Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Региональные события
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Из официальных источников

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Мы продолжаем цикл публикаций об осуществляемых в нашей стране реформах в политической, экономической, социальной, судебно-правовых сферах и принимаемых в этой связи нормативно-правовых актах. В предыдущей статье, опубликованной в декабре прошлого года, было рассказано о содержании поправок в законодательство о выборах, об исполнительном производстве, о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также изменениях и дополнениях в кодексы Республики Узбекистан, связанные с расширением уголовно-правового института примирения, совершенствованием института представительства в гражданском процессе, усилением ответственности за оборот недоброкачественных, фальсифицированных лекарств или изделий медицинского назначения.

Вместе с тем правоприменительная практика показывает необходимость дальнейшего совершенствования нормативной основы деятельности правоохранительных органов, устранения противоречий в законодательстве. Не случайно в своем докладе на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул "насколько важно для формирования правового государства, которое мы строим, скорейшее устранение тех пробелов и "белых пятен" в законодательной и нормативной базе, насколько серьезных изменений требует правоприменительная практика, совершенствование работы правоохранительных и судебных органов в соблюдении Закона и еще раз Закона".

Исходя из этих требований главы государства, работа в указанном направлении ведется на постоянной основе. Так, только за 2009 год и истекший период 2010 года Генеральной прокуратурой внесено в парламент страны 11 законопроектов, направленных на совершенствование Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, законодательства об административной ответственности, а также урегулирование других сфер общественной жизни. Часть из них была раскрыта в наших предыдущих статьях, в связи с чем расскажем об остальных законопроектах, проведя обзор последующих изменений в законодательстве.

В частности, на дальнейшую либерализацию уголовного закона и дифференциацию уголовных наказаний направлен одобренный 18 мая сего года Закон "О внесении дополнения в Уголовный кодекс Республики Узбекистан". Проект указанного Закона был разработан по результатам изучения правовых механизмов назначения наказания за преступления при наличии смягчающих обстоятельств.

Так, из всех смягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных статьей 55 Уголовного кодекса, лишь явка с повинной, чистосердечное раскаяние, активное способствование раскрытию преступления и добровольное заглаживание причиненного вреда (пункты "а" и "б" части первой статьи 55) характеризуются активными позитивными действиями виновного после совершения преступления. Вышеуказанные четыре обстоятельства, означая деятельное раскаяние виновного, свидетельствуют об осознании им противоправности своего деяния и готовности понести наказание.

Вместе с тем из-за отсутствия в законе четкой дифференциации размеров наказаний и правовых гарантий назначения более мягкого наказания при указанных обстоятельствах, виновные не были заинтересованы в деятельном раскаянии и сотрудничестве с правоохранительными органами, что не способствовало быстрому раскрытию преступлений, розыску и задержанию других соучастников, оперативному проведению иных неотложных следственных действий.

В этой связи принятым законом Уголовный кодекс дополнен новой статьей 571, предусматривающей назначение в таких случаях при отсутствии отягчающих обстоятельств наказания, срок или размер которого не может превышать двух третей максимального наказания, установленного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса.

При этом с учетом исключительной общественной опасности, действие введенной нормы не будет распространяться на лиц, совершивших преступления, связанные с умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 97 Уголовного кодекса) и терроризмом (часть третья статьи 155).

Определенный пробел в законодательстве имел место в вопросах уголовной ответственности за заражение других лиц ВИЧ-инфекцией вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей. В связи с отсутствием в Уголовном кодексе специальной нормы об ответственности за такое деяние, в правоприменительной и следственно-судебной практике противодействия распространению ВИЧ-инфекции возникали некоторые проблемы при квалификации преступлений этой категории.

Так, статья 116 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей, которая наступает лишь при наступлении таких последствий, как телесное повреждение средней тяжести, тяжкое телесное повреждение, смерть человека. При этом к таким последствиям, влекущим ответственность, нельзя относить сам факт заражения ВИЧ-инфекцией без наступления летального исхода.

В связи с этим 24 мая 2010 года принят закон, которым статья 113 Уголовного кодекса дополнена частью пятой, устанавливающей ответственность за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией/СПИД вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей с наказанием в виде ареста до шести месяцев или лишением свободы до пяти лет. Данная норма направлена на повышение эффективности принимаемых мер по противодействию распространению ВИЧ-инфекции и усиление ответственности медицинских работников за строгое соблюдение правил профилактики этого заболевания. В связи с использованием в новой редакции ст.113 Уголовного кодекса термина "ВИЧ-инфекция/СПИД" вместо термина "заболевание СПИД", этим же законом аналогичные замены произведены в статье 661 Уголовного кодекса, в статьях 57-59 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, а также внесены поправки в Закон "О профилактике заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".

Отдельного внимания заслуживают принимаемые в стране меры по усилению правовой защиты детей, укреплению системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, повышению ответственности родителей за подрастающее поколение.

В результате осуществляемых мер в республике наблюдается тенденция снижения преступлений среди несовершеннолетних. По сравнению с 2000 годом в прошлом году детская преступность сократилась на 19,8 процента, число несовершеннолетних, принимавших участие в совершении преступлений, на 12,2 процента.

Вместе с тем участились случаи совершения несовершеннолетними административных проступков.

Анализ причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений, показал, что в большинстве случаев это обусловлено их беспризорным времяпрепровождением в различных увеселительных заведениях в ночное время суток, зачастую сопровождающимся употреблением спиртных напитков. Одной из основных причин подобного времяпрепровождения несовершеннолетних является отсутствие ответственности руководителей и других ответственных лиц данных заведений за допущение нахождения несовершеннолетнего в этих заведениях в ночное время без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих.

С учетом этого 17 мая сего года принят Закон "О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности".

Кодекс об административной ответственности дополнен новой статьей 1882 ("Допущение нахождения несовершеннолетнего в местах развлечений (досуга) в ночное время"), устанавливающей ответственность руководителей или других ответственных лиц ресторанов, кафе, баров, клубов, дискотек, кинотеатров, компьютерных залов, помещений, оборудованных для предоставления услуг доступа к сети Интернет, либо иных мест развлечений (досуга), за допущение нахождения несовершеннолетнего в указанных заведениях в ночное время без сопровождения одного из родителей или лица, заменяющего их.

Субъектами данного правонарушения, помимо руководителей мест развлечений (досуга), следует также считать других ответственных лиц таких мест, на которых соответствующим распоряжением, трудовым договором, документом о распределении обязанностей либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность по обеспечению соблюдения правил оказания услуг населению или порядка входа-выхода в местах развлечений (досуга). За совершение этого правонарушения суд может определить виновным лицам административное взыскание в виде штрафа от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы.

Следует иметь в виду, что для правильного применения введенной нормы необходимо исходить из положений Закона "О гарантиях прав ребенка", в статье 3 которого определяется, что лицами, заменяющими родителей, являются лица (усыновители, опекуны и попечители), в установленном законом порядке осуществляющие родительские права и выполняющие родительские обязанности в отношении ребенка, но не являющиеся его родителями. К иным местам развлечений, указанным в статье 1882 Кодекса об административной ответственности, следует относить места общественного питания - такие, как кафетерии, столовые, чайхана, закусочные, буфеты, а также театры, концертные залы, игровые, бильярдные и другие подобные заведения.

Для определения того, какое время следует считать ночным применительно к данной статье, необходимо обращаться к статье 122 Трудового кодекса, согласно которой, ночным является время с 22-00 до 6-00 часов.

Кроме того, в Законодательную палату Олий Мажлиса внесен проект Закона "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", направленный на дальнейшее совершенствование законодательства о защите детей, повышение ответственности органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, улучшение эффективности мероприятий по раннему выявлению и предотвращению девиантного (то есть противоречащего принятым в обществе правовым и нравственным нормам) поведения детей. Следует отметить, что в настоящее время вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних регулируются отдельными решениями правительства, ведомственными актами профильных министерств и ведомств, что не в полной мере обеспечивает скоординированность и эффективность усилий соответствующих органов, призванных решать эти проблемы. В подготовленном же проекте четко и комплексно определяются органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основные направления их деятельности, задачи и полномочия. В нем предусмотрены порядок организации профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении, основания помещения несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения и центры оказания социально-правовой помощи несовершеннолетним и другие вопросы.

В целях защиты прав и интересов детей в 2008 году республикой были ратифицированы Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу и Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Для имплементации указанных конвенций Международной организации труда в национальное законодательство, обеспечения реализации прав ребенка на охрану его жизни, здоровья и защиту от злоупотреблений со стороны родителей и других лиц в декабре 2009 года внесены изменения и дополнения в целый ряд законодательных актов.

В частности, Законом "О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием законодательства о защите прав несовершеннолетних" от 21 декабря 2009 года статья 49 Кодекса дополнена новой нормой, устанавливающей более строгую ответственность должностного лица за нарушение законодательства о труде и охране труда несовершеннолетних.

Кроме того, за использование труда несовершеннолетнего на работах, которые могут причинить вред его здоровью, безопасности или нравственности, виновные лица будут привлекаться к ответственности по новой статье 491, также введенной в Кодекс об административной ответственности. Изменениями в статью 51 Кодекса об административной ответственности усилены меры наказания за административное принуждение несовершеннолетнего к труду. Так, если административное принуждение к труду в какой-либо форме влечет наложение штрафа от одного до трех минимальных размеров заработной платы, то это же правонарушение, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказывается штрафом от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

Законом от 24 декабря 2009 года внесены изменения в Трудовой кодекс и Закон "О гарантиях прав ребенка", в соответствии с которыми повышен минимальный возраст лица, с которого можно принимать на работу. Прием на работу теперь допускается лишь с шестнадцати лет. Вместе с тем учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных, профессиональных учебных заведений могут быть приняты на работу для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нравственному развитию, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время с письменного согласия одного из родителей или одного из лиц, заменяющих родителей, если они достигли возраста пятнадцати лет. До принятия указанного закона прием на работу учащихся допускался по достижении ими четырнадцатилетнего возраста.

Еще один документ, на котором хотелось бы остановиться, касается вопросов охраны здоровья граждан, обеспечения гарантий прав человека в этой сфере. Так, органами прокуратуры проверено состояние исполнения законодательства об охране здоровья граждан. В ходе проверки были выявлены серьезные нарушения законодательства о порядке оказания медицинских услуг физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой. Изучение показало, что из 1187 физических лиц, имевших лицензии на право занятия частной медицинской практикой, фактически осуществляли свою деятельность лишь 581. При этом большинство частнопрактикующих врачей оказывало медицинские услуги без соблюдения стандартов лечебного процесса, правил санитарии и гигиены, требований по стерилизации инструментов, утилизации использованных изделий медицинского назначения. Согласно санитарным правилам и нормам 542 частнопрактикующих врача (из 581) по роду деятельности должны были иметь отделение стерилизации со специально обученным медицинским персоналом, наличие которых возможно только при функционировании юридического лица.

С учетом указанных обстоятельств в целях обеспечения гарантированной охраны здоровья граждан, 19 мая 2010 года принят Закон "О внесении изменений в статьи 10 и 11 Закона Республики Узбекистан "Об охране здоровья граждан". Согласно внесенным поправкам возможность занятия физическими лицами частной медицинской деятельностью исключена.

В настоящее время на рассмотрении парламента страны находится еще один документ - проект Закона "О погребении и похоронном деле". Разработке этого проекта предшествовала проведенная органами прокуратуры проверка деятельности органов государственной власти на местах, в ходе которой выявлены различные факты бесхозяйного и безответственного отношения к содержанию и благоустройству кладбищ, самовольного захвата гражданами земельных участков для будущих захоронений, незаконного отвода земель для организации кладбищ из фондов культурно-мемориальных комплексов, вскрыты случаи хищения и нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных на благоустройство кладбищ.

Одной из причин такого ненадлежащего состояния дел в этой сфере явилось отсутствие отвечающего современным требованиям законодательного акта, регулирующего вопросы погребения и похоронного дела.

В целях упорядочения правоотношений в этой важной сфере жизни нашего многоконфессионального общества и был разработан проект Закона "О погребении и похоронном деле". Проект предусматривает определение основных понятий, установление гарантий по достойному погребению умершего, регулирование отношений по организации мест погребения и похоронного дела, а также других правовых аспектов. В частности, в нем заложено право лица на прижизненное волеизъявление о достойном отношении к его телу после смерти и другие права, устанавливается запрет на осквернение или уничтожение мест погребений, надгробий, оград, а также глумление над телом.

Отдельные положения законопроекта регулируют вопросы организации мест погребения, выбора и отвода земельных участков под них согласно санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, закрепляют требования по их содержанию и благоустройству.

На совершенствование правового регулирования международного сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам направлен проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан". В настоящее время уголовно-процессуальный закон содержит лишь некоторые общие нормы о порядке взаимодействия с учреждениями иностранных государств, выдачи обвиняемых и их уголовного преследования. Отсутствие же норм по таким специальным вопросам, как разграничение компетенции национальных органов при направлении запросов об оказании правовой помощи, юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства, порядок исполнения запросов о выдаче преступников, задержанных в Республике Узбекистан, принцип взаимности при сотрудничестве препятствуют формированию единообразной следственно-судебной практики.

Вместе с тем принципы и нормы международного права, как правило, носят общий характер и не могут в полной мере заменить положения национального уголовно-процессуального законодательства, имеющего важное значение в процессе международного сотрудничества. В этой связи в целях совершенствования правовой базы, необходимой практическим работникам для осуществления международного сотрудничества и оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, Генеральной прокуратурой разработан соответствующий проект закона, которым Уголовно-процессуальный кодекс дополняется новой главой. В новой главе предлагается подробно урегулировать такие вопросы, как порядок направления в иностранное государство запросов о производстве процессуальных действий, о выдаче лица, находящегося на его территории, о направлении материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования, а также исполнения в Республике Узбекистан аналогичных запросов учреждений иностранных государств и другие положения.

В ближайшее время ожидается внесение на рассмотрение Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекта закона, направленного на совершенствование законодательства о государственных символах Республики Узбекистан. Государственные символы Республики Узбекистан, к которым статья 5 Основного закона страны относит флаг, герб и гимн, символизируют государственный суверенитет, единство нации, его прошлое и будущее, являются предметом национальной гордости. У каждого вызывает чувство национальной гордости развевающийся у здания Организации Объединенных Наций, дипломатических и консульских учреждений государственный флаг Республики Узбекистан, или государственный гимн, звучащий в ходе официальных визитов руководителей государств, а также в честь побед наших спортсменов на международной арене либо при других торжествах.

В этой связи мы все должны охранять эти символы государства от проявлений неуважения, чтить их и оберегать. Исходя из этого в законы "О Государственном флаге Республики Узбекистан", "О Государственном гербе Республики Узбекистан" и "О Государственном гимне Республики Узбекистан" вносятся изменения и дополнения, устанавливающие ограничения на использование государственных символов в коммерческих целях, а также ответственность за нарушение требований законодательства о государственных символах. Проектом также конкретизируются случаи поднятия флага, помещения изображения герба и исполнения гимна.

Помимо этого, одним из свойственных узбекскому народу обычаев и традиций, передающихся из поколения в поколение, является проявление уважения и почитания друг к другу, когда при встрече, приложив руку к груди, люди справляются о состоянии здоровья и житье. С учетом этого дополнение Закона "О государственном гимне Республики Узбекистан" положением о том, что при публичном исполнении государственного гимна необходимо прикладывать правую руку к груди, является одним из проявлений этих исконных обычаев.

В целях предотвращения спекуляции патриотическими чувствами граждан устанавливается запрет на использование изображения государственных символов (флага и герба) в коммерческих целях для продвижения или реализации товаров (работ, услуг), а также включение их элементов в реквизиты документов или рекламные материалы негосударственных организаций. Кроме этого, предлагается дополнить Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности статьей 2031, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства о государственных символах.

На стадии разработки находится также проект закона, направленный на совершенствование регламентации ответственности за нарушение правил дорожного движения, усиление мер административного взыскания к водителям транспортных средств и другим участникам дорожного движения, грубо нарушающим правила, что существенно снижает уровень безопасности людей и нередко приводит к серьезным дорожно-транспортным происшествиям.

Следующий документ, призванный усовершенствовать нормативно-правовую базу судебно-экспертной деятельности - это принятый 1 июня сего года Закон "О судебной экспертизе". До этого дня в законодательстве Узбекистана отсутствовал единый нормативно-правовой акт, направленный на регулирование отношений в области судебной экспертизы и определяющий основы такой деятельности. Только вопросы назначения и проведения судебной экспертизы предусмотрены в процессуальных законах.

В принятом же законе содержатся актуальные в практическом плане вопросы, связанные с понятием судебно-экспертной деятельности, ее принципами, регламентированы правовые основы всех ее аспектов. Так, впервые дано определение понятиям "судебная экспертиза", "судебно-экспертная деятельность", "судебный эксперт", "государственный судебный эксперт", установлены принципы судебно-экспертной деятельности: законность, соблюдение прав и свобод человека, независимость судебного эксперта, объективность, всесторонность и полнота исследований. Определен правовой статус судебного эксперта и регламентированы виды судебной экспертизы (дополнительная, повторная, комплексная, комиссионная).

Еще один закон, на котором хотелось бы остановиться, касается обеспечения социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Работа правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью, имеет особый характер и зачастую связана с риском для жизни сотрудников. В этой связи государство принимает особые меры, направленные на защиту работников правоохранительных органов, социальную поддержку, страхование их жизни и здоровья.

Так, нормами пенсионного и налогового законодательства для семей военнослужащих органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, были определены льготы, связанные с частичной оплатой налога на доходы, полным освобождением от налога на имущество, а также установлены надбавки к пенсиям.

Однако указанные льготы касались не всех категорий сотрудников органов внутренних дел, а лишь семей военнослужащих. Вместе с тем за годы независимости при исполнении служебных обязанностей погибло немало сотрудников органов внутренних дел, в том числе не являющихся военнослужащими.

Подобное разграничение в предоставлении льгот членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при аналогичных условиях несения службы, в том числе в ходе выполнения боевых задач, не в полной мере соответствовало принципам социальной защиты.

В связи с этим принятым 20 мая 2010 года законом внесены изменения в статью 28 Закона "О государственном пенсионном обеспечении граждан" и статьи 180 и 275 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

В соответствии с новой редакцией указанных статей пенсионные и налоговые льготы, установленные для военнослужащих органов внутренних дел, распространены теперь и на членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Последовательное развитие в Узбекистане налогово-бюджетной политики предопределило необходимость принятия 30 декабря 2009 года Закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан", которым были затронуты около 130 статей. При этом шесть из них связаны с основными направлениями налогово-бюджетной политики на 2010 год, а остальные обусловлены необходимостью обеспечения прямого действия кодекса, устранения неясностей и разночтений в отдельных его нормах.

Например, поправки в статью 62 Налогового кодекса направлены на совершенствование порядка взыскания задолженности по налогам. Так, из положения о том, что меры принудительного взыскания налоговой задолженности к физическим лицам применяются только в судебном порядке, исключены индивидуальные предприниматели. Теперь на индивидуальных предпринимателей распространены меры, ранее применявшиеся только к юридическим лицам, то есть выставление инкассовых поручений и обращение взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.

Для обеспечения своевременного применения мер по взысканию налоговой задолженности к налогоплательщикам - юридическим лицам, уклоняющимся от исполнения налоговых обязательств, внесено дополнение в статью 96 Налогового кодекса. В частности, органы государственной налоговой службы наделены полномочиями приостанавливать операции юридических лиц по счетам в банках в случаях: непредставления налоговой и (или) финансовой отчетности в течение 15 дней после истечения установленного срока ее представления, а также отсутствия налогоплательщика по заявленному адресу. Таким образом, мы постарались провести краткий обзор последних изменений в законодательстве, связанных с реформированием судебно-правовой системы.

Безусловно, все эти изменения направлены на дальнейшее совершенствование законодательства, правоприменительной практики и обеспечение таким образом прав и свобод граждан, интересов общества и государства. Как отметил руководитель нашего государства Ислам Абдуганиевич Каримов, "мы не сможем достигнуть высоких целей по модернизации страны, если не обеспечим четкой и глубокой взаимосвязи процессов реформирования экономики и социальной сферы с постоянным обновлением общественно-политической и судебно-правовой системы".

Р. КАДЫРОВ, Генеральный прокурор Республики Узбекистан.

(www.jahonnews.uz)

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана




Copyright © 2006 — 2019 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO