Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Потребительские права

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ - ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ

В нашей стране права потребителей закреплены законодательно, надежной правовой основой чего является Закон Республики Узбекистан "О защите прав потребителей". В процессе правового регулирования сферы торговли и оказания услуг, а также отношений между гражданами в этой сфере активно участвуют Федерация обществ защиты прав потребителей Узбекистана и ее территориальные отделения.

Законная защита прав потребителей играет важную роль в упорядочении рыночных отношений, совершенствовании общественного контроля за качеством товаров и услуг. Практический результат этой работы зависит от того, насколько обслуживающие организации уважают права потребителей, каков уровень знаний самих потребителей о своих правах. Эти особенности являются важным фактором дальнейшего развития торговли и улучшения качества оказания услуг.

В нашей стране организованы общества защиты прав потребителей и созданы возможности для их деятельности в рамках полномочий, что значительно влияет на совершенствование, упорядочение рыночных отношений и улучшение качества продукции и услуг. Это, в свою очередь, способствует расширению сферы влияния этих общественных организаций среди населения.

Каждый потребитель должен хорошо знать свои права и уметь ими пользоваться. Однако пока это нельзя сказать о каждом из нас. Многие потребители не требуют чек за приобретенную продукцию, не запрашивают у продавца сертификат качества продукции. Даже когда продавец, несмотря на наличие терминала, отказывается принимать пластиковую карточку или набрасывает за это определенный процент, потребители не становятся на защиту своих прав. Не стоит забывать, что подобное поведение потребителя, отсутствие желания бороться за свои права играет на руку продавцам, думающим только о собственной наживе.

Именно поэтому в нашей стране огромное внимание уделяется повышению правовых знаний потребителей. В минувшем году городским отделом защиты прав потребителей проведена работа среди населения по разъяснению прав потребителей, их ознакомлению с принятыми в этой сфере законами и нормативными актами. В махаллях, организациях, учебных заведениях проведены посвященные этой теме учебные семинары и "круглые столы". Большое внимание уделяется проведению мониторинга с целью защиты потребительского рынка от некачественной продукции. По выявленным в ходе мониторинга случаям торговли некачественной, не имеющей сертификата соответствия продовольственной продукцией, невыдачи покупателям чека, нарушений правил торговли посредством банковских пластиковых карточек составлены акты и отправлены соответствующим организациям для принятия законных мер.

Проводимые под руководством Президента Ислама Каримова реформы направлены по повышение благосостояния нашего народа, создание условий для достойной жизни каждого человека. Как граждане страны и потребители мы должны вносить свой вклад в предотвращение нарушений закона в сфере торговли и оказания услуг, хорошо знать и уметь защищать свои права. Это будет способствовать дальнейшему повышению благосостояния граждан и обеспечению экономической мощи нашей страны.

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения.

В этот день, 15 марта, в 1961 году Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие "потребитель" и назвал четыре основных права потребителя. "Потребители - это все мы" - сказал Кеннеди. - Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно". Четырьмя основными правами, прозвучавшими тогда в Конгрессе, стали: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Общества защиты прав потребителя всего мира сделали эти слова своим манифестом. Позже Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International - CI) дополнила еще четыре права: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. И теперь Кодекс потребителя включает восемь прав.

Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Спустя два года - 9 апреля 1985 года - Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

Ежегодно, накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, утверждается девиз, под которым он будет проведен. В этом году он звучит так: "Потребитель! Знай свои права!". Выбор девиза не случаен. По мнению специалистов, современный потребитель в первую очередь страдает от правовой неграмотности.

Потребительское движение молодо. Поэтому знать свои права и уметь их отстаивать - дело каждого.

Хочешь жить - покупай продукты в приличном магазине. Вот нехитрое правило, руководствоваться которым рекомендовано каждому. Впрочем, в магазинах лучше покупать и все остальное. Иначе Общество потребителей просто сляжет от невероятного количества жалоб. Тем более что отстаивать свои права мы пока не очень-то научились.

На что же жалуются наши сограждане? Главным образом - на плохое качество услуг, в частности, от поставщиков коммунальных услуг. Жалобы на филиал "Чирчикшахаргаз" и РЭС составляют большую часть обращений граждан. На втором месте - обман и подделки товаров, продажа продуктов, бытовой техники и одежды ненадлежащего качества. На третьем - обсчет и обвес.

Так что если у вас возникнет потребность высказаться, не стесняйтесь и требуйте, как и прежде, "Жалобную книгу". Ну а если претензии серьезные - обращайтесь к экспертам и не бойтесь грозить судом. Закон - на вашей стороне.

Р. РИСБАЕВ, председатель городского общества защиты прав потребителей.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO