Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Региональные события

ПО ПУТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Одним из важнейших направлений, осуществляемых под руководством Президента Ислама Каримова общественно-политических реформ, является дальнейшее совершенствование национального избирательного законодательства. Избирательная система играет огромную роль в строительстве демократического правового государства и гражданского общества. В Узбекистане сформирована отвечающая международным нормам избирательная система, которая предоставляет каждому гражданину страны право выразить свою волю, избирать, быть избранным и участвовать таким образом в управлении государством.

Действующее избирательное законодательство республики, аккумулировав в себе международные избирательные стандарты, стоит на одном уровне по демократичности с законодательствами развитых государств. И все это признается международными экспертами и специалистами зарубежных стран.

Следует заметить, что в ни одной стране мира не создана идеальная избирательная система. А это требует постоянного совершенствования избирательного законодательства страны и приведения его в соответствие с международными избирательными стандартами.

На состоявшейся 4 декабря 2008 года шестнадцатой сессии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был одобрен принятый Законодательной палатой Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах". Целью этого закона является повышение роли и влияния политических партий, либерализация и демократизация избирательной системы и законодательства, а также предоставление возможности Экологическому движению Узбекистана участвовать в реализации и соблюдении прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, в формировании политики по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения. В Узбекистане действует несколько политических партий с четкой программой действий, представляющих интересы тех или иных слоев населения республики. Между партиями наблюдается реальная конкуренция, основанная на отстаивании интересов той части электората, которая отдала за них свои голоса на выборах.

В целях расширения представительства политических партий в нижней палате парламента часть 1 статьи 77 Конституции Республики Узбекистан дана в новой редакции, согласно которой количество депутатских мест в Законодательной палате увеличено со 120 до 150. При этом 135 депутатов избираются по территориальным избирательным округам на многопартийной основе, а 15 депутатов - от Экологического движения Узбекистана. Таким образом, количество избирательных округов увеличено со 120 до 135.

Изменениями в Законе "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" предусмотрено введение в избирательное законодательство института квотирования депутатских мест, предоставление Экологическому движению Узбекистана, исходя из административно-территориального деления страны, права избирать 15 депутатов в Законодательную палату.

Согласно статье 20 Закона "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" политическая партия могла выдвигать кандидатов в депутаты при условии, что она собрала не менее пятидесяти тысяч подписей избирателей, поддерживающих ее участие в выборах. Теперь, в соответствии с внесенными изменениями, это требование снижено до сорока тысяч подписей избирателей, что расширяет возможности участия политических партий в выборах в Законодательную палату.

Законом снят ряд ограничений на участие в выборах отдельных категорий граждан. Так, в соответствии с ранее действовавшим законом кандидатами не могли быть граждане, имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение любого преступления, независимо от его тяжести и назначенного наказания. В соответствии с изменениями, внесенными в действующее избирательное законодательство, эти ограничения пересмотрены, и в настоящее время не подлежат регистрации кандидатами только те граждане, которые имеют непогашенную либо неснятую судимость лишь за совершенные тяжкие или особо тяжкие преступления. Аналогичные изменения внесены в Закон "О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов".

Предоставлены еще большие возможности для активного участия политических партий в выборах. Срок, не позднее которого партия, намеревающаяся участвовать в них, должна быть зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан, сокращен с шести до четырех месяцев.

Согласно изменениям, внесенным в законодательные акты о выборах, упразднен институт участия в них инициативных групп избирателей, в том числе выдвижение инициативными группами кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, депутаты Законодательной палаты и представительных органов власти на местах.

В целях дальнейшей либерализации и демократизации избирательной системы и законодательства в Закон "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" введена отдельная статья 17-1, которая устанавливает, что политическая партия, выдвинувшая кандидатов в депутаты, вправе назначить уполномоченного представителя из числа своих членов для участия в подсчете голосов на избирательных участках в порядке, определяемом центральной избирательной комиссией. Аналогичная норма введена и в Закон "О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов".

Уполномоченные представители политических партий могут принимать участие в процессе проверки Центральной избирательной комиссией правильности составления подписных листов. Эта норма позволит обеспечить еще большую объективность при их проверке, создать дополнительные гарантии прозрачности выборов, реализации прав политических партий в ходе их проведения. Также устанавливается, что результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами избирательной комиссии.

После этого протокол оглашается председателем или заместителем председателя участковой избирательной комиссии и его копия вывешивается в помещении участковой избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем 48 часов. Кроме того, в законы "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" и "О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов" внесены изменения, согласно которым лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при ее рассмотрении. Все эти нововведения позволят обеспечить открытость выборов, а также усилят общественный контроль за деятельностью участковых избирательных комиссий.

Действовавшая ранее норма статьи 27 Закона "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" о том, что собрание избирателей организуется участковыми избирательными комиссиями, заменена новым положением, в котором указывается, что собрания избирателей проводится политическими партиями самостоятельно, а место и время их проведения, как правило, согласуются с участковыми избирательными комиссиями. Аналогичная норма введена и в статью 25 Закона Республики Узбекистан "О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов".

Для более активного проведения предвыборной кампании кандидатами в депутаты Законодательной палаты от политических партий число доверенных лиц кандидатов увеличено с 5 до 10 человек.

Таким образом, Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах" формирует благоприятные условия для поэтапной демократизации общественной жизни и государственного строительства. Его применение позволит обеспечить дальнейшую демократизацию избирательного законодательства Узбекистана, создаст необходимые условия для активного участия политических партий и Экологического движения Узбекистана в решении актуальных вопросов общественно-политического, экономического и экологического развития страны.

А. САЛИМОВ,

старший инспектор Чирчикского городского отдела департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO