Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Региональные события

ПРИОРИТЕТ - ПРАВАМ И СВОБОДАМ ЧЕЛОВЕКА

Узбекистан с первых дней независимости приступил к построению демократического правового государства с развитым гражданским обществом, базирующимся на рыночной экономике. Это стало возможным благодаря принятию 8 декабря 1992 года высшим законодательным органом Основного Закона - Конституции Республики Узбекистан.

Впервые в истории Узбекистана Конституция 1992 года подошла к регулированию общественных отношений с позиции признания приоритета интересов человека, его прав и свобод по отношению к государству. Так, статьей 13 Конституции человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права были объявлены высшей ценностью.

Необходимо отметить, что наша Конституция находится в полном созвучии с такими универсальными документами в области прав человека, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, международные пакты 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах", "О гражданских и политических правах".

Определению общего статуса членов общества посвящен один из крупных разделов (второй) Конституции Республики Узбекистан. Общие положения этого раздела закрепляют принцип равенства всех граждан Узбекистана, недопустимость дискриминации в осуществлении прав и свобод. Однако этот конституционный принцип не исключает наличия специальных прав и льгот. Так как различие правового регулирования, приводящее к различиям в правах человека, допустимо, если критерии объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Конституция указывает, что основные права и свободы человека неотчуждаемые и носят естественный характер, то есть принадлежат каждому от рождения. Вместе с тем в Основном Законе подчеркивается, что закрепленные в Конституции основные права и свободы могут быть ограничены решением суда.

Атрибутивным признаком любого суверенного государства является институт гражданства. Глава 6 Конституции закрепила единое гражданство на всей территории республики, основанное на конституционном принципе равенства всех граждан. Безусловная ценность гражданства состоит в том, что оно наделяет гражданина всей полнотой прав и свобод, признаваемых за ним законом. Таким образом Конституция обеспечила гражданам гарантированное законом покровительство государства, его защиту, где бы он ни находился.

Примечательно, что, в отличие от конституций некоторых стран, при закреплении основных прав и свобод Конституция Республики Узбекистан классифицировала их по видам, следуя сложившимся традициям. Так, Конституция разделила права и свободы исходя из сфер жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В частности, Конституция дифференцирует личные права и свободы, политические, экономические и социальные права, а также гарантии прав и свобод. Данная классификация в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равным основанием могут быть отнесены к разным видам.

Как отмечалось выше, в регламентации прав человека и гражданина Конституция Узбекистана исходит из концепции неотъемлемости прав человека. Закрепляя основные права и свободы, Конституция вводит не известные для прежнего Основного Закона Узбекистана новшества, посвященные естественным правам человека. Конституция Республики Узбекистан, как и всякая демократическая конституция, за каждым человеком признает его неотъемлемое право на жизнь.

В этой связи хотелось бы отметить, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2005 года "Об отмене смертной казни" в Республике Узбекистан с 1 января 2008 года смертная казнь отменена как вид уголовного наказания. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что отмена смертной казни стала реальной гарантией конституционного права на жизнь и огромным шагом в построении демократического правового государства.

За каждым человеком Конституция Узбекистана закрепляет право на свободу и личную неприкосновенность, т.е. никто не может подвергаться аресту, содержанию под стражей или обвиняться в преступлении и привлекаться к ответственности без установления вины. В этой связи по инициативе Президента Республики Узбекистан с 1 января 2008 года право дачи санкции на применение мер процессуального принуждения, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека, будет передано от органов прокуратуры судам общей юрисдикции. Данная мера станет важной гарантией эффективной защиты прав и свобод граждан на досудебной стадии уголовного преследования.

Говоря о конституционных правах, нельзя не сказать о презумпции невиновности, которая является одним из важнейших конституционных принципов. В истории конституционного развития Узбекистана презумпция невиновности впервые была возведена в ранг конституционного принципа только с обретением им государственной независимости. Дальнейшую конкретизацию этот принцип получил в статье 23 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан. На сегодняшний день уверенно можно утверждать, что в отправлении правосудия в нашей стране этот принцип является основополагающим.

Конституция не только закрепляет право человека на свободу и личную неприкосновенность. Под ее охраной находится честь и достоинство человека. Никто, согласно ее установлениям, не имеет право вторгаться в сферу частной жизни, в жилище человека, подвергать перлюстрации его письма, прослушивать телефонные разговоры. Эти конституционные запреты, с одной стороны, направлены на охрану личных прав и свобод человека, с другой - они формируют в членах общества уважительное отношение к святости частной жизни, к достоинству человека. Таким образом, институт неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).

Важнейшими духовными правами человека являются свобода совести, свобода вероисповедания. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. В то же время в соответствии с ч. 3 ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах и общим принципом Конституции Республики Узбекистан право на свободу вероисповедания связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, общественную безопасность, здоровье и мораль общества. Особо хотелось бы отметить, что в Узбекистане созданы условия для всех вероисповеданий. Особое место отведено в Конституции политическим правам граждан. Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Наиболее общим правом индивида является право участвовать в управлении делами государства. Реализация его имеет разные формы: как непосредственно, так и через своих представителей.

Формами непосредственного осуществления гражданами политической государственной власти являются: референдумы, все виды участия в выборах в высшие представительные органы и в органы государственной власти на местах. Прошедшие в период независимости референдумы, выборы Президента, в Олий Мажлис и местные представительные органы свидетельствуют об эффективной реализации этого права гражданами. Высокий уровень участия в выборах показывает, что граждане Узбекистана не безразличны к судьбе своей Родины.

К важным средствам проявления активности граждан относятся обращения лично и через коллективы в государственные органы и органы местной власти по индивидуальным и общественным делам и для защиты своих прав. За каждым из них закреплено право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии для непосредственного решения государственных проблем, в профсоюзных - для защиты своих производственных, социальных и других интересов. Это право имеет особенное значение в условиях демократизации и обновления общества, модернизации и реформирования страны, так как "политические партии призваны стать важнейшим инструментом повышения политической и общественной активности граждан, выражения воли и мнения населения в первую очередь при реализации выборных процессов, формировании органов государственной власти в центре и на местах". Теперь политические партии, имеющие фракции в Законодательной палате Олий Мажлиса и группы в местных Кенгашах, могут влиять на назначение и освобождение Премьер-министра и областных хокимов соответственно.

Известно, что права и свободы, входящие в группу социально-экономических, являются основой всех иных прав и свобод и поэтому образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Они относятся к таким важным сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реализация делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. В этом смысле Конституция дает возможность человеку трудиться, создавать материальные и духовные ценности, без которых немыслима ни личная, ни общественная жизнь. В отличие от конституций некоторых других стран, наша Конституция выдвинула в ранг конституционных такие права, как право на труд, на собственность, оплачиваемый отдых, социальное обеспечение, квалифицированное медицинское обслуживание, образование, пользование достижениями культуры, свободу творчества.

Как уже отмечалось, каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов. Наиболее эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие, установленное статьей 44 Конституции. В принципе оно сводится к двум основным положениям: во-первых, право обратиться в суд всякий раз, когда права нарушаются государственными органами или отдельными лицами; во-вторых, право обращения к суду с требованием принудительного обеспечения установленных законом прав и свобод, т.е. осуществление субъективного права.

За годы независимости в стране были созданы Конституционный суд, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды, которые стоят на страже прав и законных интересов личности. Конституционное право обращения в суд обеспечено процессуальными и отраслевыми законами. Реализованная в последние годы новая концепция глубокого реформирования и либерализации судебно-правовой системы привела к специализации судов - созданию судов по гражданским и уголовным делам. В свою очередь данные реформы укрепили гарантии конституционного права обращения в суд. Таким образом, роль и значение Конституции не могут быть преувеличены, если сказать, что Конституция стоит краеугольным камнем всей системы прав и свобод человека. И любые посягательства на конституционные права и свободы человека преследуются Конституцией и законами. В заключение хотелось бы сказать, что действительно обеспечение прав и свобод граждан должно стать предпосылкой процветания страны и гарантией создания демократического государства. Но оно не должно быть предметом инсинуаций, спекуляций и разменной картой, которую используют для давления извне.

Азиз Болтаев, старший эксперт Конституционного суда

Республики Узбекистан.

(pv.uz)

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO