Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Потребительские права

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПРАВОСУДИЕ СЕГОДНЯ

Ежегодно вся мировая общественность отмечает 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей. Каждый год этот день проходит под определенным девизом. "Потребительское правосудие сегодня" - тема Всемирного дня защиты прав потребителей в 2013 году. Международная Федерация потребительских организаций, выбрав в нынешнем году тему Всемирного дня защиты прав потребителей, призывает своих членов и сторонников акцентировать внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан.

Особая актуальность совершенствования правовых и организационных механизмов для более действенной и эффективной защиты прав и интересов потребителей связана с процессами стремительного глобального развития всесторонних связей между странами, происходящими в современном мире.

Совершенствование правового обеспечения, выработка новых механизмов по защите прав потребителей, призванных решать прикладные задачи в конкретных интернациональных сферах потребительских правоотношений, набирающих с каждым годом все большую актуальность (финансовые, коммунальные услуги, международный туризм, услуги перевозки пассажиров и т.д.) - дело всего мирового сообщества.

Поэтому тема Всемирного дня защиты прав потребителей также была выбрана не случайно и напрямую связана с актуализацией основного международного акта в данной сфере - Руководящих принципов для защиты интересов потребителей (приняты 9 апреля 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН, последние изменений вносились в1999 году), которая в настоящее время начата в рамках деятельности ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

В то же время нельзя не учитывать то обстоятельство, что осуществление сильной государственной политики в сфере защиты прав потребителей невозможно без мобилизации сил самого общества.

В связи с этим, тема Всемирного дня защиты прав потребителей призвана способствовать привлечению внимания населения к существующим проблемам в данной сфере в целях повышения потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, о широких возможностях населения по защите своих прав.

От того, насколько потребитель знает свои права, умеет и не боится их отстаивать в любом сегменте потребительского рынка, зависит очень многое и, как следствие этого, в конечном итоге влияет на улучшение социально-экономического благополучия населения и региона в целом.

Вот эти восемь основных прав потребителей, которые признаёт Всемирная организация союзов потребителей, под эгидой которой отмечается ежегодно Всемирный день защиты прав потребителей - 15 марта.

- право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);

- право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);

- право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни, а также для имущества потребителя);

- право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);

- право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);

- право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);

- право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение всей жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг).

- право на здоровую окружающую среду.

В Узбекистане права потребителей защищены государством. В этом направлении за годы независимости была создана солидная правовая база - более 100 законодательных и нормативных актов. Национальная политика в сфере защиты прав потребителей основывается на Конституции Республики Узбекистан, Гражданском кодексе, Законе "О защите прав потребителей", иных законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

В законодательстве закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации, а также предусмотрены гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, их право на компенсацию за причиненный моральный вред, установление подсудности по выбору истца по делам о нарушении прав потребителей.

Активная роль государства в формировании национальной потребительской политики и защиты прав потребителей как неотъемлемой составляющей части общих прав человека чрезвычайно актуальна, поскольку в странах с переходной экономикой позиции обычного потребителя могут быть очень слабыми и незащищенными. К тому же государственная потребительская политика - важный инструмент, который оказывает непосредственное влияние на социальный климат в стране, так как обеспечивает удовлетворение потребностей простых граждан. Для правительства нет более важной цели, чем повышение уровня и качества жизни граждан Узбекистана. Эффективная потребительская политика способствует повышению авторитета органов власти внутри страны, а также имиджа государства за ее пределами.

Важную роль для развития движения по защите прав потребителей сыграло Постановление Кабинета Министров Узбекистана "О мерах по расширению участия общественности в защите прав потребителей". Принятие данного постановления еще раз подчеркнуло значимость для государства соблюдения приоритетов интереса личности, утверждения в сознании людей демократических ценностей, а также значимость общественных инструментов регулирования потребительского рынка как неотъемлемой части обеспечения свободных рыночных отношений.

В созданной в республике эффективной системе государственной защиты прав потребителей задействованы органы государственного управления, осуществляющие контроль над безопасностью и качеством товаров и услуг, а также общественные организации. Для них в стране созданы необходимые условия, что повышает доверие населения к этим структурам.

Совместная работа Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана по обеспечению прав потребителей дает свои весомые результаты.

Со стороны Госкомдемонополизации регулярно проводится работа по широкой пропаганде действующих норм законодательства по защите прав потребителей среди населения.

В том числе, совместно с соответствующими министерствами и ведомствами разработаны мероприятия, направленные на повышение потребительской культуры населения.

В результате проведения широкой просветительской работы с населением и активной пропаганды системы защиты прав потребителей наблюдается резкое увеличение количества обращений граждан в антимонопольные органы, что говорит о повышении потребительской культуры и активизации механизмов общественного самоуправления.

В целях защиты прав потребителя в республике создан Фонд поддержки общественного движения по защите прав потребителей, который обеспечивает финансирование деятельности по расширению участия общественности в правовой защите граждан, пропаганде действующих норм законодательства, повышении потребительской культуры населения, изучению рынка услуг, проведению мониторингов и социологических исследований обеспечения надлежащего качества и безопасности потребительских товаров.

В стране также функционирует Межведомственный совет по защите прав потребителей, занимающийся координацией взаимодействия государственных органов и общественных объединений по вопросам защиты прав потребителей. Членами совета являются руководители ключевых министерств и ведомств, которые по своим функциональным обязанностям имеют непосредственное отношение к исполнению законодательства о защите прав потребителей, руководители общественных организаций.

Безусловно, сегодня в Узбекистане потребитель может отстоять свои законные интересы. Помочь в этом могут как уполномоченные госструктуры, стоящие на страже прав потребителей, так и общественные организации. Правовая защищенность потребителей становится еще одним элементом построения правового гражданского общества.

Практика показала, что созданная в Узбекистане в соответствии с законодательством система защиты прав потребителей действенна и способна обеспечивать и представлять законные интересы потребителей.

Р. РИСБАЕВ, председатель ОЗПП г. Чирчика.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO