Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Стадион для всех

ШАХМАТЫ: СТОЛКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРЫ

В истории узбекистанских шахмат немало ярких страниц. Немногие страны могут похвалиться чемпионами мира среди мужчин и среди женщин. Наша республика может. Лучшими шахматистами на планете становились Рустам Касымджанов и Флюра Хасанова. Кроме них в республике выросла целая плеяда великолепных игроков.
В середине марта в Ташкенте в капитально отремонтированном шахматном клубе начался первый международный шахматный коммерческий фестиваль памяти Георгия Агзамова. Среди шахматистов о его бойцовских качествах ходят легенды. Он стремился использовать все до последней возможности для достижения победы. Партию заканчивал лишь тогда, когда абсолютно ничего нельзя было сделать. Это был большой шахматист, к сожалению, погибший в расцвете своих сил.
Однако, гением можно родиться, но можно не стать. Никто не сосчитает, сколько родилось замечательных шахматистов, так и не сыгравших ни одной партии в жизни, или достигших в лучшем случае высот простого мастера. Да, для расцвета нужны определенные условия. Во-первых, семья, в которой родители будущего шахматиста не просто лояльно относятся к его увлечению, но делают все, чтобы он мог полностью шахматно развиваться. Во-вторых, должна быть соответствующая среда, то есть постоянные соревнования.
В бывшем Союзе такую среду создавали, как ни в какой другой стране. Спартакиады школьников и народов, всесоюзные юношеские и молодежные игры – это такая бойцовская школа, которую не заменят никакие международные турниры.
Но, расхваливая бывшую систему, следует и оговориться. Ее функционеры нередко ставили железный заслон перспективным, но периферийным шахматистам. Узбекистанец Ненашев занял второе место на считавшимся отборочным к первенствам Европы и мира всесоюзном турнире среди молодых мастеров. Однако на те соревнования послали не победителя турнира эстонца Эльвеста и не поделившего вместе с Ненашевым второе место Новикова с Украины, а москвича Соколова и петербуржца Салова. Другой узбекистанец - Серпер выигрывал первенство Союза среди кадетов (до 16 лет), но он в Париж на мировые состязания не поехал.
Конечно, причины для отказа могут быть разные. И все же ни для кого не секрет, что многое решалось личными симпатиями спортивных чиновников. Сейчас можно только сетовать об упущенных возможностях одних и, слава Богу, радоваться открывшимся возможностям других.
Только независимость Узбекистана открыла новую страницу в жизни наших лучших шахматистов. Важно не только то, что появилась возможность самостоятельно или с командой поехать на любые соревнования. Еще важнее, что рухнула стена, громадной толщей своей сдерживающая прогресс наших шахмат. Это довольно быстро дало результаты.
Международными мастерами стали чирчикцы С. Загребельный и М. Салтаев.
А командным Эверестом – выступление на шахматной Олимпиаде в Маниле. Оно заслуживает того, чтобы об его участниках вспомнить. Тем более, что половину сборной составляли чирчикские игроки.

МАНИЛЬСКИЙ ЭВЕРЕСТ УЗБЕКИСТАНЦЕВ

Самой большой сенсацией на Всемирной шахматной Олимпиаде в Маниле стало второе место сборной Узбекистана. Известную разве что в пределах Союза – СНГ команду уже в середине турнира начали называть загадкой. А к концу соревнований – головоломкой. Ее успех многим участникам Олимпиады так и остался непонятен. Ведь в командных шахматных турнирах нельзя добиться высоких результатов, тем более войти в призеры, просто так. Для этого должны быть весомые причины. В чем они? Постараемся разобраться.

Одна из основных, на мой взгляд, была в правильном отборе тренером С. Пинчуком шахматистов в сборную. Понятно, он смотрел на подготовленность, на умение душой болеть друг за друга, раскрывать собственные разработки, заготовки, находки. На одной из спартакиад народов Союза сборная России, составленная только из мастеров, обошла сборную Москвы, в которой играли одни гроссмейстеры. А дело в том, что сражался коллектив против собрания знаменитостей.

С таким отбором в сборную попали ташкентцы В. Логинов, А. Ненашев, Г. Серпер и чирчикцы С. Загребельный, М. Салтаев и С. Юлдашев. До Манилы самым крупным их командным успехом было третье место на спартакиаде народов бывшего Союза. Это неплохо для СНГ, но не для Всемирной Олимпиады. По званиям и рейтингу наши шахматисты уступали всем фаворитам. Им отводили место в третьем десятке. Отводили, не учитывая, что сборная Узбекистана представляет монолитную команду, в которой один за всех и все за одного. Фраза избитая. Однако ее сила от этого меньше не становится.

Такой наглядный пример. Тренер Украинской сборной Э. Карт уже после третьего тура Олимпиады сказал Пинчуку, что будет счастлив, если узбекистанцы займут второе место, а его команда – третье. И объяснил почему: "У всех фаворитов – знаменитости, но каждый сам за себя, у вас – сплоченный коллектив.

Характерная деталь: если в других командах не заявленные (из 6 играли 4) на матч шахматисты могли преспокойно отправиться по магазинам, побродить по городу, то наши – все шестеро – находились в игровом зале. И даже тогда, когда за доской оставался всего один и тренер отправлял остальных в гостиницу, из зала выходили только за тем, чтобы, "сфинтив", через минуту –другую вернуться туда вновь.Так было, когда Юлдашев "дожимал" в девятом туре гроссмейстера из Грузии Г. Зайчика. Так было и раньше, и после.

Для нашей сборной соревнования поделились на несколько этапов. В первый входили первые четыре тура. На старте попалась слабая команда – Андорра. Ее обыграли без особого труда. Во втором туре встречались с неоднократным призером Олимпиад Германией, победили и ее. И пошло – поехало. За Болгарию играли три гроссмейстера и международный мастер. Не помогло. Героем стал С. Загребельный. При равном счете (1,5 х 1,5) его соперник Колев предложил ничью. Ситуация на доске была очень острой. После раздумья Сергей решил играть дальше и взял верх, принеся победное очко.

После Болгарии узбекистанцы не получали ни одной мало-мальски слабой команды. Пошла борьба за лидерство. Наши земляки ее с честью выдержали.

ДУША КОМАНДЫ

В команде должен быть такой человек, как Михаил Салтаев. Есть в нем что-то от хорошего армейского старшины. Переносить экстремальную олимпийскую обстановку без рассудительного Михаила было бы труднее. Он и о сувенирах, раздаваемых организаторами и спонсорами турнира, заботился, и самые последние закулисные новости знал. Не имея никакого корреспондентского удостоверения, Салтаев сумел аккредитоваться на Олимпиаде и извлечь из этого максимум пользы для команды. То, что для других сборных до поры до времени оставалось секретом, узбекистанцы узнавали из первых рук, то бишь из уст своего "журналиста".

Общительность, казалось бы, не ахти какая редкая черта характера. А ведь как порой помогает в жизни. Общительного мальчика Мишу научил играть в шахматы сосед дядя Боря. Но общительность с непосредственностью, беспокойством обычно крепко связаны. И неизвестно, какой из этих видов спорта он бы выбрал, если б не встретил на чирчикском школьном турнире Александра Михайловича Когана, ставшего его первым тренером по шахматам. Вскоре Салтаева пригласили в ДЮСШ-3, в которой воспитывались все известные чирчикские игроки. Предложили решить этюд. Конечно, третьеклассник такого мудреного слова не знал. Но показал, как, по его мнению, следует играть.

Свое становление Михаил во многом связывает с Николаем Степановичем Абрамушкиным. В то время у этого тренера занимались С. Загребельный, Я. Гейслер, В. Косокин, через несколько лет начавшие успешно выступать на крупнейших международных турнирах.

- Николай Степанович вселял каждому из нас уверенность в своих силах, - говорит М. Салтаев. - Однако уравниловки не признавал. Считал, что Загребельный талантливее нас. И тут же успокаивал, объясняя, что, если будем уделять шахматам больше внимания, то намного от него не отстанем.

На встречах с журналистами о своих возможностях в шахматах М. Салтаев старается не распространяться. А вот поблагодарить помогавших ему в разные годы М. Рудеррера, Д. Каюмова, Г. Серпера не преминет. Но это не значит, что о себе, как о шахматисте, Михаил невысокого мнения.

- Тренеры, когда еще мальчишкой был, говорили, что у меня стиль, как у Корчного. С тех пор он стал моим кумиром в шахматах. И не без гордости добавляет:

- На Олимпиаде у шведа Бринелла выиграл в стиле Корчного.

ПУТЬ К ПРИЗНАНИЮ

Сам факт поездки на Всемирную шахматную Олимпиаду был исключительно важным и волнующим событием: слишком большой форум, слишком сильные соперники. Да, в таком грандиозном турнире наши шахматисты участвовали впервые. А соперники?! Помимо тогдашнего чемпиона мира Каспарова (Россия) в соревнованиях выступали Иванчук (Украина) - третий по рейтингу шахматист планеты, Широв (Латвия) - четвертый, два претендента на звание чемпиона мира - голландец Тимман и англичанин Шорт, неоднократный участник претендентских матчей Хюбнер (Германия)...

Четыре десятка сборных имели в составе хотя бы одного гроссмейстера. Ну, и претендовавшие на самые высокие места более чем полтора десятка команд были целиком или почти целиком гроссмейстерскими. Нашей команде рейтинг отводил весьма скромное 22-е место.

Главной задачей тренера узбекистанцев С. Пинчука еще до начала турнира было внушить ребятам уверенность в своих силах, настроить на борьбу без оглядки на авторитет соперника. Это ему удалось. Ведь уже во втором туре попали на неоднократного призера Олимпиад - Германию. У нее выиграли со счетом 2,5: 1,5. Получилась сенсация. Но вскоре победы сборной Узбекистана перестали воспринимать как неожиданности. Затем были повержены команды Индонезии, Болгарии, Англии, Швеции, Грузии, Литвы, Армении, Израиля.

Следует отметить еще и то, что некоторые сильные сборные ломались именно после встреч с командой Узбекистана. Не ожидали такого напора немецкие, голландские и английские шахматисты. Так приехавшая в Манилу темной лошадкой команда, побывав для соперников загадкой, головоломкой, уезжала с Олимпиады признанным шахматным миром авторитетом.

И ТАЛАНТ, И ВЕЗЕНИЕ

Признание пришло к Сергею Загребельному рано. Помогло то, что шахматами увлекался отец, Николай Яковлевич, научивший сыновей играть, и старший брат Александр. А главное, конечно же, сказалась природная одаренность. Товарищи по сборной Узбекистана считали его очень талантливым. Правда, сам Сергей, если завести речь об этом, лишь досадливо отмахнется. Скажет, что Ненашев, Серпер, Юлдашев играют не хуже его.

Чтобы картина была законченной к большому таланту Загребельного следует добавить везение. На шахматных соревнованиях в чирчикской школе № 8, где учился Сергей, его заметил тренер Александр Михайлович Коган и предложил заняться в ДЮСШ-3. О шахматном отделении этой спортшколы можно написать роман. Здесь воспитывались чемпионка мира среди девушек Ф. Хасанова, другие перспективные ребята, да все шахматисты, вышедшие затем на международную арену. Сергей тренировался также у Урмета Альметовича Ибадлаева, Николая Степановича Абрамушкина.

Из великих шахматистов по стилю, манере игры ему ближе всего экстравагантный американец Фишер. Загребельный не один год возил с собой сборник его партий. Правда, досконально разбирал редко. Он, скорее, получал эстетическое удовольствие, прикидывая что к чему. Близок ему также Карпов. А вот Таль и Каспаров не подходят. Что ж, у каждого профессионального шахматиста свои привязанности, увлечения. У Сергея получше получаются контратаки. Как он говорит, появляется какая-то дополнительная уверенность в себе. И хотя считает, что забывает об осторожности, но именно благодаря контратакующему напору, побеждал в партиях, оказавшись в худшей позиции.

Хорошо Загребельный разобрался в факторах, помогших шахматистам Узбекистана занять второе место.

- Я - человек не эмоциональный. Довольно спокойно переживаю и победы, и поражения. И мне, в общем-то, все равно против кого играть - международного гроссмейстера или кандидата в мастера. А вот такого чувства ответственности за судьбу команды, какое было у меня в Маниле, никогда еще не испытывал. Думаю, остальные тоже. Оно сплотило, как никогда раньше. Ведь нам приходилось становиться за шахматной доской соперниками, и тогда, естественно, не все бывало гладко. На Олимпиаде личные взаимоотношения были напрочь забыты. И еще очень помогли наши спортивные качества. Уж к чему-чему, а к суровой борьбе мы, живущие за пределами шахматных столиц, привыкли. В отличие от абсолютного большинства других сборных.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

После манильской Олимпиады чирчикские шахматисты участвовали в ряде крупных турниров, - говорит тренер В. Захаров. - Так, Юлдашев выступил в розыгрыше Кубка мира, Салтаев выиграл большой турнир в английском городе Гастинге. Но такой блистательной игры, как в Маниле, ребята больше не показывали. Что ж, у наших игроков, как и у всех спортсменов, есть взлеты и периоды не то, чтобы застоя, а скажу так - относительно спокойного выступления на соревнованиях. Относительная тишина была и у наших ребят. Лишь Леонид Козак выполнил норматив мастера спорта международного класса.

Сейчас положение начинает меняться в несколько лучшую сторону. Во-первых, в городе увеличилось число тренеров и соответственно, секций. Ныне работают пять специалистов. Прибавились К. Туринбаев и К. Гайнутдинов. Кружки ведутся в школах №№ 2, 5, 8, 15, свое помещение предоставляет Русский культурный центр города. Состязания помогает организовывать городское отделение ОМД "Камолот". Ну, а, во-вторых, в последние годы начали расти результаты. Причем, большинство наиболее перспективных ребят учится в начальных или средних классах, то есть можно ожидать, что перейдя в 9-10-е, они заиграют осмысленнее, сильнее.

Особо следует отметить девушек. Воспитанница Александра Загребельного Жаннат Сабирова выиграла первенство Узбекистана среди девочек до 14 лет. Позже в таких же состязаниях победила Гульрухзор Эсанбаева. Она тренируется у отца Рискиддина Хасановича. Семейное увлечение часто приносит хорошие плоды. Примеры тому - братья и сестры Ахат и Азиза Кучкаровы, Хуршид и Зуля Кадыровы.

Все бы ничего. Однако, рассказывая о положительных сдвигах, нельзя не отметить и тормозящий фактор. Став сильнейшими в своем возрасте в республике, Жаннат и Гульрухзор получили право выступить на первенстве мира в Испании и во Франции. Обе девушки поехать туда не смогли. Да что заграница, на проходящих в Ташкенте республиканских турнирах большинству чирчикских шахматистов участвовать очень проблематично. "Но как тренироваться и не соревноваться?! Ребятам становится скучно", в один голос заявляют В. Захаров и А. Загребельный.

- В Чирчике городские состязания стараемся устраивать как можно чаще, - поясняет Александр Загребельный. - В начале нынешнего года провели первенство среди учащихся. Такие же соревнования организуем в дни школьных весенних каникул. Приглашаем поучаствовать в них всех желающих. А зимой неплохо выступили ребята, которым нет еще 10 лет. Алишер Бекмурадов, Алтынбек Сабиров, Фируза Мухаммадкаримова, Ильес Юлдашев. Это - наше будущее. О нем надо заботиться сегодня.

С. ГАПИЧ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO