Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Потребительские права

ИНТЕРЕСЫ И ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ У ПРИЛАВКА АПТЕКИ

Много вопросов у потребителей возникает в связи с приобретением и употреблением лекарственных препаратов. Как известно, они продаются в аптеках - медицинских учреждениях, осуществляющих изготовление, фасовку лекарственных средств, контроль над их качеством, а также закуп, хранение и продажу лекарств, изделий медицинского назначения, предметов санитарии и гигиены, лечебного питания, лечебно-косметической продукции.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с приобретением в аптеках некачественных лекарственных средств, и разъяснить потребителям их права в этом случае, наш корреспондент побеседовал с исполнительным директором Общества защиты прав потребителей г. Чирчика С. З. АЙБУШЕВЫМ:

- Салават Зарипович, в Законах "О рекламе" и "О защите прав потребителей" сформулированы более четкие требования к рекламе и продаже лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Не могли бы вы прокомментировать суть этих законов?

- Согласно Закону "О защите прав потребителей", граждане нашей страны имеют право на получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), а также и о изготовителе (продавце), свободный выбор и надлежащее качество товара, работы или услуги, их безопасность, возмещение в полном объеме материальных убытков, морального вреда, причиненных товаром (работой, услугой) с недостатками, опасными для жизни, здоровья и имущества, а также неправомерным действием (бездействием) изготовителя (исполнителя, продавца), обращение в суд, другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов, создание общественных объединений потребителей.

Коррективы, внесенные в Закон "О рекламе", определили новые приоритеты в регулировании рекламной деятельности. Однако некоторые участники рынка уловили в этом лишь запретительный характер. Процесс перемен направлен на совершенствование механизма защиты прав и интересов потребителей, на которых, собственно, и нацелена реклама.

В Узбекистане, как известно, лекарственные средства рекламируются по европейской модели, согласно которой среди населения можно рекламировать только препараты безрецептурного отпуска. Согласно Закону "О рекламе" такая реклама должна излагаться на доступном языке и обязательно содержать следующие сведения: полное, в том числе и международное фармакологическое название лекарственного средства, его производителя, основные показания к применению. И непременно сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к применению рекламируемых лекарственных средств, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

- Но в законе о таких тонкостях ничего не сказано…

- А закон и не должен это объяснять. Прочтите внимательно статью 178-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, посмотрите постановление Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции "О внесении изменений и дополнений в постановление "Об утверждении Положения о размещении рекламы", загляните в другие нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, и вы непременно найдете эти изменения.

- К действующим запретам на рекламу лекарственных средств добавлены новые?

- Да, например, введен запрет на размещение рекламы рецептурных лекарственных средств на общедоступных предметах - часах, календарях, зажигалках, брелоках, урнах, пепельницах, канцелярских товарах, значках, сувенирах и т. п.

Касается лекарственных средств и еще один запрет. На рекламу продукции под видом другой продукции, товарный знак или знак обслуживания, которой тождествен либо сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания продукции, реклама которой запрещена, либо для нее установлены соответствующие ограничения или требования.

- Что, по-вашему, предусматривает запрет на использование в рекламе иностранных слов и выражений, способных привести к искажению смысла информации? Ведь очень многие иностранные слова прочно вошли в лексику как узбекского, так и русского языков. И если их изъять из рекламы или заменить другими словами, это может сказаться на ней не лучшим образом. Есть перечень запрещенных иностранных слов?

- Это новая норма, направленная на защиту потребителя, в том числе и лекарственных средств, от недобросовестной, ненадлежащей рекламы. Она не означает, что отныне запрещено использовать абсолютно все иностранные слова. Речь идет о тех, которые вызывают двусмысленность, некорректную игру слов, неблагозвучие, граничащее с жаргоном или ненормативной лексикой, искажают смысл, а порою и вводят в заблуждение. Статья 5 Закона "О рекламе" устанавливает, что на территории Узбекистана реклама распространяется на государственном языке или по желанию рекламодателя - на других языках. А зарегистрированные товарные знаки могут приводиться на языке оригинала.

- Среди вновь введенных запретов на рекламу есть, наверное, и другие табу?

- Конечно, есть. И они тоже касаются рекламы лекарственных средств. Это, например, указание на то, что продукция одобрена государственными органами либо их должностными лицами. Помните, раньше в рекламе частенько звучало, что лекарство "одобрено Минздравом"? Так вот теперь ссылаться на авторитет госорганов не следует. Потребитель должен сделать выбор сам и, прежде всего, исходя из качества продукции.

- Какие проблемы чаще всего возникают при практическом применении законодательства в сфере рекламы лекарственных средств?

- У нас ведется очень активная работа по изучению рекламного рынка лекарственных средств. Недавно был проведен мониторинг ряда СМИ, по результатам которого было выявлено много случаев, когда в средствах массовой информации распространяется реклама рецептурных препаратов. Хотя по закону осуществляться она может только среди специалистов, имеющих право назначать и распространять лекарственные средства, и допускается в специализированных изданиях.

- И много случаев недостоверной рекламы обнаружено в СМИ?

- Предостаточно. Иногда, даже заведомо ложная реклама встречается. Самое худшее, когда рекламодатели ведут пропаганду самолечения с помощью лекарств быстрого действия, способных, якобы, за считанные дни или даже часы избавить человека от заболевания. Тут нарушается не только законодательство, но и подрывается авторитет врача и медицины в целом из-за проведения в рекламе идеи о возможности вылечиться самостоятельно, без квалифицированной врачебной помощи.

- И все же, какие самые распространенные нарушения у рекламодателей из фармацевтических компаний?

- Думаю, отсутствие в рекламных текстах ссылок на противопоказания в применении лекарства. Это очень болезненный вопрос. Не всегда, к сожалению, встретишь и пометку "Товар сертифицирован".

- Многие рекламодатели недоумевают: "как использовать рекламу лекарственных средств, распространяемых по рецепту врача, не нарушая при этом Закона Республики Узбекистан "О рекламе"?

- В статье 22 закона сказано однозначно: такая реклама в средствах массовой информации и в Интернете запрещена. Распространять ее разрешается лишь через справочно-информационные центры, на конференциях, симпозиумах, выставках, семинарах, которые организуются для врачей. И в специализированных изданиях. Но не в аптеках, как многие делают. Аптека - общедоступное место, и вывешивать в ней плакаты, информационные листы фармацевтических компаний, флайеры и буклеты с медпрепаратами - значит, нарушить законодательство о рекламе.

- А в специализированном издании рекламировать продукцию медицинского назначения, значит, можно?

- Если оно предназначено для врачей и распространяется только среди врачей. Такое издание вряд ли будет читать человек, далекий от медицины. А вот врач обязательно прочтет. Ведь прежде, чем назначать больному то или иное лекарство, он должен узнать его преимущества, недостатки, все противопоказания. И эти знания он найдет в таком специализированном издании, где печатаются видные ученые-медики, эксперты отрасли, где и реклама для врачей грамотно подается. Так что, прежде чем размещать рекламу, производителям - рекламодателям неплохо бы изучить все нюансы.

- Многие потребители спрашивают: подлежат ли возврату лекарственные средства, купленные в аптеке?

- Обмену на аналогичный товар не подлежат товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты.

- Такой вопрос: обязаны ли сотрудники аптеки предъявить потребителю при его обращении или требовании сертификат соответствия на приобретаемый лекарственный препарат, лекарственное средство?

- Да, обязаны. По просьбе покупателя они предъявляют сертификат соответствия на реализуемое или лекарственное средство, или изделие медицинского назначения в соответствии со статьей 6 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей", как на товар, подлежащий обязательной сертификации.

- А если, например, потребитель приобрел в аптеке лекарство, а кассовый чек ему был не выдан?

- При продаже лекарства сотрудники аптеки без вашего обращения или требования обязаны выдать вам вместе с покупкой кассовый чек. Невыдача его потребителю и реализация лекарств без документов, удостоверяющих их качество или подтверждающих соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям, может служить основанием для привлечения к ответственности лиц, их реализующих, за нарушение статей Закона "О защите прав потребителей" и требований правил розничной торговли в Республике Узбекистан, а также явиться препятствием для реализации вашего права как потребителя на возмещение ущерба, нанесенного в результате применения некачественного лекарственного средства.

Таким образом, в Узбекистане создана необходимая правовая база и укреплена институциональная среда для эффективной защиты прав потребителей. Правовая грамотность потребителя - это требование современности, и поэтому, приобретая лекарственный препарат в аптеке, покупателю важно знать свои потребительские права, уметь ими пользоваться, а, в случае необходимости, уметь их отстаивать. Особенно это нужно учитывать, если дело касается вашего здоровья или здоровья ваших родных и близких!

Д. ИМИНОВА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2018 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO