вам показалось, что приобретенный продукт странно пахнет, или вы нашли следы плесени, смело идите за своими деньгами и возвращайте испорченный товар", - говорит Р. Рисбаев.

Он советует не обращать внимания на то, что покупка совершена по новогодней акции и возврату якобы не подлежит. За реализацию несвежей продукции ответственность несет продавец. "Не спускайте обман с рук, иначе каждый Новый год мы будем встречать за несъедобным столом", - резюмирует эксперт.

Необходимо помнить, что 2 года составляет срок годности шампанского, 15 суток может храниться копченая колбаса, 8 месяцев хранится икра, 6 месяцев хранится шоколад.

Всю разнообразную палитру торгового обмана, уловок и ухищрений условно можно разделить на физический и психологический способы. Конечно же, нельзя сказать, что все люди за прилавком - прирожденные "кидалы", но все же мы попробуем предупредить читателей о наиболее частых и не всегда честных способах "обработки" покупателей.

Физический

Способов физического обмана потребителей за многовековой опыт в торговом деле насчитывается несметное количество. Самый примитивный - обвес покупателя - может осуществляться как с помощью "заряженных" весов или облегченных гирь, так и за счет подкладки на чаши весов "куколок" из камешков и монеток, увлажнения сахара, взвешивания замороженных окорочков вместе со льдом и палок колбасы вместе с железными хвостиками.

Обращаем внимание, что на весовой товар поставщики всегда делают скидку на усушку, утруску, бой, обрезку и тому подобное. Продавцы же пытаются любым способом "навариться" на незнании простых обывателей.

Вы любите конфеты, сухофрукты, орешки, маленькие печеньица? Ах, как приятно, вот уже они лежат, расфасованные в пакеты и ценники уже наклеены. Их не надо накладывать и взвешивать самому. Думаете, это забота о покупателях? Нет, это главный торговый трюк, который, называется "обвешивание"! Продавец ставит на весы пакетик с килограммом чего-нибудь, распечатывает наклейку с ценой, приклеивает на пакет. Затем убирает часть товара из пакета... Простейший трюк увеличивает выручку магазина на 5-7 процентов. Совет: не поленитесь взвесить готовую фасовку самостоятельно!

Другая "фишка"... Бывают в магазинах объявления такого рода: "Товар, приобретенный со скидкой, обмену и возврату не подлежит". Так вот, обратившись в Общество защиты прав потребителей, можно выяснить, что подобные объявления юридической силы НЕ ИМЕЮТ! Даже купив товар в рамках рекламной акции, вы можете его вернуть. Здесь есть нюансы: если товар уценен из-за дефекта (например, поцарапан) и продавец заранее предупредил вас об этом, то претензии к этому дефекту предъявлять вы не сможете. Но, если в товаре вы обнаружите другие проблемы, смело ссылайтесь на Закон "О защите прав потребителей".

Если на распродаже вы купили товар ненадлежащего качества, то это можно рассматривать как обычный договор купли-продажи качественного продукта или услуги. К такому товару полностью применимы положения закона: его можно обменять на другой, или выявив брак, вернуть и получить назад деньги.

Ситуация, когда вместо заказанных 250 граммов "Докторской" продавец широким жестом отрезает вам все 400 и невинным голосом спрашивает: "Ой, тут чуть больше вышло, оставить?" тоже можно отнести к мошенничеству. Ведь практически любой человек в силу своей скромности не будет настаивать на фигурном "отпиливании" лишних граммов, а заплатит за ненужные ему 150 граммов колбасы.

Не стоит стесняться, требуйте другой кусок нужного вам веса. В конце концов - клиент всегда прав!

Уловки продавцов для создания привлекательного вида товара зачастую оборачиваются для потребителя в лучшем случае несварением желудка. Раскроем маленькие секреты: старая, сморщенная и засушенная копченая колбаса становится "свежей", аппетитной и блестящей после ночного вымачивания в ведре с водой и дальнейшей обработки подсолнечным маслом. А курица гриль, покрытая блестящей острой корочкой, скорее всего до этого долгое время лежала на витрине магазина и уже начала портиться.

Здесь можно посоветовать только одно: старайтесь покупать товар в проверенных магазинах, которым вы доверяете, обязательно проверяйте сроки хранения и реализации.

В супермаркетах часто можно увидеть ценники, залепленные сверху такими же, но с более поздней датой упаковки. Нередко, покупая фрукты в лотках под пленкой, при вскрытии обнаруживаешь подпорченную "изнаночную" сторону продукта, а у аналогично упакованного привлекательного куска мяса - невидимые сверху жир и жилы. Случается, что цены на ценниках не совпадают с введенными в компьютер. Отговорка "Только изменились цены, не успели поменять" практически всегда срабатывает, и покупатель оплачивает товар по завышенной цене.

Советуем всегда забирать с собой и сохранять магазинный чек до тех пор, пока дома вы не убедитесь в качестве купленных продуктов. Если вас что-либо смущает или не нравится - смело сдавайте товар в магазин и требуйте возврата денег.

Психологический

Рыночные отношения не стоят на месте, поэтому и способы манипулирования человеческим сознанием уже вышли на научный уровень. И если в "физическом" варианте торгового обмана вы смело можете обратиться за помощью в общество по защите прав потребителей, то в случае психологической обработки остается только всегда быть начеку.

В магазинах и супермаркетах все чаще используются знания специалиста по мерчендайзингу. Именно он отвечает за выкладку товаров на полках и витринах. Поэтому самые дорогие и привлекательные товары всегда будут находиться на уровне ваших глаз, чтобы их легче было увидеть и соответственно купить. А аналогичные, но более дешевые продукты, всегда будут пылиться в самых нижних или недостижимо верхних отделах, чтобы ваш взгляд не мог на них остановиться. Тоже касается и продуктов с заканчивающимся сроком хранения - они всегда будут на переднем плане, тогда как более свежие - в самом дальнем углу.

Не ленитесь производить "раскопки" на полках со скоропортящимися продуктами - более свежие будут практически в зоне недосягаемости. Внимательно осматривайте верхние и нижние стеллажи - скорее всего, нужный вам дешевый продукт находится именно там.

Вспомните, как "цепляется" взгляд за перечеркнутую цену на ценнике, где рядом стоит цифра намного меньше? "Только сегодня предновогодние скидки! Не 10000 сумов, как вчера, а всего лишь 9000!" - ну как не купить такой "выгодный" товар. На самом деле - это обычная игра на человеческом желании хоть что-нибудь да взять "на халяву". Но, как известно, бесплатный сыр - только в мышеловке.

Скорее всего, завышенная и перечеркнутая цена была просто "взята с потолка", как приманка. Или, что еще хуже, многие действительно покупали эту сковородку, миксер или клавиатуру за придуманную цену в 10000 сумов, а теперь цену скинули до реальной, все равно оставаясь в прибыли.

Еще одна манипуляция с цифрами - это цены вроде 999 сумов. Всем понятно, что это 1000 всего лишь без 1 сума. Но так устроен человеческий мозг, что мы сначала визуально воспринимаем информацию, а потом уже логически ее обрабатываем. Вот и получается, что покупатель видит только первые цифры и на подсознательном уровне делает вывод, что предлагаемый товар действительно дешевле.

Заметив подобную заманчивую цену, немного сконцентрируйтесь - и вы поймете, сколько на самом деле стоит рекламируемый товар.

И самое главное: внимательно следите за действиями продавцов. Они очень чутко реагирует на ваше поведение.

Если при покупке вы озабочены чем-то другим, но только не показаниями весов и манипуляциями торгового работника, вас наверняка "обвесят", причем просто так, из "спортивного интереса". Не провоцируйте продавцов, не обделяйте вниманием их и весы! Причем, чтобы лучше разобраться, что же весы действительно показывают, лучше дождаться пока стрелка полностью остановится, а цифры на электронных весах перестанут прыгать.

Неплохо провести небольшой эксперимент: попросите продавца взвесить товары отдельно, а затем вместе. Сравните результаты взвешиваний, и разница покажет - на сколько вас хотят обмануть.

Идя на рынок, можно прихватить свой проверенный безмен. При взвешивании товара небрежно держите безмен в руках. В 9 случаях из 10 продавец поймет, что вас лучше не обманывать, но при малейшем сомнении все-таки взвесьте товар своим безменом. Да и вообще лучше взвесить - что зря безмен с собой таскать. Да и из 10 торговцев обязательно найдется хоть один, который все - равно обманет. При обнаружении недовеса он вряд ли станет с вами спорить, а если и начнет, то все равно вернет недовесок, а в конце же концов виноватыми у него окажутся весы.

Микрокалькулятор, дитя технического прогресса, в руках смекалистого продавца превращается в орудие обмана. Какие он там нажимает кнопки - ведомо только ему. Поэтому сумма зачастую получается завышенной. Таким способом, как правило, обманывают при совершении покупок разных наименований товара одновременно.

Лучше всего носить с собой калькулятор. Калькулятор не безмен - пригодится не только при совершении покупок. К тому же это практически стопроцентная гарантия, что вас не обсчитают.

Будьте внимательны, и предпраздничная суета не принесет вам разочарований!

Ю. СЛАВИНА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана




Copyright © 2006 — 2020 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO