Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Региональные события

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ С ЖЕНСКИМ ЛИЦОМ

Вся жизнь промелькнула перед глазами Салимы, когда она услышала приговор. Рухнувшие надежды и мечты остались в далеком прошлом, где у нее еще была семья, был рядом муж, был жив сын. Решение суда ее не удивило. Теперь ей было решительно все равно. Хотя на мгновение она ожесточилась. Агрессия, фанатичность, боль отразились на все еще молодом лице…
У Салимы, как и у большинства других осужденных женщин, мужья, братья или другие родственники ранее уже были наказаны за участие в религиозно-экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир".

"Женское крыло" этой запрещенной в республике организации было создано в Ташкенте в 2003 году. Тогда были сформированы две разветвленные группировки, действовавшие в Ташкентской области и Ташкенте с условными названиями "Назарбек-1" и "Назарбек-2". И вроде бы после ареста регионального лидера незаконной организации, деятельность женского крыла была ослаблена. Однако в ходе судебного расследования было установлено, что другие лидеры инициировали его возрождение с января 2008 года.

Они продолжали разыскивать прежних членов организации и привлекать новых, создавать систему небольших групп, в которой члены одной не знали о существовании другой.

Салима и ее "сестры" занимались распространением литературы экстремистского содержания. В частности, журнала "Ал-Ваъй", в котором содержатся призывы к антиконституционному изменению государственного строя, устранению законно избранного правительства, руководителей органов местной власти на местах, разрушению единства Узбекистана. Представительницы подпольной экстремистской группировки вербовали новых женщин, собирали денежные средства для подпольной организации. В результате таких действий в преступную деятельность были втянуты более 27 верующих женщин. В конце 2008 года правоохранительными органами Узбекистана в Ташкенте была раскрыта женская ячейка религиозно-экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир".

Ташкентским областным судом по уголовным делам 12 активисток этой организации приговорены к различным срокам лишения свободы. Салиме и другим осужденным женщинам были предъявлены обвинения в посягательстве на конституционный строй, создании, руководстве, участии в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских и иных запрещенных организациях, изготовлении и распространении материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку.

Участившиеся в последние несколько лет случаи участия женщин в религиозно-экстремистских, в том числе террористических действиях по всему миру послужили поводом говорить о феномене женского терроризма.

Еще 30-40 лет назад был опубликован ряд исследований, авторы которых утверждали, что для подавляющего большинства психически здоровых женщин сама мысль об убийстве невинных людей, в том числе детей с помощью варварских террористических методов, невозможна. Время показало, что это не так. Более того, за последние 15-20 лет было отмечено появление террористических организаций, состоящих исключительно из женщин. Например, в США возникла феминистская группа SCUM/Society for Cutting Up Men ("Общество борьбы с мужчинами"). Террористические группы, состоящие исключительно из женщин, были образованы непальскими маоистами и Рабочей Партией Курдистана/ Kurdistan Workers Party. Особенно много женщин насчитывают террористические структуры, созданные в Германии, Латинской Америке и Палестине.

Что толкает женщин на этот шаг? В чем предпосылки феномена религиозного экстремизма с женским лицом?

Ученые строят гипотезы, делятся догадками. Однако многое до сих пор остается непонятным, ведь в подавляющем большинстве культур мира женщины исполняют "мирную" роль, поскольку "военная" роль традиционно принадлежала мужчинам. Женщины же всегда ассоциируются с мирными и ненасильственными формами политической борьбы. Их переход в иное качество - в ряды террористов, использующих наиболее брутальные методы - стал сюрпризом и вызвал своеобразный шок. Карла Каннингем/Karla Cunningham профессор Университета Штата Нью-Йорк, автор исследования "Межрегиональные тенденции женского терроризма"/ Cross-Regional Trends in Female Terrorism, считает, что во многих обществах именно невозможность участвовать в обычных формах политической деятельности толкает женщин к терроризму. Женщины не влиятельны, а их роль в жизни незаметна. Именно эта "незаметность" делает женщин особо привлекательными для террористов.

Между тем, механизмы отбора женщин для выполнения террористических операций и методы, используемые для их убеждения, в целом являются такими же, как и при работе с мужчинами, одинаковы практически во всех странах и культурах, а также в религиозных и светских организациях.

Пользуясь растерянностью "кандидатов", некой долей энтузиазма и часто их личной трагедией или жаждой мести, экстремисты подвергают женщин и мужчин зомбированию и манипулируют ими по собственному усмотрению. Они указывают потенциальным смертникам на якобы правильный путь и, на первый взгляд, быстрое решение их проблем, преисполненное национального или религиозного символизма, обещая солидное вознаграждение им - в ином мире, их семьям - в этой жизни.

Одним из факторов увеличения числа террористок, по мнению специалистов, является то, что теракт, совершенный женщиной, вызывает больший пропагандистский эффект, чем теракты, совершаемые мужчинами: они шире освещаются средствами массовой информации, что только способствует борьбе, которую ведут крайние фундаменталисты.

К тому же женщина вызывает больше сочувствия в обществе, даже когда она безжалостно лишает жизни ни в чем не повинных людей. Также теракты, совершенные женщинами, призваны "поднять боевой дух" у их соратников-мужчин. Однако эксперты по терроризму считают, что в большинстве случаев женщины менее интересуются политическими и идеологическими целями, которые ставит перед собой террористическая организация. Они сражаются не "во имя", а "против" и "за": против низкого статуса женщин в их семьях и обществах, против властей, которые нанесли персональное оскорбление или совершили преступление против их родных и близких, за любимого человека и т. д.

При этом женщины, как правило, значительно острее ощущают несправедливость, они лучше знают историю и причину конфликта, в рамках которого существует их террористическая организация. Настоящее и прошлое их интересует больше, чем будущее. Террор становится для многих из них универсальным способом самоутверждения. Поэтому женщины, как правило, глубоко уверены в необходимости и оправданности совершения терактов - о долговременных последствиях подобных действий они задумываются редко.

Для того, чтобы предотвращать подобные, несвойственные женской сути, жестокие действия, насильственные меры выражения своего мнения, теракты, религиозно экстремистские настроения в обществе, в городских комитетах женщин, махаллинских комитетах проводятся профилактические беседы, устраиваются доверительные встречи с компетентными специалистами, юристами, правоведами, врачами, которые призваны помочь женщинам в решении их проблем, выслушать каждую, не оставить без внимания никого.

Женщина - это цветок жизни, поэтому нужно сделать все необходимое, чтобы его не сорвали безжалостно, не растоптали. Женщина - хранительница очага. И хотелось бы, чтобы, несмотря на растущие по всему миру тенденции к женскому терроризму и экстремизму, лицо узбекской женщины никогда не окрасилось в цвета жестокости и ненависти, а было прекрасным и нежным лицом матери, любящей жены, сестры, дочери, которое мы привыкли видеть с детства в своей семье, улице, махалле.

М. ЮСУПОВА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO