Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Региональные события

КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

Принятая всенародным голосованием 8 декабря 1992 года Конституция Республики Узбекистан по праву считается основным государственным Законом. Именно он определяет права и свободы человека и гражданина, гарантируя их высшую ценность в современном обществе. Он является реально действующим документом, дающим возможность планировать общественную и государственную жизнь, основываясь на принципах справедливости, законности и порядка. В наше время социального, экономического и технического прогресса можно с уверенностью говорить о том, что наше с вами государство уверенно движется вперед, укрепляя международные позиции. Воспитывает граждан в области закона и справедливости, обеспечивает единство народов, укрепляет дух патриотизма и гражданской ответственности.

Конституция - краеугольный камень государственности, исторический выбор нашего многонационального народа, яркое воплощение солидарной ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Основной закон провозглашает права человека и гражданина как высшие, незыблемые ценности, задает вектор дальнейшего государственного строительства, социально-экономического развития. Неукоснительное соблюдение конституционных норм и процедур - главное требование и фундаментальная основа деятельности всех органов власти и должностных лиц, общественных институтов. Это непременное условие успешного отстаивания суверенных национальных интересов Узбекистана, сохранения исторически сложившегося государственного единства, модернизации государственной и общественной жизни в целях благополучия и процветания страны.

Еще в конце 80-х годов стала очевидной необходимость конституционной реформы. После провозглашения государственного суверенитета общество не могла удовлетворить советская Конституция, принятая в 1978 г., в рамках конституционной системы бывшего СССР. Не увенчалась успехом и попытка приспособить старую Конституцию к новым реалиям. Свыше 100 изменений и дополнений, внесенных в ее текст, лишили ее внутренней логики и породили многочисленные противоречия.

Конституционная реформа в Узбекистане была эволюционной и непрерывной. Еще в марте 1990 г. в период существования СССР Узбекистан первым из союзных республик ввел президентскую форму правления. Это было началом реорганизации и обновления политико-правовой системы в Узбекистане. В июне 1990 г. были приняты Декларация о суверенитете и Постановление Верховного Совета республики о создании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции Узбекистана. В юридическом смысле эти акты были новыми, поскольку в теории и практике государственно-правового строительства Узбекистана они принимались и проводились впервые.

Новая Конституция 1992 г. стала "визитной карточкой" суверенного Узбекистана. Она воплощает в себе традиции многовековой собственной юридической истории и принципы мирового конституционного опыта. Если рассматривать новую узбекскую Конституцию в связи с мировым конституционным развитием, то можно сказать, что она последовательно вписывается в ряд конституций "второго поколения", принятых в западноевропейских странах после окончания Второй мировой войны.

Мировой конституционный опыт был использован в Конституции Узбекистана через:

- принципы конституционного регулирования - права человека, приверженность нормам международного права, разделение властей, стабильность Конституции;

- отказ от идеологизации, т.е. Конституция не стремится навязать обществу заранее предопределенный в соответствии с господствующей идеологией экономический строй;

- конституционные гарантии - верховенство Конституции, создание Конституционного суда, особый порядок изменения Основного закона;

- президентскую республику как одну из форм прямого народовластия, ибо Конституция определяет правовое положение Президента как главы государства и исполнительной власти;

- конституционную технику, т. е. организацию текста в Преамбуле и по разделам, главам и статьям, а также логику их расположения;

- юридизацию и краткость содержания, с тем чтобы не создавать излишнюю регламентацию, сковывающую реальную государственную жизнь; этой же задаче отвечает сведение к минимуму в Конституции так называемых отсылочных норм на будущие законы.

Конституция Узбекистана 1992 г. - это творческое единство отечественных государственно-правовых, духовно-культурных потребностей в прогрессе и мирового опыта устойчивого конституционного саморазвития.

Критериями качества и эффективности Конституции Узбекистана являются:

- соответствие Конституции потребностям и перспективам развития демократического правового государства в Узбекистане. Здесь учтено единство потребностей переходного периода и перспектив наращивания самостоятельного опыта узбекской государственности и права;

- самостоятельное творческое применение мирового конституционного опыта и учет всего богатства отечественных исторических и юридических традиций в конституционном правотворчестве Узбекистана;

- высокий потенциал правоприменения Конституции;

- ведущая роль Конституции как источника действующего права и ориентира конституционного и текущего законодательства;

- значение Конституции в достижении стабильности в государстве и обществе, т. е. ее плюралистические, консенсусные возможности;

- юридическая техника, смысловая целостность и системность Конституции, обеспечивающие ее содержательную непротиворечивость;

- международно-правовой тезариус (общность понимания) основных терминов в Конституции, что облегчает ее включение в общемировое правовое пространство.

Конституция Узбекистана 1992 г. - иерархически важнейший источник узбекского права. Она служит не только юридической базой принятия новых, основанных на ней нормативных правовых актов ("внешнее" изменение правовой системы), но и критерием для решения вопроса о конституционности действующих правовых норм (изменение правовой системы "изнутри").

Юридические свойства узбекской Конституции как центра правовой системы проявляются в следующем:

1. Конституционные нормы являются высшим материальным критерием узбекского права. Все что содержится в узбекском праве и проявляется в нем, должно соответствовать конституционным нормам.

2. Наличие в тексте Конституции указания на основные принципы правовой системы, которые сформулированы в разделе первом. Это: человек, его права и свободы как высшая ценность; народовластие, осуществляемое непосредственно (референдум) и через представитель-ные органы; правовое государство, политический и идеологический плюрализм; разделение властей; свобода экономической деятельности и равноправие форм собственности; примат международного права. Никакие другие положения Конституции и отраслей права не могут противоречить этим принципам.

3. Конституционное определение системы источников права путем регулирования компетенции государственных органов. Здесь необходимо уточнить, что Конституция дифференцировала не все виды источников, а лишь писаные.

4. Сами конституционные нормы являются непосредственно действующим правом. Цели и принципы Конституции имеют прямое действие, они непосредственно воспринимаются людьми и влияют на их поведение.

В нынешнем году Президент Республики Узбекистана Ислам Каримов подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)".

Закон был принят Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан 4 марта 2011 года и одобрен Сенатом 25 марта 2011 года.

Данный закон разработан в соответствии с законодательными инициативами, изложенными в докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 г. "Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране".

Изменения и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан вносятся в целях дальнейшей демократизации системы государственной власти и управления, обеспечения более сбалансированного распределения полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом - главой государства, законодательной и исполнительной властью, а также усиления роли и влияния парламента, политических партий в осуществлении социально-экономических, общественно-политических реформ, обновлении и модернизации страны.

В соответствии с Законом в статью 98 Конституции Республики Узбекистан вводится новый, отвечающий демократическим принципам конституционный порядок выдвижения и утверждения кандидатуры Премьер-министра.

Кандидатура Премьер-министра выдвигается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест. Такое положение приведет к усилению роли парламента, а также политических партий в демократическом обновлении и модернизации страны.

Важное принципиальное значение имеют и другие поправки, вносимые в Конституцию. Так, в правовую систему нашей страны вводится институт вотума недоверия, при котором в случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром и Законодательной палатой при получении не менее двух третей голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса парламент может вынести вотум недоверия Премьер-министру. В этом случае Президент страны принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. Принятие вотума недоверия ведет к отставке всего правительства. Данный институт введен в целях расширения полномочий парламента в деле осуществления контроля за выполнением законов органами исполнительной власти и призван способствовать повышению роли законодательной власти в политической системе страны, а также ответственности правительства за обеспечение неуклонного и качественного исполнения принимаемых законов.

Важное значение в деле углубления демократических реформ будут иметь изменения и дополнения, вносимые в пункт 15 части первой статьи 78 Конституции Республики Узбекистан, предусматривающие наделение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан полномочием по заслушиванию и обсуждению отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны. Это положение Основного Закона значительно расширяет возможности парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной ветви власти, становится важным фактором повышения эффективности деятельности представительных органов власти при решении актуальных социально-экономических задач в центре и на местах.

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию Республики Узбекистан, установлен порядок, в соответствии с которыми указы Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности председателя Счетной палаты утверждаются Сенатом, исключена норма, в соответствии с которой Президент мог принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Кабинета Министров.

Одной из важных статей Конституции является статья 7, в которой определено, что "Народ является единственным источником государственной власти". Особое место в Конституции отведено также статьям 13 и 14, в которых отмечается, что "Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права" и что "Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества".

За годы независимости сформировалась принципиально новая политическая система, основанная на многообразии политических институтов, идеологий и мнений. В настоящее время в республике функционируют четыре политические партии и Экологическое движение. Зарегистрировано более пяти тысяч общественных объединений - профессиональных, молодежных, женских, ветеранских, а также общественных фондов и организаций, которые играют все большую роль в решении государственных и общественных задач.

Право участия граждан в общественном и государственном управлении - один их важнейших постулатов Конституции. "Граждане имеют право избирать и быть избранными в представительные органы" (статья 117). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого они могут выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством.

На прошедших в декабре 2009 года выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан, а также местные представительные органы избиратели смогли достойно воспользоваться предоставленным им Конституцией политическим правом благодаря организации голосования на высоком уровне и на принципах транспарентности.

На сегодняшний день принят также комплекс законов, направленных на решение социальных вопросов, совершенствование системы народного образования и здравоохранения, экономическую реформу и развитие предпринимательства, а также о средствах массовой информации и многие другие. То, что пунктом 1 статьи 93 Конституции Республики Узбекистан закреплено положение о том, что Президент страны "выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан", еще раз подтверждает приверженность нашей страны общепризнанным демократическим принципам. Необходимо также отметить, что в целях безусловного выполнения положений Всеобщей декларации прав человека, нашедших свое отражение в Конституции Республики Узбекистан, в нашей стране введены и эффективно функционируют такие демократические институты, как Уполномоченный по правам человека при Олий Мажлисе Республики Узбекистан (Омбудсман), Национальный центр по правам человека, Центр по изучению общественного мнения "Ижтимоий фикр". Все законодательные акты, разрабатываемые парламентом страны, соответствуют требованиям Конституции Республики Узбекистан, а также Всеобщей декларации прав человека, другим международным документам.

Таким образом, в ходе реформ в республике сложились основы новой демократической политической системы, построенной на многообразии политических институтов, идеологий и мнений и обеспечивающей широкое участие граждан в управлении делами государства и общества. В прогрессивном обществе каждый человек ценен своим трудом и интересами. Государство, основываясь на принципах свободы, равенства и плюрализма мнений, гарантирует обеспечение его прав.

Б. ИНОГАМОВ, прокурор г. Чирчика.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO