Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Проект фонда

И САМ ЗАЩИЩАЙ СЕБЯ

В мире традиции защиты прав потребителей зародились не десять и даже не сто лет назад, а куда раньше. Например, в Австрии уже в средние века закон предписывал добавлять крахмал в производимый маргарин, чтобы рыночный инспектор мог по вкусу определить, не продается ли маргарин под видом масла. Существовали и законы, определяющие ответственность за продажу некачественных товаров. В XV веке в той же Австрии продавец разбавленного или прокисшего молока в наказание должен был выпить все некачественное молоко. А во Франции в XVI веке покупатели протухших яиц имели право и даже были обязаны закидать ими того, кто эти яйца продал. Во многих странах существовала специальная должность рыночного инспектора, в обязанности которого входил надзор за соблюдением правил публичного рынка, наказание нарушителей и поощрение честных торговцев. Говорят, в древнем Китае такую должность занимал даже великий философ Конфуций.

Теоретически многие знают, что сегодня вернуть продавцу можно практически любой товар, независимо от того, куплен он за наличные или в кредит, за полную стоимость или на распродаже. Но на практике чаще всего оказывается, что сделать это по каким-либо причинам трудно, а иногда почти невозможно. И чаще всего из-за того, что не знают с чего начать и куда обратиться.

Когда клиент или покупатель не знает своих потребительских прав, обмануть его не составляет никакого труда. Но только сам потребитель в силах изменить подобное отношение к себе. Сколько контролирующих органов ни наращивай, продавец или исполнитель не станут придерживаться буквы закона до тех пор, пока сам потребитель не обратится к нему со знанием своих потребительских прав. Как бы ни совершенствовалась система правового образования, ни возрастала роль контролирующих органов, без активной позиции самого потребителя не обойтись, потому что это звенья одной цепи. А это значит, что, изучив законы, надо руководствоваться ими во всех сферах, где мы являемся потребителями.

Государство стоит на защите наших интересов. Давно уже действует в Узбекистане закон о защите прав потребителей, но обманутые и недовольные чаще всего машут на это рукой: "Ничего не добьешься!" Нет, добьешься, если приложить силы и знания. Вот как это практикуется потребителями Америки.

Иски курильщиков, ежегодно отсуживающих у производителей табачных изделий миллиарды долларов за подорванное здоровье. Обращение в суд на владельца ресторана, подавшего посетителю слишком горячий кофе. Сутяжничество толстяка с авиакомпанией, кресла в самолете которой показались ему ничтожно малы по сравнению с собственными габаритами... Сегодня сферу защиты прав потребителей в США обслуживают тысячи адвокатских контор, которые не только успешно восстанавливают якобы попранный интерес своих клиентов, но и зарабатывают на этом огромные деньги.

Кто не помнит нашумевшую несколько лет назад историю об американской старушке, по собственной неосторожности опрокинувшей в придорожном ресторане "Макдональдс" горячий кофе себе на колени. Старушка, как известно, получила ожог, а вылечившись, потребовала через суд возместить ей моральный ущерб. Судьи посчитали: будет справедливо, если ста-рушка получит в качестве компенсации однодневный заработок всех ресторанов сети "Макдональдс", работающих в этом штате. Компания же, посчитав, ахнула - выходило 3 миллиона долларов. Правда, старушку в конце концов уговорили согласиться на 50 тысяч.

Но все же потребительский экстремизм как средство обогащения встречается в США гораздо реже, чем любовь к обычной халяве. Реализовывать это низменное желание обитатель США может в любом супермаркете, используя так называемую "политику обмена" товара. Дело в том, что каждый магазин своим внутренним правилом устанавливает распорядок возврата товара, вдруг не понравившегося потребителю.

Большинство непродовольственных товаров можно вернуть или обменять на аналогичные в течение определенного срока после покупки - от 1 до 3 месяцев. Такой возможностью любят пользоваться не слишком богатые американцы, а также эмигранты, коих в некоторых штатах США более чем достаточно. Например, приобретая в магазине, где гарантийный срок обмена составляет 90 дней, телевизор за $200, покупатель, насладившись в течение 89 дней телепередачами, вправе вернуть его обратно. Мотивировать это можно чем угодно, вплоть до того, что цвет телевизора не подходит к цвету тумбы, на которой он стоит. А получив на руки деньги за телевизор, предприимчивый покупатель может прийти на следующий день в тот же магазин, где его бывшее приобретение вновь разместят в торговом зале, но уже с уценкой в 15-20%.

Аналогичным образом некоторые покупатели обходятся и со всевозможной одеждой. В большинстве торговых центров США есть отделы с товаром, цены на который ниже, чем в соседних: как правило, сюда попадают "возвращенные вещи". Добропорядочные продавцы не могут позволить себе выдавать бэушный товар за новый, чем активно пользуются бедняки: некоторые умудряются путем серии покупок-возратов снизить цену товара на 50% и более! И что примечательно, если речь идет о недорогой вещи, никто не станет проверять искренность покупателя, возвращающего покупку!

Естественно, совершить обмен или возврат товара можно при выполнении ряда обязательных условий. В каждом магазине они свои, но можно попытаться их унифицировать.

Возвращаемая или обмениваемая вещь должна быть новой на вид, иметь ту же комплектацию и упаковку, что и при покупке. Наличие чека желательно, но не обязательно: благодаря системе штрих-кодов информация о продаже хранится в компьютерной базе данных магазина. Существуют, правда, некоторые ограничения на возврат отдельных наименований товара. Скажем, купленную вами видеокамеру продавцы у вас примут, но на руки вы получаете лишь 85% ее стоимости. А вот аудио- и видеокассеты, компакт-диски, софт для компьютеров не подлежат возврату вообще, если была вскрыта их оригинальная упаковка.

Американские продавцы хорошо знают, что некоторые покупатели склонны к обману, и даже пытаются с этим явлением бороться. Для этого усложняется процесс возврата и обмена товара - предлагают делать это по почте, затягивают срок перечисления компенсации, отслеживают "постоянных клиентов". Но в целом от политики уважения прав потребителей не отказываются. Во-первых, презумпция невиновности ценится за океаном не меньше, чем другие положения "Билля о правах". А во-вторых, покупатель в Америке действительно всегда прав!

P. S. Не хотите быть обманутыми - не позволяйте себя обманывать."Спасение утопающих - дело рук самих утопающих", - гласит народная пословица. Нужно просто, во-первых, знать свои права, а во-вторых, иметь желание, настойчивость и, конечно, крепкие нервы, чтобы при необходимости защитить себя.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO