Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Региональные события

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ - ПРОБЛЕМА МИРОВОГО МАСШТАБА

Первые годы XXI века ознаменовались в истории человечества интенсивным развитием науки и техники, кардинальным совершенствованием системы обмена информацией.
В этом процессе страны мира особое внимание уделяют вопросам обеспечения в международных отношениях региональной безопасности, сотрудничества в экономической, социальной, научной сферах и сфере образования, совместного разрешения проблем, связанных с общечеловеческими ценностями.

В результате этого намного активизировались процессы межгосударственной миграции, еще более расширились возможности для выезда граждан в другие государства с целью осуществления трудовой деятельности, обучения, в туристических и других целях.

Вместе с положительными изменениями наблюдается также увеличение числа некоторых транснациональных преступлений, и в частности торговли людьми.

Торговля людьми, являясь одной из разновидностей транснациональной организованной преступности, создающей угрозу для человека, его чести и достоинства, спокойной жизни и будущего, вызывает у всех большую тревогу, поскольку не выбирает границ и втягивает в свою пучину в основном женщин и молодежь.

В то время как возвеличивание человека, обеспечение защиты его прав и свобод превратилось в основную ценность, это страшное зло влечет за собой такие же тяжкие последствия, как и последствия от незаконной торговли оружием, незаконного оборота наркотических средств.

Во-первых, все люди от рождения свободны и равны в правах и достоинстве, что закреплено в принятой в 1948 году Всеобщей декларации прав человека ООН, а также в ряде международно-правовых актов и национальном законодательстве.

Торговля людьми причиняет ущерб свободе, равенству и личной неприкосновенности личности, подвергает ее унижениям. Преступная деятельность, называемая торговлей людьми, вбирает в себя такие гнусные деяния, как понуждение к труду, рабство, принудительное донорство, использование в военных конфликтах, принуждение к занятию проституцией.

Во-вторых, торговля людьми является прибыльным источником для преступников. По оценкам международных экспертов, общий годовой доход от торговли людьми по всему миру составляет более 7 млрд. долларов США. К сожалению, "рынок" торговли людьми и потребность в нем растет в мире изо дня в день.

Поэтому преступные структуры находятся в поисках различных путей продолжения этой незаконной деятельности, в целях облегчения осуществления своих замыслов стремятся организовать международные преступные сообщества, привлечь на свою сторону государственных служащих. Это, в свою очередь, является причиной широкого распространения таких опасных явлений, как транснациональная организованная преступность и коррупция.

В-третьих, лица, занимающиеся торговлей людьми, в целях сокрытия своих "происков" стремятся по мере возможности держать лиц, становящихся жертвами этой торговли, в стороне от всеобщего внимания. Для этого они стараются прежде всего вывезти людей за границу незаконными путями, подделать их паспорта и личные документы.

Это, в свою очередь, приводит к росту незаконной миграции, увеличению потока незаконно въехавших на территорию определенного государства лиц и негативного воздействия на его экономическую, демографическую и криминогенную обстановку, а также нарушению правил выезда за границу и нахождения на территории определенного государства.

В-четвертых, торговцы людьми, в целях удержания под контролем своих жертв и получения от них как можно большей выгоды, незаконно завладевают документами, подтверждающими их личность (паспорта, миграционные карточки и т.п.), и препятствуют им в свободном передвижении по территории зарубежного государства и обращении в соответствующие представительства государства, под защитой которого они находятся.

В результате такие лица лишаются возможности защищать свои права.

В-пятых, преступления, связанные с торговлей людьми, по своей специфике имеют латентный характер, поскольку жертвы торговли людьми, боясь огласки сведений о применении в отношении них физического или психологического насилия либо установления факта их незаконного выезда за границу, не обращаются в правоохранительные органы.

Это обстоятельство способствует тому, что занимающиеся торговлей людьми лица избегают ответственности и продолжают свою преступную деятельность.

В связи с этим в мире важное внимание уделяется борьбе с торговлей людьми и вовлечению в этот процесс государственных органов, общественных организаций, учебных заведений, средств массовой информации.

Анализ состояния торговли людьми в мире показывает, что положение дел в указанной сфере все еще остается серьезным.

Согласно сведениям Организации Объединенных Наций, каждый год в мире около 2 млн. 700 тыс. человек становятся жертвами торговли людьми, от 600 до 800 тыс. женщин и детей вывозятся путем обмана за рубеж и продаются.

С момента обретения Республикой Узбекистан независимости открылись широкие возможности для предпринимательства, частного бизнеса, установлено сотрудничество с зарубежными государствами в экономической, социальной и политической сферах, созданы возможность и достаточные условия для свободного выезда наших граждан в другие страны.

К сожалению, некоторые лица, пользуясь в личных интересах такими условиями и возможностями, стремятся вывезти наших граждан за рубеж путем обмана и мошенничества. Вследствие этого наши сограждане также становятся жертвами торговли людьми.

Согласно официальным данным, за 9 месяцев текущего года от преступлений, связанных с торговлей людьми, пострадало 1 449 лиц, 1 283 из них составляют мужчины, 166 – женщины, 28 – несовершеннолетние.

Анализ данных показывает, что граждан нашей страны в основном вывозят в целях сексуальной эксплуатации в Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан, Россию, Таиланд, Турцию, Индию, Израиль, Малайзию, Южную Корею и Коста-Рику, а в целях привлечения к принудительному труду – в Казахстан и Россию.

Здесь возникает естественный вопрос: что сделано в нашей республике в сфере предупреждения и борьбы с торговлей людьми и каковы наши задачи по усилению этой деятельности в будущем?

В основе широкомасштабных реформ, осуществляемых во всех сферах жизни нашей страны по инициативе и на основе идей нашего Президента И. Каримова, лежит достижение таких великих целей, как создание для народа надлежащих жизненных условий, охрана населения от всяких угроз и опасностей, эффективная защита прав и свобод человека.

Как отмечал глава нашего государства, для того чтобы в правовом демократическом государстве человек вел спокойную и благополучную жизнь, необходимо в первую очередь обеспечение его безопасности и защита от всяких посягательств на его права и законные интересы, честь, достоинство, жизнь и здоровье.

Глубоко осознавая негативные последствия, которые могут иметь для нашего общества преступления, связанные с торговлей людьми, за последние годы в нашей республике осуществлены определенные мероприятия по предупреждению таких преступлений и борьбе с ними.

Прежде всего, за этот период была сформирована нормативно-правовая база по искоренению преступлений, связанных с торговлей людьми. Наша страна присоединилась к основным международным актам, направленным на борьбу со скрытым трафиком людей и защиту его жертв.

Еще в недавнем прошлом практически отсутствовала соответствующая нормативно-правовая база. В Уголовном кодексе, принятом 22 сентября 1994 года, впервые была установлена уголовная ответственность за торговлю людьми.

В частности, статья 135 Уголовного кодекса была направлена на защиту свободы, чести и достоинства личности, а также предупреждение преступлений, связанных с торговлей людьми. Теперь указанная статья Уголовного кодекса еще более усовершенствована.

Учитывая, что преступления, связанные с торговлей людьми, являются транснациональными, то есть не разбирающими территории и границы деяниями, Республика Узбекистан особое внимание уделила международному сотрудничеству в борьбе с этими негативными явлениями.

12 декабря 2003 года наша страна присоединилась к принятой в 1950 году Конвенции Организации Объединенных Наций "О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами".

Ратифицирована также принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 15 ноября 2000 года Конвенция против транснациональной организованной преступности, а также дополнительный к ней протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

Вместе с тем в годы независимости с другими государствами подписано 29 договоров и соглашений о борьбе с наиболее опасными видами организованной преступности, и в том числе торговлей людьми.

Принятие 17 апреля текущего года Закона "О противодействии торговле людьми" явилось в нашей стране важным этапом в борьбе с торговлей людьми и в защите ее жертв.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2008 года "О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми" нормы вышеуказанного закона претворены в жизнь. В целях эффективной организации борьбы с торговлей людьми в нашей стране утвержден Национальный план действий на 2008 – 2010 годы, перед соответствующими государственными органами и общественными организациями поставлены конкретные задачи.

Учитывая, что мероприятия по борьбе с торговлей людьми и социальной защите жертв этих преступлений имеют комплексный характер, в целях координации соответствующей деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций была создана Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми.

23 июля текущего года состоялось первое заседание Республиканской межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми.

На этом заседании были решены организационно-правовые вопросы, связанные с деятельностью комиссии. В частности, утверждены план работы комиссии и примерное Положение территориальной межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми.

На местах также полностью налажена деятельность территориальных межведомственных комиссий по противодействию торговле людьми, осуществляют свою деятельность образованные при них рабочие группы.

В соответствии с Национальной программой последовательно продолжается работа по совершенствованию национального законодательства по борьбе с торговлей людьми.

В настоящее время ведется работа по подготовке комментария к Закону Республики Узбекистан "О противодействии торговле людьми" и сборника нормативно-правовых актов в указанной сфере.

Важное значение в борьбе с торговлей людьми имеет проведение разъяснительной работы среди населения, в особенности среди несовершеннолетних, об опасности этого зла и его последствиях, предостережение граждан и обеспечение их осведомленности о такой ситуации.

В связи с этим в деятельности комиссии уделяется особое внимание проведению разъяснительных и агитационных мероприятий. В целях ведения этой работы среди населения всеми министерствами и ведомствами, входящими в состав комиссии, определены конкретные мероприятия по выступлению в средствах массовой информации, проведению "круглых столов" на эту тему.

На сегодняшний день повсеместно проводятся встречи, "круглые столы", научно-практические конференции, посвященные обсуждению этой темы. В целях повышения правовой грамотности населения в этом вопросе издаются и распространяются удобные для использования учебные, методические пособия и буклеты.

Изготовленные плакаты и баннеры, предостерегающие об опасности преступлений, связанных с торговлей людьми и их последствиях и призывающие к борьбе с этим злом, развешиваются в общественных местах, на остановках автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, на постах пересечения государственной границы.

В частности, 19 августа сего года при сотрудничестве с международными организациями проведен "круглый стол" на тему "Противодействие торговле людьми, задачи усовершенствования механизмов оказания помощи жертвам этих преступлений". В нем приняли участие члены Республиканской межведомственной комиссии, представители международных организаций и средств массовой информации.

Кроме того, в целях обеспечения граждан возможностью получения в любое время необходимой информации о фактах, связанных с торговлей людьми, и мерах по ее предупреждению, по инициативе комиссии в Министерстве внутренних дел, Министерстве труда и социальной защиты населения и Государственном таможенном комитете организованы телефоны доверия.

Следует отметить, что анализ криминогенной ситуации в республике показывает необходимость проведения целого ряда мероприятий, направленных на борьбу с торговлей людьми, устранение причин и условий, ей способствующих, а также минимизацию ее последствий.

Так, за 9 месяцев текущего года правоохранительными органами республики возбуждено 436 уголовных дел. По указанным уголовным делам привлечено к уголовной ответственности 339 лиц, 203 из которых составляют мужчины и 136 – женщины.

Например, жители г. Каттакургана Жураева М. и Саидова 3., вступив в преступный сговор с другими лицами, занимались направлением групп девушек через Республику Кыргызстан в город Дубай Объединенных Арабских Эмиратов. В этом городе девушек встречал другой член преступной группы – женщина по имени "Шохиста", которая, отобрав гражданские паспорта, заставляла девушек в течение года заниматься проституцией.

Житель Ташкента Абдуллаев Р. и другие, воспользовавшись печатью и документами прекратившего свою деятельность дочернего предприятия "СНЕГ" и заверив людей, что занимаются содействием в трудоустройстве за рубежом, обманным путем вывезли 56 граждан в Республику Казахстан, где продали их неизвестным лицам. В последующем эти лица отобрали все документы, удостоверяющие личность, и эксплуатировали их в г. Астане.

Можно привести множество таких примеров о преступлениях, связанных с торговлей людьми.

Тот факт, что 40 процентов от общего числа лиц, совершивших преступления этой категории, составляют женщины, требует проведения со стороны махаллей, комитетов женщин, комиссий по делам несовершеннолетних при хокимиятах, органов самоуправления граждан, территориальных структур Общественного движения молодежи "Камолот" и других уполномоченных ведомств активной совместной работы по устранению таких негативных фактов.

Анализ методов осуществления такой преступной деятельности, как торговля людьми, показывает, что в большинстве случаев граждане вывозятся из республики в целях трудовой или сексуальной эксплуатации тайным путем.

В качестве основного маршрута, используемого преступными элементами для отправки людей в целях эксплуатации за рубеж, используется вывоз граждан незаконными, окольными путями либо через посты государственной границы в соседние республики Казахстан и Кыргызстан, а уже оттуда по незаконным документам – в государства дальнего зарубежья.

В этой связи в предупреждении преступлений этой категории важное значение приобретает ликвидация правоохранительными органами незаконных обводных путей проезда через государственную границу, усиление контроля в пунктах пропуска через границу, на железнодорожных станциях и в аэропортах путем повышения эффективности оперативной деятельности, а также проведение разъяснительной и агитационной работы.

Например, жительница г. Самарканда Обиддинова Гавхар в связи с предложением находящейся в Таиланде сестры Обиддиновой Гульнозы о вербовке людей в целях сексуальной эксплуатации вступила в предварительный сговор с Ибрагимовым Э. и Алиевым Ф. В соответствии с составленным планом преступная группа, заверив нескольких девушек в устройстве на работу в один из ресторанов в Таиланде, при попытке вывезти их в эту страну в целях использования в качестве проституток была задержана в международном аэропорту Ташкента.

Сотрудниками правоохранительных органов пресечена преступная деятельность жительницы г. Ханабада Мурзаевой Л., пытавшейся вывезти обводными путями в Республику Кыргызстан четверых обманутых ею девушек, каждую из которых она собиралась продать за 2 тысячи кыргызских сомов в целях последующей сексуальной эксплуатации.

Эффективность в этой работе может быть достигнута также путем усиления взаимодействия между отделами въезда-выезда и гражданства органов внутренних дел с другими службами, повышения оперативности обмена информацией о депортированных лицах, а также улучшения проводимых с ними профилактических мероприятий.

Важное значение в выявлении преступных групп, связанных с международными структурами, занимающимися нелегальным трафиком людей, а также используемых ими каналов, является налаживание оперативного обмена информацией с соответствующими службами государств, через которые осуществляется транзит граждан, и государств назначения, где происходит их эксплуатация.

Еще одним немаловажным фактором в этой работе является необходимость активизации мероприятий, направленных на установление судьбы лиц, выехавших с места постоянного жительства на длительный срок, выяснение их настоящего местонахождения и рода занятий.

С этой точки зрения особое внимание необходимо обратить на социальную защиту населения, обеспечение его занятости, в особенности на создание новых рабочих мест на селе и на другие аналогичные вопросы, и полностью обеспечить исполнение принятых в этой сфере указов и постановлений Президента, постановлений правительства.

Для предупреждения торговли людьми следует еще более активизировать разъяснительную и агитационную работу во взаимодействии с широкой общественностью, эффективно использовать возможности советников по религиозно-просветительским вопросам, действующих в махаллях, а также усилить работу по обеспечению социальной защищенности женщин и защиты их прав.

Следует подчеркнуть, что в республике создана правовая база для организации труда граждан за рубежом, и содержащееся в ней основное требование – это обеспеченность социальной защиты граждан, направляемых на работу за рубеж, на территории конкретного государства, а также наличие всех социальных гарантий и медицинского страхования.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 ноября 2003 года № 505 направление граждан на работу за рубеж и организация их трудовой деятельности осуществляется Агентством по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения.

Осуществление трудовой деятельности граждан за рубежом через это агентство также направлено на обеспечение их правовой, социальной и медицинской защиты на территории конкретного государства. В регионах действуют региональные хозрасчетные бюро по трудоустройству граждан за рубежом, обращение к которым за трудоустройством позволило бы предотвратить риск стать жертвой торговли людьми.

Одной из актуальных задач на сегодняшний день является социальная реабилитация жертв торговли людьми.

В статье 10 Закона Республики Узбекистан "О противодействии торговле людьми" закреплено, что социальная реабилитация жертв торговли людьми осуществляется в целях их возвращения к нормальному образу жизни и включает в себя юридическую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство, предоставление им временного жилья.

Постановлением же Президента Республики Узбекистан "О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми" определены конкретные меры по созданию специализированных учреждений по оказанию помощи и по защите жертв торговли людьми.

Безусловно, создаваемые учреждения будут служить важным средством в возвращении жертв торговли людьми к нормальному образу жизни и в осознании ими себя в качестве полноправных и свободных членов общества.

В заключение хотелось бы отметить, что честь и достоинство человека заслуживает уважения и почета, и каждый, кто посмеет их попирать, будет привлечен к ответственности в соответствии с законом.

Рашитжон КАДЫРОВ,

Генеральный прокурор Республики Узбекистан,

председатель республиканской межведомственной комиссии

по противодействию торговле людьми.

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO