Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Стадион для всех

ЭВЕРЕСТ ГЛАЗАМИ УЗБЕКИСТАНЦЕВ

Указом Президента Узбекистана И. А. Каримова перед седьмой годовщиной независимости республики были награждены узбекистанские альпинисты, поднявшиеся в тот год на высочайшую вершину мира Эверест, взметнувшийся на высоту 8848 метров. Орденом "Дустлик" награждены капитан команды Олег Григорьев и Рустам Раджабов, первым покоривший Джомолунгму. Остальные участники экспедиции награждены медалью "Шухрат".
Это первое в истории нашего альпинизма восхождение на высочайшую точку планеты стало одним из самых значимых событий последнего десятилетия в спортивной жизни Узбекистана. Любой такой подъем достоин уважения. Но когда он совершается еще и в тяжелейших погодных условиях, то уважение перерастает в восхищение. Непогода потрепала тогда немало нервов нашим горновосходителям. Они несколько раз пытались начать завершающий штурм. Но непогода заставляла вновь и вновь спускаться в базовый лагерь на высоту 6.200 метров. Шквальные ветра, снегопад, холод - надежные сторожа Эвереста - не позволяли приблизиться к его вершине.
Очень рискованные "игры" с ними продолжались более месяца. И когда прогнозируемые оптимальные для подъема сроки истекли, и большинство экспедиций, отчаявшись ждать, ушли из базового лагеря, природа смилостивилась.
С 22 по 25 мая 1998 года, торопясь, в одиночку и группами в 2-3 горновосходителя 11 узбекистанцев покорили вершину. Мало кто из знатоков альпинизма может припомнить подобное. Это уникальное достижение.

ПОТОМУ, ЧТО ОН СУЩЕСТВУЕТ

Многие поколения горновосходителей мечтают взойти на Эверест. Впрочем, большинство из них понимает, что это по разным причинам почти невозможно. Но как себе запретить мечтать? И зачем?

"О восхождении на Эверест люди задумывались еще 30-40 лет назад", - писал в 1921 году англичанин Фрэнсис Янгхазбен. - Этот непокорный исполин волнует всякого альпиниста. Пусть нет ни денег, ни времени, ни условий для подготовки - желание взойти на высочайшую вершину земли не останавливает тех, кто любит горы.

Впервые Эверест был покорен в 1953 году новозеландцем Эдмундом Хиллари и шерпом Тенцингом Норгеем. Однако это не уменьшало числа стремящихся подняться на вершину. Скорее, наоборот, только подстегнуло остальных.

Почему же так влечет сюда людей?

Лаконично и тонко ответил на этот непростой вопрос английский альпинист Дж. Мэллари: "Потому, что Эверест существует".

"Ни одно восхождение не потрясло меня так сильно, как это. Мне кажется, что я переступил границу дозволенного и этот прыжок мне еще предстоит осмыслить", - сказал после своего сольного восхождения на Эверест легендарный Рейнхольд Месснер, сумевший подняться на все 14 "семитысячников", которые есть на земле.

Наступил черед штурмовать Эверест и для наших альпинистов.

ПОДНИМАЛИСЬ НА ВСЕ ВЫСОЧАЙШИЕ ВЕРШИНЫ

О том, как проходила подготовка и о самом подъеме беседуем с главным тренером сборной Узбекистана Анатолием Шабановым.

- Анатолий Васильевич, дайте "визитную карточку" узбекистанскому альпинизму.

- У него давняя и прочная репутация одного из сильнейших в бывшем Союзе, потом в СНГ. Восемь раз узбекистанские горновосходители завоевывали золотые медали чемпионов СССР, четыре СНГ. На их счету около двух десятков серебряных и бронзовых наград.

Наши спортсмены поднимались на все высочайшие вершины и прошли самые сложные маршруты в горах Центральной Азии. С весны 1996 года начали подготовку встреч с "белоснежной богиней", как называют высочайшую вершину местные жители.

Здесь следует отметить вклад чирчикских горновосходителей, с которыми у нас давно установились прочные связи. Мы вместе участвуем в восхождениях, соревнованиях. Самых добрых слов заслуживает чирчикские скалодром, на котором свое умение отрабатывали и отрабатывают не только ташкентские и чирчикское альпинисты, но и любители горных восхождений соседних республик.

- Расскажите об обстановке в районе Эвереста перед восхождением.

- Когда мы поднялись к базовому лагерю на 5200 метров у языка ледника Восточный Рангбук, так уже были 15 экспедиций из 18 стран. Что ж, высочайшая вершина ежегодно привлекает немало альпинистов. Правда, среди них есть и такие, которые приезжают к Джомолунгме и не думая подниматься на саму вершину. А просто, чтобы с определенным комфортом пожить у подножия и потом рассказывать родным и знакомым о красоте и суровости горного края. Но таких бывает немного. Большинство же делает все возможное, чтобы подняться на вершину.

Восточный Рангбук встретил неласково - сильнейшим ветром, точнее, пыльной бурей и холодом. Основательно намучились, пока установили 11 палаток: 9-для жилья, столовую и кухню. Устанавливали, разделившись на 4 группы. Одни ложились на середину палатки, другие держали за концы, третьи приносили камни, чтобы прижать ее, четвертые устанавливали стойки. Со стороны, наверное, на такой процесс интересно было смотреть. Но участвовать в нем, когда даже говорить трудно из-за пыльной бури с раздражающим горло холодным воздухом, удовольствие ниже среднего. С первых дней пребывания на леднике пришлось взяться за свои прямые обязанности врачу экспедиции Олегу Карабаеву.

Ледник Восточный Рангбук упирается в Северную стену Эвереста. По ней проходит классический маршрут подъема на вершину. Технически он очень сложный. Местами крутизна достигает 60 градусов, есть ступени вообще труднопроходимые.

Несколько дней ушло на акклиматизацию. И вот караван из альпинистов и 24 яков направился в следующий базовый лагерь, расположенный уже на высоте 6400 метров. Два дня - 17-18 апреля потратили на установку палаток здесь. 19-го начали заброску продуктов и снаряжения в промежуточный лагерь на 7000 метров. А с него в лагеря на высоту 7700 и 8200 метров

Все шло по плану, пока погода не ухудшилась. Ветер стал настолько сильным, что рвал и уносил палатки. Непогода держалась до 3 мая. И тут уж ничего нельзя было поделать.

К счастью, непогода устала, отступила. 6 мая, по предсказанию китайских синоптиков, должен был стать идеальным днем для восхождения. Действительно, прояснилось, ветер поутих. Чуть свет двое словаков и трое китайских альпинистов начали восхождение из лагеря 8.200 метров. Однако, поднявшись на 300 метров, словаки стали спускаться. Не смогли преодолеть скальный участок протяженностью всего метров 20, но крутизной 60-70 градусов, и китайцы.

Наши альпинисты тоже начали подъем. Однако уже к вечеру погода вновь ухудшилась. Я приказал спуститься в базовый лагерь на 6.400 метров.

На этот раз погода показывала свой характер 10 суток. Шквальный ветер. По ночам - снегопад. Это были самые неприятные дни и ночи в жизни находящихся в промежуточных лагерях альпинистов.

Наступила вторая половина мая. Погода не улучшалась и прогноз был неутешительный. В любой момент могли начаться муссоны. Тогда теплый ветер с Индийского океана сделает снег и лед непрочными. О восхождении не может быть и речи.

И тут вдруг, вопреки всем прогнозам, 21 мая выдался ясный день. Надолго ли? Никто ответить на этот вопрос не мог. Но упускать, может, последний шанс было нельзя. Олег Григорьев, Рустам Раджапов, Светлана Баскакова, Сергей Соколов и Марат Усаев поднялись в лагерь на высоту 7700 метров. Был уже вечер. Однако Раджапов решил идти дальше до палатки, установленной ими раньше на 8200 метров. Идти один. Отговаривать его было бесполезно. Такие решения человек принимает сам, и уже никого не слушает. Вот что он рассказал после восхождения уже в Ташкенте.

ОДИН НА ЭВЕРЕСТ

- К палатке дошел в 23.30. Ясно думать о том, что будет завтра не мог. Был изможден, физически опустошен, даже в полуобморочном состоянии. С трудом набрал снега, вскипятил чай. В голове одна мысль: нужно переждать ночь и подняться на вершину чего бы это ни стоило.

… С каких пор стал мечтать о Джомолунгме? И не вспомню, где-то с середины 80-х. Всегда привлекало необычное. Хотел увидеть Северное сияние, Антарктиду. Работал в пустынях Каракумы и Кызылкумы. С особым удовольствием несколько лет монтировал Ташкентскую телебашню, потом купола музея Амира Темура, городского хокимията.

Альпинизмом увлекся давно. Побывал на всех наших "семитысячниках". В горах бывало всякое. Острых ощущений хватало. Закрою глаза и в деталях могу восстановить случай, происшедший на Памире, недалеко от пика Коммунизма. Я был в составе нижней восьмерки, примерно на высоте 6800 метров. Когда обрушилась огромная лавина. Улетел вниз метров на 400. Летел, наверное, секунд 30-40. Чудом остался жив.

Два года не ходил после этого в горы. Но странно создан человек - опять начал восхождения. Оказывается, не могу без гор. Хотя часто бывает ой как нелегко. Никогда не забуду, как мерзли на пике Мизджилга на Большом Памире. Это было зимнее восхождение. В базовом лагере на 2000 метрах - минус 28. У вершины - за 6000 метров - мороз значительно сильнее. Но веревки вешать надо, иначе не поднимешься.

…В палатке под Эверестом было тепло, где-то градусов 10. Хоть не мерз. 22 мая в 8 утра начал подъем. Большой перепад высот сказался на зрении. Плохо стал видеть правый глаз, пришлось залепить его пластырем. Ветер был сильный, но идти можно. Дошел до первого скального участка протяженностью метров 20. Предыдущие восходители здесь навесили и оставили веревки. Метров через 300 - второй участок. Этот в два раза короче. Но вот и он позади.

Все! Время 16.45. Я на вершине Эвереста! На заснеженной площадке размером в среднюю комнату стоит китайский геодезический штатив, разбросаны самые разнообразные предметы - многие альпинисты оставляли здесь что-нибудь из своих вещей.

10 минут устанавливал флаги Узбекистана и финансировавшей восхождение корпорации "Интерпробизнес". Сфотографировал их. Для этого пришлось снять варежки. Потом 30 минут отогревал пальцы.

Чувства? Эмоции? Их в то время не было. Наверное, "сгорели" на подъеме. Волновала только мысль о спуске.

В Ташкенте Рустам говорил, что хотел бы вновь подняться на Эверест, только другим маршрутом.

НАХОДЧИВАЯ СВЕТЛАНА

На следующий день после восхождения Раджапова подъем с последнего высотного лагеря начали Олег Григорьев, Светлана Баскакова, Андрей Федоров, Сергей Соколов и Марат Усаев. Поднявшись на 260 метров, они увидели лежащую без сознания альпинистку. Узнали ее. Это была американка Френсис, поднимавшаяся вместе с мужем Сергеем Арсентьевым. Сергея нигде не было видно, поиск ни к чему не привел. Нашли лишь ледорубы и обрывок веревки.

Френсис была жива. Ей требовалась срочная медицинская помощь. Для этого надо было спустить альпинистку вниз. Что будет потом - неизвестно. Возможно, придется отказаться от восхождения, к которому только готовились два года, а сколько лет мечтали, надеялись, ждали.

Но ребята не раздумывали. Человеческую жизнь нельзя ставить на весы. Капитан команды Григорьев и самый физически сильный альпинист Федоров начали спуск Френсис. Остальные пошли наверх. Вершину они достигли в 14.30.

- Светлана Баскакова стала 39-ой альпинисткой в мире, поднявшейся на Эверест. В СНГ - третьей. Горовосхождением Баскакова, младший научный сотрудник Научно-исследовательского института минерально-сырьевых ресурсов увлекалась к тому времени более 20 лет. Поднималась на все наши известные пики - Карженевской, Ленина, Победы, Хан-Тегри. Правда, в горновосхождении были перерывы, связанные с рождением сына и дочери.

К Светлане альпинисты-мужчины относятся с уважением. Спокойная, умеет затушить любой конфликт в самом зарождении. Если требует обстановка и она знает, что права, то обязательно настоит на своем. Так было на восхождении на пик Карбышева в центральном Тянь-Шане. Четверка, в которой шла Баскакова, преодолев больше половины 800-метровой стены, попала в сильный снегопад. Встал вопрос: спускаться ли переждать снегопад на стене? Спускаться можно только по веревкам, но не видно было, куда их навешивать. Сколько же продлится снегопад, никто, естественно, не знал. Тогда Светлана предложила и отстояла неожиданный вариант: продолжить подъем и спуститься с пика по простому маршруту. Так и сделали. Все завершилось благополучно.

... К сожалению, усилия, предпринятые для спасения Френсис, не помогли. Сердце альпинистки не выдержало перегрузок. Олег и Сергей, несмотря на то, что много сил отдали на спуске Френсис, решили вновь начать подъем. Ближе к вечеру они достигли вершины.

С 23 по 25 мая на Эверест поднялись Марат Усаев, Андрей Федоров, Андрей Заикин, Ильяс Тухватулин, Алексей Дакукин, Хамид Балмагамбетов и Роман Мац. Так за 4 дня на высочайшую вершину мира взошли 11 узбекистанских альпинистов.

С. ГАПИЧ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO