Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Камолот
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Проект фонда

БУДЬТЕ ВСЕГДА НАГОТОВЕ

Все мы являемся потребителями. И зачастую молчим, когда нас обвешивают на базаре, продают некачественный товар в магазине, делают надбавку при оплате пластиковыми картами. Бережем, так сказать время и нервы.
При этом считаем, что государство должно заботиться о нас и не допускать ущемления прав. Действительно, в нашей стране немало делается для защиты прав потребителей. Нормы, защищающие интересы наших граждан в качестве потребителей, четко закреплены в законодательстве.

Так, в статье 53-й Основного Закона говорится о "приоритетности прав потребителей". Принятый еще в 1996 году Закон "О защите прав потребителей" также стоит на страже интересов людей. Можно назвать еще немало законов или постановлений правительства, гарантирующих наши права в этой сфере. Среди них, например, законы "О качестве и безопасности пищевой продукции", "О сертификации продукции и услуг" и многие другие. Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и поддержке конкуренции и предпринимательства, его территориальные управления/

В 2000 году в республике была создана Федерация защиты прав потребителей, деятельность которой резко расширила масштабы участия общественности в защите прав потребителей. Чуть позже и в Чирчике создали городской отдел по защите прав потребителей.

- Мы осуществляем защиту прав потребителей, проживающих на территории Чирчика, . - рассказывает исполнительный директор городского общества защиты прав потребителей Салават Айбушев. - В случае необходимости мы оказываем консультативную помощь, помогаем оформить необходимые документы. Если есть какие-то претензии, то излагаются они в письменном виде. Бывает и так, что пожелания покупателя противоречат закону. А если требование адекватно, но его отказываются выполнить, то мы на основании закона применяем свою власть - обращаемся за помощью к судебной защите.

Некоторые горожане уже обращались в городской отдел по защите прав потребителей. Особый пик "активности" пришелся на конец прошлого года, когда началась массовая поверка газовых счетчиков, в ходе которой у многих появились мифические долги. Сотрудники городского отдела в течение нескольких месяцев занимались потоком жалоб на эту тему и убедили "Чирчикшахаргаз" в том, что они нарушают права потребителей, данные им законодательством.

И все же в области защиты своих интересов потребители не должны рассчитывать только на государство или общественные организации. Отстаивать свои права должен каждый. Ведь пассивность в этом вопросе дает возможность недобросовестным производителям, работникам сферы торговли и услуг нарушать законные права потребителей. Но чтобы защищать свои права, надо их знать, что предполагает правовую осведомленность.

В частности, при покупке товаров надо помнить, что любой посетитель магазина имеет право требовать от продавца данные о товаре, его свойствах, условиях эксплуатации, цене, гарантиях, сроках годности, наличии сертификата и любую другую информацию. Приобретая товары длительного пользования, необходимо требовать выдачи товарного или кассового чека, квитанции, удостоверяющей факт покупки.

Если возникают сомнения в происхождении товара, лучше воздержаться от его покупки. Если приобретен некачественный товар, то покупатель имеет право возвратить его по месту покупки, потребовав либо его замены, либо восстановления, либо возврата денег. В случае отказа покупатель имеет право обращаться как в государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей, так и в соответствующие общественные организации, действующие в этой сфере, а также в судебные органы для возмещения морального и материального ущерба.

Мало кто знает о том, что на вещевых базарах так же, как и в магазинах, должны выдавать чеки. Если нет кассового аппарата, то на крупную покупку обязаны выдавать квитанцию или расписку. Мы бываем на базарах, приобретаем вещи и знаем, что этого практически не происходит. Возможно, еще и потому, что мы - потребители, не требуем их.

Все знают, что продукты питания подлежат обязательной сертификации. Вот есть партия колбасы - для нее необходим сертификат, говорящий о том, что именно эта колбаса соответствует ГОСТу и стандарту, которые выработаны для определенного срока. Если на товаре указан срок реализации, то это скоропортящийся продукт. Вне рамок этого срока его продавать уже нельзя. Потребителям, очень важно смотреть на срок годности. Бывает так, что некоторые фирмы цену сбрасывают и продают. Но есть ряд продуктов питания, которые употреблять после указанного срока просто нельзя - опасно для здоровья.

Бесспорным является "базарный" факт, что многие неприятности мы для себя выбираем сами. Кто, к примеру, заставляет нас покупать продукты питания (имеется в виду готовая еда) прямо "с земли", у тех же "бродячих" продавцов, у которых нет ни санитарных книжек, ни ответственности перед нами за то, что продали несвежий или вовсе не пригодный для употребления продукт?

Кто нам даст гарантию, что лепешки, предлагаемые нам с тележки или коляски (за пределами рынка), с точки зрения сангигиены, безопасны (а, может, они не раз уже "побывали" на земле)? Разница в цене может стать причиной отравления при покупке на улице, скажем, "синенькой" тушки курицы, если покупатель даже не имеет представления, при каких обстоятельствах данная птичка приказала долго жить… Или взять те же грибы! Где их собирали?

Но статус потребителя мы имеем еще и тогда, когда обращаемся за услугами, скажем, коммунальными. И вот здесь-то еще резче выявляется незнание своих прав. Особенно членами товариществ частных собственников жилья.

В редакцию очень часто обращаются с жалобами на председателей ТЧСЖ, считая, что администрация города может освободить его от занимаемой должности.

Да, нет же, не может, приходится объяснять в который раз. Председатель ТЧСЖ - нанятый жильцами работник и только сами кварторовладельцы решением общего собрания могут расторгунть с ним договор.

"Мы платим взносы в ширкат, а нам ничего не делают", - вторая распространенная жалоба. И здесь самим потребителям надо добиваться соблюдения своих прав. На каждый многоквартирный дом в ТЧСЖ должен быть паспорт, в котором периодически отмечаться, сколько взносов собрано, на что израсходовано. И каждый член ТЧСЖ, то есть квартировладелец может требовать от председателя ознакомления с этими данными, предъявлять претензии по поводу той же протекающей крыши. А вот если этого не происходит, тогда уже обращаться в городской отдел по защите прав потребителей, прокуратуру, суд.

ТЧСЖ создается для того, чтобы содержать многоквартирный жилой дом, управлять общим имуществом, расходовать средства так, как решит общее собрание членов ТЧСЖ. Поэтому закон "О товариществах частных собственников жилья" предоставляет квартировладельцам широкие возможности - определять объемы работ, устанавливать размер зарплаты председателю и членам правления, размер взносов.

Не хотите быть обманутыми - не позволяйте себя обманывать. Нужно просто, во-первых, знать свои права, а во-вторых, иметь желание, настойчивость и, конечно, крепкие нервы, чтобы при необходимости защитить себя.

В. ПАВЛОВСКАЯ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Камолот
Народная демакратическая партия
городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2017 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO