Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Камолот
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Проект фонда

ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ НИЧЕГО ЗНАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ

Наверное, хоть раз в жизни каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда приобретенная бытовая техника или оборудование перестают работать в первый же месяц. Конечно, сегодня любой покупатель, даже не обладающий юридическим образованием, знает, что при покупке техники и оборудования, на приобретаемую продукцию необходимо требовать гарантийный талон.
Права потребителей закреплены в статье 11 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей", где говорится, что "на все виды товаров длительного пользования и услуги изготовитель (исполнитель) должен устанавливать гарантийный срок…

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить нормальную работу (применение, использование) товара (услуги), в том числе комплектующих изделий в течение гарантийного срока…

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение гарантийного срока и срока его службы, организовать ремонт и техническое обслуживание товара, выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимом объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такового - в течение десяти лет с момента снятия товара с производства…"

Кроме того, в статье 13 того же закона говорится о том, что "потребитель, которому продан товар с недостатками, если это не было оговорено при заключении договора, вправе по своему выбору потребовать: замены на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; расторжения договора с возмещением понесенных убытков".

Казалось бы, все яснее ясного: вам дают гарантию, а если в течение гарантийного срока приобретенное оборудование дало сбой - вам должны его отремонтировать, заменить, либо вернуть деньги. Однако опыт тех потребителей, которые пытались в данном случае воспользоваться своими правами, доказывает, что не всегда все так просто и легко.

При покупке аккумулятора в специализированном магазине "Петров ойл", Серверу Я., как и полагается, выдали гарантийный талон на приобретенное оборудование. В талоне продавец определил гарантийный срок на аккумулятор - 3 месяца. Однако не прошло и месяца, как новый аккумулятор перестал работать. С просьбой отремонтировать, либо заменить неисправный аккумулятор Сервер Я. обратился в магазин. Но здесь его даже не стали слушать, при этом обвинив потребителя в том, что он чуть ли не намеренно испортил купленное оборудование. В течение нескольких дней обманутый потребитель пытался достучаться до директора магазина "Петров ойл", но так ничего и не добился. Тогда обманутый потребитель обратился с жалобой в городское общество по защите прав потребителей.

- Лишь только взявшись за это дело, мы сразу обнаружили ряд нарушений в работе "Петров ойл", - рассказывает специалист городского общества по защите прав потребителей Салават Зарипович Айбушев. - Так, мы выяснили, что Джизакский аккумуляторный завод (именно там был изготовлен купленный аккумулятор) устанавливает на свою продукцию гарантийный срок до 24 месяцев. Владелец магазина по необъяснимой причине сократил этот срок всего до 3 месяцев. Официальное письмо с завода-изготовителя подтвердило, что полномочий на сокращение гарантийного срока на продукцию у продавца не было. Кроме того, нами было доказано, что аккумулятор, приобретенный Сервером Я., действительно был неисправен, и произошло это не по вине потребителя. Результатом нашей работы стало то, что, несмотря на все попытки В. Петрова уйти от ответственности, ему все-таки пришлось вернуть Серверу Я. стоимость купленного оборудования.

Кроме того, дело В. Петрова было передано в государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства. Надеемся, что этот случай послужит наукой не только владельцу магазина "Петров ойл", но и другим недобросовестным предпринимателям, - продолжает С. З. Айбушев.

Государство уделяет много внимания защите прав потребителей. Созданные в республике и регионах общества по защите прав потребителей помогают в решении спорных вопросов. Однако ситуация меняется очень медленно. Почему так происходит?

Продавцы могут себе позволить нарушать наши права, ведь мы, потребители, чаще всего сами предоставляем им такую возможность. Происходит это и из-за незнания своих прав, толи из-за кажущейся экономической нецелесообразности - не хочется влезать "во все тяжкие" из-за каких-то пяти - десяти (здесь у каждого свой "потолок") тысяч сумов! Лень или робость, так же, не исключаются. Вот и носим раз в неделю свои новые сапоги в ремонт; покупаем новый мобильник, потому что "старый", не проработав и года, сгорел без видимой причины; или же, оплачиваем химчистку салона своего автомобиля, измазанного руками сотрудника автосервиса - перечислять можно долго.

От выше перечисленных примеров не застрахован никто, но бывают и такие случаи, когда потребитель сам как бы напрашивается на обман. Так, собравшись поменять рамы, одна из жительниц Чирчика нашла фирму, занимающуюся изготовлением и установкой рам, сделала предоплату и спокойно стала ждать, когда же ее заказ выполнят. Но когда рамы наконец-то привезли, выяснилось, что сделаны они вкривь и вкось, ни одна из них не подходит к оконным проемам. Здесь бы женщине и задуматься. Но… Она потребовала фирму-изготовителя переделать рамы, а когда директор этой фирмы сказал, что для этого необходимы кое-какие материалы, она для оплаты этих материалов, не задумываясь, передала ему свою пластиковую карточку, сообщив пин-код.

Стоит ли говорить о том, что недобросовестный продавец в полной мере воспользовался доверчивостью женщины, практически обнулив карточку в своих нуждах. При этом своих рам женщина так и не дождалась. И только тогда, поняв, что ее обманули, женщина начала свое хождение по инстанциям с просьбой наказать обманщика и вернуть ей деньги. Однако ни в прокуратуре, ни в налоговой инспекции, помочь оказались не в силах. С последней надеждой, по рекомендации знакомых, женщина обратилась в чирчикский комитет по защите прав потребителей.

- В этом деле, нам пришлось приложить немало усилий, чтобы выяснить, где, когда и на что были потрачены деньги с пластиковой карточки, - вспоминает С. З. Айбушев. - Ну а после сбора всех необходимых материалов, недобросовестный продавец, даже не пытался отпираться. На сегодняшний день, он уже вернул обманутой женщине залог, который она вносила за рамы, при этом выплатив еще и неустойку. И, кроме того, в ближайшее время он обязался выплатить все деньги, снятые с карточки.

У этого дела - счастливый финал, хочется только надеяться, что в дальнейшем эта женщина не будет столь доверчивой и легковерной. Однако, ведь немало и таких случаев, которые заканчиваются не столь удачно и в большинстве своем по уже указанным выше причинам - пассивность потребителей в отстаивании свои законных прав. Вот и получается, что защита прав потребителей - дело в первую очередь самих потребителей!

Ю. БОНДАРЕНКО.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Камолот
Народная демакратическая партия
городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2017 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO