Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Потребительские права

КТО, КОМУ И ЗА ЧТО ДОЛЖЕН?

В последнее время жители Чирчика сталкиваются с проблемой задолженности по коммунальным платежам. Приходя в коммунальные службы (РЭС, "Чирчикшахаргаз", "Чирчик иссиклик энергияси") для перерасчета либо за справками, горожане с удивлением узнают о том, что, несмотря на ежемесячную оплату за пользование газом, электричеством или теплом, на их счетах числятся большие задолженности. Жители считают эти долги необоснованными, а работники коммунальных служб настаивают на оплате, ссылаясь на свои расчеты, и нарушения жителями правил использования коммунальных услуг. Так кто же, кому и за что должен? С этим вопросом наш корреспондент Ю. В. Бондаренко обратилась к главному бухгалтеру филиала "Чирчикшахаргаз" Мумине Тургунбаевне Дилаваровой.

- Причин возникновения задолженностей может быть несколько, - говорит она. - Одной из самых распространенных - несвоевременная поверка приборов учета газа.

Согласно номенклатурному перечню средств измерений, утвержденному агентством "Узстандарт", в соответствии со статьей 14 закона "О метрологии" бытовые газовые счетчики в обязательном порядке должны проходить поверку один раз в четыре года. Большинство счетчиков в квартирах чирчикцев были установлены еще в начале 2000-х годов, но многие из них еще ни разу не прошли положенную поверку.

А согласно письму агентства "Узстандарт" в случае, если счетчик не прошел своевременную поверку, то начисление за потребление газа производится согласно мощности газовых приборов с учетом количества проживающих. Соответственно, если потребитель должен был провести государственную поверку счетчика в 2008 году, но до сих пор по каким-либо причинам не сделал этого, с 2008 года он должен оплачивать потребление газа по тарифам, предусмотренным мощностью тех приборов, которые установлены у него в квартире (газовая плита, колонка, титан и т.д.) с учетом количества проживающих.

В большинстве случаев оплата по среднему тарифу намного превышает сумму, которую абонент платит по счетчику, отсюда и возникают задолженности. Многие отказ от поверки мотивируют тем, что помимо самой процедуры госповерки необходимо еще оплатить услуги мастера, который снимет, а затем поставит счетчик на место. Это не всякому по карману, особенно накладно это для пенсионеров и малообеспеченных. Учитывая это, с 1 мая 2011 года руководством филиала "Чирчикшахаргаз" было принято решение, что демонтаж и установка счетчиков в связи с госповеркой будут проводиться бесплатно.

- Несколько раз приходилось слышать о том, что по среднему тарифу работники "Чирчикшахаргаза" требуют оплату и в том случае, если в квартире никто не проживал некоторое время. При этом не берется в расчет, установлен ли в квартире счетчик или нет.

- Дело в том, что, к сожалению, некоторые граждане научились обходить счетчики (останавливают, либо просто самовольно снимают их), а некоторое время спустя уверяют нас, что все это время в квартире никто не жил, потому на приборе учета ничего и не накрутило. Проверить правдивость данного утверждения мы не можем, так как подобные недобросовестные абоненты, обычно не пускают к себе в квартиру контролеров и проверяющих. В таких случаях мы действительно начисляем оплату за использованный газ в зависимости от мощности приборов, установленных в квартире, и количества проживающих там людей.

Во избежание подобных проблем, если абонент действительно планирует уехать на какое-то время из города и в квартире или доме никто не будет проживать, ему необходимо заранее обратиться к нам и в присутствии контролера составить акт о последних показаниях прибора учета газа. При наличии этого акта и заявления абонента начисления производиться не будут до тех пор, пока гражданин не заявит о своем возвращении.

- В редакцию неоднократно обращались жители с вопросом о том, почему контролеры филиала "Чирчикшахаргаз" требуют завышенную оплату за потребление газа с абонентов, у которых не установлены счетчики.

Так, например, с квартиры, где установлена одна газовая плита и проживают два человека, они требуют вносить плату 20 тысяч сумов в месяц и выше. Но согласно реестру № 19-03-22-05-РУз-11-2011, утвержденному Министерством финансов Республики Узбекистан от 30.03.2011 года с 1 апреля текущего года с одного человека при наличии бытовой плиты взимается плата по тарифу всего 2072 сум 10 тийин. Насколько правомерны требования работников "Чирчикшахаргаз"?

- Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан № 99 от 28 .03. 2002 года абонентов, не установивших прибор учета газа, должны вообще отключать от системы газоснабжения. На сегодняшний день из 45897 абонентов, использующих природный газ, счетчики установили 34797. То есть еще 11100 абонентов нашего филиала пользуются газом без счетчиков.

Отключить их от газоснабжения, принимая во внимание, что жителям, особенно многоэтажных домов, без газа никак не обойтись, мы не можем. Однако учитывая то, что в осенне-зимний период жители многоэтажных домов, в которых отсутствует горячая вода и централизованное теплоснабжение, используют газ для обогрева помещений и нагрева воды, то есть расходуют гораздо больше газа, чем оплачивают, мы просим жителей вносить плату за расход газа по тарифам, рассчитанным по кубатуре жилого помещения.

- К слову, о контролерах. Что входит в полномочия контролеров "Чирчикшахаргаза"? Имеют ли они право брать оплату за газ с населения?

- В обязанности контролеров, в первую очередь, входит проверка счетчика (наличие и целостность пломб) и снятие его показаний для сверки начисления, производимого нами, и фактической оплаты.

Также у контролеров есть полномочия на взимание платы за использованный природный газ с населения. Но производя оплату жителям необходимо помнить, что у каждого работника филиала "Чирчикшахаргаза" должно быть удостоверение и специальные квитанции (бланки в трех экземплярах) с печатью и серийным номером.

- Несмотря на то, что бытовые газовые счетчики устанавливаются уже не первый год, у чирчикцев до сих пор возникают вопросы о правилах их приобретения, установки и замены. В частности, возникают вопросы о том, за чей счет должен заменяться счетчик при его поломке?

- Здесь хочу отметить, что льготный период по установке газовых счетчиков, в течение которого их устанавливали абонентам в кредит, завершился. Это значит, что желающим установить прибор учета газа сегодня необходимо, приобретая счетчик, выплатить всю его стоимость сразу.

Что же касается замены неисправных счетчиков, то в течение гарантийного срока, указанного в договоре, замену и ремонт (в случае, если поломка произошла не по вине абонента), брал на себя филиал "Чирчикшахаргаз". Но после окончания гарантийного срока все обязательства по ремонту и замене неисправных счетчиков должен нести абонент, ведь теперь приборы учета газа стали такой же его собственностью, как квартира, дом, мебель и т.д.

Кстати, не погашенные кредиты за счетчики - это еще одна причина возникновения задолженности у чирчикцев. К сожалению, многие из абонентов, несмотря ни на что считают, что они не должны ничего платить за счетчики. Их же уже установили, теперь не заберут - а значит, и платить не обязательно. Многим это заблуждение в дальнейшем стоит нервотрепки и денег, так как при несвоевременном погашении кредита могут применяться штрафные санкции.

- В завершение хотелось бы уточнить еще один вопрос. Ваши работники утверждают, что абоненты должны ежемесячно сообщать в "Чирчикшахаргаз" показания счетчиков. Но ни в договоре, ни в каких либо других нормативных документах, об этом "обязательстве" нет ни слова. К тому же, не у многих горожан есть возможность ежемесячно приходить в абонентский отдел, выстаивать очереди и все только затем, чтобы сообщить показания счетчика. Так для чего же это надо?

- Для того, чтобы сообщить показания счетчика, не обязательно прихоть в горгаз, можно просто позвонить по телефону. А делается это для того, чтобы у нас была возможность ежемесячно сверять свои данные с показаниями приборов учета (ведь в компьютерную программу внесены данные о количестве газовых приборов в квартире или доме и количество проживающих там человек, и система постоянно ведет учет, соответствует ли количество израсходованного газа заданным параметрам). Кроме того, своевременная и регулярная сверка данных поможет избежать ситуаций с возникновением необоснованных долгов и разногласий между поставщиком и потребителем.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO