Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Из официальных источников

КОНСТИТУЦИЯ - ЗАЛОГ СТАБИЛЬНОСТИ

В 1991 году была принята Декларация о суверенитете Узбекской ССР, за ней последовали Заявление о государственной независимости Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан "Об основах государственной независимости Республики Узбекистан" от 31.08.1991 г.
Но нельзя ли было ограничиться этими документами? Известно, что в некоторых демократических государствах нет конституции как таковой. Или конституция государства представляет собой несколько законодательных актов, определяющих основные обязательства государства, основы государственного устройства и другие положения. Так, например, дела обстоят в Швеции и Великобритании.

Первые современные конституции появились в западных странах в конце XVIII столетия. Примечательно и то, что конституции обычно принимались в непростой, судьбоносный период в истории государства. Так было в США в 1787г., во Франции в 1791г. и в ряде других стран. В момент коренного преобразования в обществе и стране, реформаторы, приходящие к власти посредством легитимных демократических выборов, стремятся дать чёткое документальное закрепление своим нововведениям, своим политическим взглядам, закрепить завоёванные социальные гарантии и обязательства государства, а также механизмы и принципы распределения власти в обществе. Конечно, всё это можно осуществить и посредством принятия целого ряда законов, разве что политические взгляды и курс, которым государство движется, трудно вписываемы в традиционные рамки закона, так как скорее представляют собой политический процесс декларации намерений.

Из сказанного видно, что, не смотря на то, что конституция по форме является высшим законодательным актом, по существу она является ещё и декларацией приоритетов политики государства, стремлений народа страны, социальных гарантий и др. По этой причине конституциям определено особое место в правовой системе страны.

Часто конституция может играть огромную роль в жизни государства, что временами может приводить к излишней политизации этого документа. Этого допускать нельзя, так как за политическими декларациями могут просто затеряться важнейшие достижения демократии. Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, отличают от других правовых актов такие ее свойства, как легитимность, стабильность, верховенство.

Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года является примером грамотного и гармоничного, сбалансированного основного закона государства. Этого удалось достичь посредством того, что для работы над основным законом страны были привлечены самые передовые и активные умы государства. Была проделана поистине колоссальная работа, был изучен опыт всех развитых стран, были проанализированы все основные конституции развитых стран мира. Кроме того, Конституция страны была обсуждаема всенародно.

Конституция является легитимной, когда она принята законным, демократическим путем, в том порядке, который предусмотрен в данном государстве. Конституции, навязанные диктаторскими режимами или военными хунтами по этой причине не могут считаться легитимными.

По причине того, что конституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы отдельных ее норм может привести к нестабильности в обществе. Для этого конституция должна обладать таким качеством как стабильность. Стабильность конституции проявляется в устойчивости и незыблемости ее предписаний. Конституция должна обладать определённым иммунитетом для того, чтобы политические силы, приходящие к власти, не имели желания и возможности превратить конституцию в игрушку в своих руках. Этот фактор ещё раз указывает на вредность излишней политизации конституции.

Определяя верховенство конституции в правовой системе страны, не лишним будет отметить, что она есть не просто основной закон, но закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юридической силы, и это особое свойство выражается в следующем: ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права - гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны соответствовать конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию.

В Конституции Узбекистана закреплена стратегическая задача - создание гуманного демократического правового государства, в котором признаётся приоритет общепризнанных норм международного права.

Демократический характер государства согласно Конституции, обеспечивается тем, что единственным источником власти в Узбекистане является его народ, который осуществляет эту власть как непосредственно, так и через своих представителей в государственных органах власти. Государство выражает волю народа, служит его интересам и в лице должностных лиц ответственно перед своими гражданами.

Объявление государства правовым означает, что в соответствии с Конституцией в деятельности государства первенствует принцип верховенства права, закона, а не другие мотивы. Правовое государство исходит из приоритета норм Конституции и закона, неукоснительного обеспечения государством прав, свобод и законных интересов граждан.

Утверждение, что государство в Узбекистане является гуманным означает, что оно служит обществу, каждому конкретному человеку, заботиться о нем на основе принципов социальной справедливости и законности.

При праздновании первой годовщины принятия Конституции Республики Узбекистан Президент И. А. Каримов подчеркнул, что "без всякого сомнения можно сказать, что наша Конституция на деле служит общечеловеческим идеям и ценностям - утверждению мира, свободы, братства и дружбы народов и наций, стабильности в стране и на планете".2

Конституции Республики Узбекистан присущ и ещё один фактор, характерный для всех современных демократических конституций - это их прямое действие. Прямое действие конституции означает, во-первых, что нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления.

Во-вторых, что гражданин, который считает нарушенными свои права, может обратиться в суд, ссылаясь исключительно на соответствующую статью конституции, и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов.3

Конституция Республики Узбекистан 1992 года обладает общими чертами и свойствами, присущими конституциям других стран. Она выполняет важнейшие функции (юридическую, политическую и идеологическую), которые раскрывают и социальное значение и характеризуют основные направления и воздействия на общественные отношения.

По структуре Конституции Узбекистана также отвечает международным критериям, она состоит из Преамбулы, шести разделов, двадцати шести глав и 128 статей.

Первый раздел Конституции раскрывает основные принципы конституционного строя Узбекистана. Первые четыре главы конституции закрепляют принципы государственного суверенитета, народовластия, верховенства закона. При этом в ст. 13 Конституции провозглашается, что "Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права".

Второй раздел Конституции посвящен основным правам, свободам и обязанностям граждан. Даже несложного сравнения и анализа достаточно, чтобы убедиться в том, что положения этого раздела всецело соответствуют Всеобщей декларации прав человека 1948г. и другим базовым документам международного права, закрепляющим права человека.

Третий раздел Конституции определил принципы взаимоотношений личности и общества, закрепил экономические основы общества, статус общественных объединений, определил взаимоотношения семьи, государства и общества, а также место СМИ в обществе и их свободу.

Раздел четвертый посвящен вопросам административно-территориального устройства. В нем также закреплены принципы взаимоотношений Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан.

В пятом разделе Конституции определяется статус основных государственных органов, как-то: Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президента и правительства, местных органов власти, органов судебной власти, а также закрепляются конституционные основы избирательной системы, статус и компетенция органов прокуратуры, обороны и безопасности.

Специальный раздел посвящен закреплению механизмов изменения Конституции. Это раздел шестой.

Таким образом, Конституция Узбекистана, принятая 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва, определила стремления и чаянья народа молодого независимого государства, его цели, задачи, основные принципы и направления деятельности. Она отразила волю и дух нашего народа, его общественное сознание.

А. ГОРОХОВ, ведущий специалист Национального центра Республики Узбекистан по правам человека.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2019 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO