Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Проект фонда

ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Поскольку несбалансированность прав и обязанностей сторон в договорах присоединения была слишком явной, судебные органы западных стран используют нормы договорного права в части признания недействительными таких соглашений в силу пороков воли. На профессионального коммерсанта в этих случаях возлагается вся ответственность за некачественный товар или услуги, а при помощи усеченности гражданского процесса по таким делам существенно облегчен процесс доказывания вины продавца.

В договорах присоединения несправедливость отношений проявляется так отчетливо, что государство вносит срочные коррективы в действующее законодательство и этим пытается ограничить свободу монополий в определении содержания стандартных договоров. Практически во всех западных странах такие изменения существуют. Так, в Швеции Закон, запрещающий недобросовестные договоры, действует с 1971 года. В Англии такого рода нормы включены в Закон о справедливой торговле 1973 года и в Закон о несправедливых договорных условиях 1977 года. В США в 1975 году был принят Федеральный закон о простых договорных условиях (его также называют Законом Магнусона-Мосса). Указанные акты закрепили в интересах потребителей определенный минимум договорных гарантий. В частности, согласно параграфу 108 (в) этого закона продавец не может предусмотреть в стандартных договорах оговорку, исключающую гарантию пригодности товара для продажи. Он вправе лишь ограничить продолжительность действия такой гарантии.

Контроль за содержанием стандартных договоров возлагается на суды (Германия, Бельгия, Ирландия) или же на различные органы государственного управления, в том числе на министерства (Франция, Канада) и специальные органы, созданные для охраны интересов сторон. Исполнение таких договоров в большинстве случаев, например договора перевозок граждан на железнодорожном и авиационном транспорте, автоматически страхуется независимыми страховыми компаниями, и в случае причинения вреда гражданину выплачивается страховое возмещение, а затем уже в порядке регресса убытки истребуются страховой компанией с организации-перевозчика. Ей легче добиться возмещения в судебном порядке с ответчика, нежели гражданину-потерпевшему.

Западный законодатель также был вынужден признать существование отношений финансовой зависимости в сфере розничной торговли и обслуживания между потребителями и профессиональными коммерсантами. Поэтому основное содержание законодательных предписаний сводится к тому, чтобы с помощью правовых средств постараться как-то смягчить остроту этого неравноправного положения сторон в договоре, предоставить рядовым потребителям дополнительные права и гарантии, возложить на коммерсантов определенные обязанности, ограничить свободу компаний в определении условий договоров, в том числе запретить включение в эти договоры положений, наиболее открыто и грубо ущемляющих интересы потребителей, предоставить потребителям более простые, дешевые и доступные процессуальные средства защиты своих прав. Законодательные акты в этой области распространяют свое действие на все договоры, в которых профессиональному коммерсанту противостоит потребитель. Западное право рассматривает в качестве такого всякого гражданина, не являющегося предпринимателем, который приобретает вещь или услугу для себя и своей семьи. Ограничение условий таких договоров идет по двум направлениям. Нередко закон предписывает включать в договор с участием потребителя то или иное обязательное условие. Но чаще всего законодательство идет по пути запрещения определенных договорных условий. В Финляндии закон (ст.1 гл.3 Закона о защите прав потребителя от 20 января 1978 г.) признает недействительными положения договоров, которые освобождают продавца или сервисные предприятия от ответственности перед покупателем либо уменьшают ее размер или дают право на одностороннее расторжение договора присоединения в случаях, не предусмотренных законом.

Еще одной тенденцией ограничения свободы договора присоединения в законодательстве западных стран может быть расширение прав суда в толковании договора вплоть до изменения или исключения из него условий, которые, по мнению суда, являются неразумными. "Если суд, - гласит ст.2-302 Единого торгового кодекса США, - найдет, что договор или какая-то его часть с точки зрения права были неоправданны в момент его совершения, суд может отказать в принудительном исполнении по этому договору или он может признать юридическую силу за его частью без неоправданного условия так, чтобы это применение не привело к неоправданным последствиям".

3. Особенности прав потребителей в США

Иски курильщиков, ежегодно отсуживающих у производителей табачных изделий миллиарды долларов за подорванное здоровье. Обращение в суд на владельца ресторана, подавшего посетителю слишком горячий кофе. Сутяжничество толстяка с авиакомпанией, кресла в самолете которой показались ему ничтожно малы по сравнению с собственными габаритами... Сегодня сферу защиты прав потребителей в США обслуживают тысячи адвокатских контор, которые не только успешно восстанавливают якобы попранный интерес своих клиентов, но и зарабатывают на этом огромные деньги.

Кто не помнит нашумевшую несколько лет назад историю об американской старушке, по собственной неосторожности опрокинувшей в придорожном ресторане "Макдональдс" горячий кофе себе на колени. Старушка, как известно, получила ожог, а вылечившись, потребовала через суд возместить ей моральный ущерб.

Судьи посчитали: будет справедливо, если старушка получит в качестве компенсации однодневный заработок всех ресторанов сети "Макдональдс", работающих в этом штате. Компания же, посчитав, ахнула - выходило 3 миллиона долларов. Правда, старушку в конце концов уговорили согласиться на 50 тысяч.

Но все же потребительский экстремизм как средство обогащения встречается в США гораздо реже, чем любовь к обычной халяве. Реализовывать это низменное желание обитатель США может в любом супермаркете, используя так называемую "политику обмена" товара. Дело в том, что каждый магазин своим внутренним правилом устанавливает распорядок возврата товара, вдруг не понравившегося потребителю. Большинство непродовольственных товаров можно вернуть или обменять на аналогичные в течение определенного срока после покупки - от 1 до 3 месяцев. Такой возможностью любят пользоваться не слишком богатые американцы, а также эмигранты, коих в некоторых штатах США более чем достаточно. Например, приобретая в магазине, где гарантийный срок обмена составляет 90 дней, телевизор за $200, покупатель, насладившись в течение 89 дней телепередачами, в праве вернуть его обратно. Мотивировать это можно чем угодно, вплоть до того, что цвет телевизора не подходит к цвету тумбы, на которой он стоит. А получив на руки деньги за телевизор, предприимчивый покупатель может прийти на следующий день в тот же магазин, где его бывшее приобретение вновь разместят в торговом зале, но уже с уценкой в 15-20%.

Аналогичным образом некоторые покупатели обходятся и со всевозможной одеждой. В большинстве торговых центров США есть отделы с товаром, цены на который ниже, чем в соседних: как правило, сюда попадают "возвращенные вещи". Добропорядочные продавцы не могут позволить себе выдавать бэушный товар за новый, чем активно пользуются бедняки: некоторые умудряются путем серии покупок-возратов снизить цену товара на 50% и более! И что примечательно, если речь идет о недорогой вещи, никто не станет проверять искренность покупателя, возвращающего покупку!

Естественно, совершить обмен или возврат товара можно при выполнении ряда обязательных условий. В каждом магазине они свои, но можно попытаться их унифицировать. Возвращаемая или обмениваемая вещь должна быть новой на вид, иметь ту же комплектацию и упаковку, что и при покупке. Наличие чека желательно, но не обязательно: благодаря системе штрих-кодов информация о продаже хранится в компьютерной базе данных магазина.

Существуют, правда, некоторые ограничения на возврат отдельных наименований товара. Скажем, купленную вами видеокамеру продавцы у вас примут, но на руки вы получаете лишь 85% ее стоимости. А вот аудио- и видеокассеты, компакт-диски, софт для компьютеров не подлежат возврату вообще, если была вскрыта их оригинальная упаковка.

Американские продавцы хорошо знают, что некоторые покупатели склонны к обману, и даже пытаются с этим явлением бороться. Для этого усложняется процесс возврата и обмена товара - предлагают делать это по почте, затягивают срок перечисления компенсации, отслеживают "постоянных клиентов". Но в целом от политики уважения прав потребителей не отказываются. Во-первых, презумпция невиновности ценится за океаном не меньше, чем другие положения "Билля о правах". А во-вторых, покупатель в Америке действительно всегда прав!

Обеспечение высокого качества продукции (услуг) неразрывно связано с удовлетворением потребностей покупателя. Эта взаимосвязь определяет сегодня рыночную политику любой фирмы, тем более, что права потребителя на качественную продукцию в развитых европейских странах имеют строгую законодательную основу.

По закону изготовитель отвечает за ущерб, нанесенный дефектной продукцией, независимо от степени виновности. При этом ответственность за продукцию наступает как за нарушение условий договора, в том числе за объявленные свойства продукции, так и за умышленное сокрытие несоответствия.

В международном стандарте ISO 9004-2 говорится, что "достижение и поддержание качества в организации зависит от системного подхода к общему руководству качеством, призванного обеспечить понимание и удовлетворение потребностей потребителя. Достижение качества делает необходимым соблюдение принципов качества на всех уровнях в организации, а также постоянный анализ и улучшение созданной системы общего руководства качеством".

(По материалам Интернета).

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO