ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА ПО ДЕМОКРАТИЗАЦИИ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ"
В последние годы в Узбекистане проведена значительная по масштабам работа, направленная на демократизацию судебно-правовой системы, либерализацию уголовного, уголовно-процессуального законодательств, формирование независимой судебной власти, призванной обеспечить надежную защиту прав и свобод человека.
В соответствии с принципами, заложенными в Конституции страны, осуществлена поэтапная либерализация системы уголовных наказаний и судопроизводства, расширены возможности назначения видов наказания, не связанных с изоляцией от общества, в результате, доля лиц, к которым применено наказание в виде лишения свободы, в 2007 году по сравнению с 2000 годом сократилась более чем в два раза.
Специализация судов общей юрисдикции способствовала повышению качества отправления правосудия. Введение апелляционного порядка рассмотрения дел стало дополнительной гарантией защиты прав и интересов участников процесса, а введение института примирения позволило за последние семь лет прекратить уголовные преследования в отношении почти семидесяти тысяч человек.
С первого января текущего года в Узбекистане отменена смертная казнь, судам передано право выдачи санкции на применение меры пресечения в виде заключения под стражу. Создана эффективная, основанная на современных демократических принципах, система подбора и расстановки судейских кадров.
Проводимые реформы по демократизации судебной системы способствовали более эффективному обеспечению прав граждан на судебную защиту и повышению роли адвокатуры, ускорению процессов демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны.
В целях дальнейшей демократизации и либерализации судебно-правовой системы, повышения авторитета и независимости суда, обеспечения законности при отправлении правосудия, недопущения вмешательства в деятельность судов и вынесения неправомерных судебных решений:
1. Образовать при Верховном суде Республики Узбекистан Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы (далее – Центр).
2. Определить, что Центр:
является самостоятельным информационно-аналитическим и консультативным учреждением, подотчетным в своей деятельности председателю Верховного суда Республики Узбекистан;
возглавляется директором, утверждаемым Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан по представлению председателя Верховного суда Республики Узбекистан. Директор Центра по условиям материального, медицинского и транспортного обеспечения приравнивается к заместителю председателя Верховного суда Республики Узбекистан;
финансируется за счет средств республиканского бюджета и Фонда развития судов и органов юстиции, выделяемых через Верховный суд Республики Узбекистан;
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с подразделениями Верховного суда, Высшим хозяйственным судом и Министерством юстиции Республики Узбекистан, государственными органами и научными учреждениями по вопросам совершенствования правотворчества и правоприменительной практики в судебно-правовой сфере.
Установить, что Верховный суд Республики Узбекистан определяет приоритетные направления деятельности Центра, утверждает программы аналитических работ, организационно-правовых мероприятий Центра на среднесрочную и долгосрочную перспективу, обеспечивает контроль за эффективным и качественным их исполнением.
3. Основными задачами Центра определить:
анализ и обобщение законодательной базы по вопросам осуществления судебной деятельности, эффективности реализации положений Конституции Республики Узбекистан, определяющих задачи судебной системы, а также изучение, обобщение правоприменительной, судебной практики, направленной на обеспечение верховенства Закона;
выработку мер по дальнейшей либерализации системы уголовных, административных наказаний, демократизации судебного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, хозяйственного процессуального законодательства, судопроизводства;
подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию системы правосудия, повышению авторитета и укреплению независимости судебной власти, искоренению фактов вмешательства в деятельность суда, недопущению вынесения неправомерных судебных решений;
формирование и реализацию программ по глубокому изучению и имплементации в национальное законодательство общепризнанных принципов и норм международного права в сфере судебной деятельности, углублению сотрудничества с международными и зарубежными организациями в сфере осуществления правосудия, проведение конференций, семинаров и других мероприятий, посвященных проблемам демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечения независимости суда.
4. Утвердить Положение об Исследовательском центре по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы, его структуру, штатное расписание с предельной общей численностью работников в количестве 30 единиц, а также разряды оплаты труда согласно приложениям № 1–4.
Предоставить председателю Верховного суда Республики Узбекистан право вносить изменения в утвержденную структуру и штатное расписание Центра в пределах установленной предельной численности и фонда оплаты труда.
5. Верховному суду Республики Узбекистан (Б.Мустафаев):
в месячный срок обеспечить укомплектование Центра высококвалифицированными кадрами, имеющими опыт работы в судах и в сфере информационно-аналитической деятельности, а также разработку программы их подготовки и переподготовки, в том числе в ведущих зарубежных аналитических центрах, рассчитанной на 2008-2009 годы;
в трехмесячный срок обеспечить размещение и обустройство Центра, его оснащение необходимой компьютерной и множительной техникой, программными средствами, офисной мебелью и другими материально-техническими средствами, методическими материалами, необходимыми для эффективной работы Центра;
в двухмесячный срок определить приоритетные направления, программу информационно-аналитических работ и мероприятий Центра на второе полугодие 2008 года и на 2009 год, обеспечить их безусловное выполнение.
6. Определить, что на работников Центра распространяются условия оплаты труда, специальные звания, классные чины, в порядке, установленном для работников Верховного суда Республики Узбекистан.
7. Министерству финансов Республики Узбекистан (Р.Азимов) предусматривать ежегодно, начиная с 2009 года, за счет республиканского бюджета выделение средств на текущее содержание и финансирование Центра, в том числе подписку на информационные издания и литературу, участие в международных конференциях и семинарах.
8. Наблюдательному совету Фонда развития органов судов и юстиции выделить в 2008 году по обоснованным расчетам Верховного суда Республики Узбекистан средства на текущее содержание, оснащение, организацию деятельности Центра, в том числе приобретение и содержание двух служебных легковых автомобилей.
9. Узбекскому агентству связи и информатизации (А.Арипов) в месячный срок в установленном порядке обеспечить Центр необходимыми видами и средствами связи, включая правительственную, а также доступ к сети Интернет.
10. Включить Центр:
в перечень организаций для обязательной рассылки (в 1 экз.) законов, постановлений палат Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, нормативно-правовых актов министерств и ведомств Республики Узбекистан;
в перечень организаций, получающих бесплатные контрольные экземпляры (1 экз.) печатной и книжной продукции (правовые, социально-политические и экономические издания) для формирования библиотеки Центра;
в реестр обязательной рассылки статистической информации Государственного комитета по статистике, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Верховного и Высшего хозяйственного судов Республики Узбекистан.
11. Верховному суду совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающие из настоящего Постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Государственного советника Президента Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева.
Президент Республики Узбекистан И.КАРИМОВ.
Город Ташкент, 23 июня 2008 года.
* * *
Комментарий к постановлению "Об образовании Исследовательского центра по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы"
В последние годы, в период активного демократического обновления и модернизации страны в Узбекистане реализована целостная концепция глубокого реформирования и либерализации судебно-правовой системы, как важнейшей составляющей формирования правового государства. Только в этом году осуществлен ряд мер по дальнейшей демократизации судебно-правовой сферы. С начала года вступили в силу и реализуются законы об отмене смертной казни, передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу, внесены изменения и дополнения в целый ряд законов, направленных на либерализацию системы уголовного наказания, демократизацию деятельности судов, органов прокуратуры и других правоохранительных органов. В мае этого года принят Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры".
Последовательная, системная работа по реформированию судебной системы неразрывно связана с процессами демократического обновления всего общества, поскольку без либерализации и демократизации судебной системы не могут быть реализованы масштабные демократические реформы, проводимые сегодня в экономической, политической, гуманитарной и других сферах жизнедеятельности страны.
Постановление Президента Республики Узбекистан "Об образовании Исследовательского центра по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы" является продолжением глубоких демократических реформ судебно-правовой системы, проводимых в Узбекистане и направленных на совершенствование правоприменительной и судебной практики, укрепление авторитета суда, его независимости, повышение эффективности судебной деятельности по обеспечению верховенства закона, надежной защиты прав и интересов человека.
В Постановлении определяется, что создаваемое при Верховном суде Республики Узбекистан учреждение является, прежде всего, исследовательским центром, в задачи которого входят не просто проведение семинаров и конференций. В соответствии с Постановлением создается функциональная структура в системе Верховного суда, которая располагает необходимым авторитетом для решения главной своей задачи: исследование состояния и подготовка предложений по реализации двух важнейших направлений дальнейшего реформирования судебно-правовой системы – это ее либерализация и демократизация, а также обеспечение независимости судебной власти.
В соответствии с Постановлением, Исследовательский центр подчинен непосредственно Председателю Верховного суда и осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с подразделениями Верховного суда, Высшим хозяйственным судом, Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими государственными учреждениями.
Приоритетные направления деятельности Исследовательского центра в соответствии с задачами, установленными настоящим Постановлением, определяет Верховный суд, который несет также ответственность за безусловное выполнение программ информационно-аналитических работ и мероприятий Центра. Эти и ряд других положений Постановления создают необходимые организационно-правовые условия и механизмы, обеспечивающие эффективное решение стоящих перед Центром задач.
На Исследовательский центр возлагаются задачи по анализу и обобщению законодательства в сфере осуществления судебной деятельности и на этой основе вырабатывать меры по его дальнейшей либерализации и, прежде всего, либерализации системы уголовных наказаний. В задачи Исследовательского центра входит также выработка предложений по дальнейшей демократизации судебной деятельности, всей системы правосудия, правоприменительной и судебной практики, а также предложений по искоренению фактов вмешательства в деятельность суда, недопущению вынесения неправомерных судебных решений. Решение этих задач будет способствовать укреплению и развитию самостоятельной и независимой судебной власти.
Вновь созданному Исследовательскому центру предстоит решать задачи по широкому развитию сотрудничества с международными и зарубежными организациями, глубокому изучению и выработке предложений по имплементации общепризнанных принципов и норм международного права в сфере судебной деятельности. Осуществление этой задачи позволит использовать опыт развитых стран, международно-правовых институтов в работе по демократическому реформированию судебно-правовой системы и совершенствованию национального законодательства в этой сфере.
С учетом важности и сложности стоящих перед Исследовательским центром задач Постановление Президента Республики Узбекистан определяет комплекс организационных, административно-технических мер, направленных на создание условий, необходимых для его эффективной деятельности.
|