Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Проект фонда

ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

К сожалению, права потребителей нарушаются практически ежедневно. Часто мы даже не замечаем, что нас вводят в заблуждение продавцы, изготовители, производители, причем, часто делая вид, что закон о правах потребителя написан не для них. Некоторые из нас в этой ситуации предпочитают не "связываться", другие даже не замечают, как их потребительские права нарушаются. А зря. Ведь именно от потребителей зависит изменение ситуации, конечно, не в одночасье, не завтра. Но если каждый будет отстаивать свои права, то и отношение будет иным. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию историю движения по защите прав потребителей США.

Эволюция защиты прав потребителей (consumerism) берет свое начало в Соединенных Штатах Америки. Первый протест потребителей, подтвержденный документально, произошел в штате Массачусетс в 1775 г. Продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. Постепенно на проблему защиты прав потребителей обращает внимание государство и формирует законодательную базу для этой защиты. В 1890 г. принимается антитрастовский Закон Шермана, в 1914 г. Федеральный закон о Торговой комиссии и др.

В начале века большой упор делался на сферу питания и производства товаров питания. В это время была написана знаменитая книга "Джунгли", которая рассказывала о стандартах, о безопасности, которые надо соблюдать при производстве мясных продуктов, указывала на то, к каким последствиям для здоровья могут привести нарушения технологии. Книга имела большой общественный резонанс и отчасти привела к тому, что на законодательном уровне было принято решение о создании государственного органа, который был назван "Администрация по надзору за питанием и медикаментами". Этот орган до сих пор остается одним из ведущих государственных органов в сфере защиты потребителей4.

Потребительское движение в США возникло еще в конце 20-х годов XX века, почти на полвека раньше, чем в нашей стране. В 1927 году вышла в свет книга С.Чейза и Ф.Дж.Шлинка "Что стоят ваши деньги", ставшая бестселлером. А в 1928 году один из авторов стал созда-телем первой экспертной организации "Исследования для потребителей", которая в независимых лабораториях проверяла качество потребительских товаров и о результатах сообщала широкой общественности. В 1936 году из нее выделился Союз потребителей США, являющийся самой крупной организацией так называемого "старого консьюмеризма". Вместе с другими организациями этого направления Союз потребителей США преследует цель - воспитание грамотного потребителя. Их главное внимание сосредоточено на экспертной и просветительской деятельности. Считается, что первый в мире потребительский журнал Consumer reports появился в США, было это в 1961 году.

В конце 60-х годов в США возник "новый консьюмеризм", использующий методы политической борьбы, защиты общественных интересов. Его цель - это как раз воспитание скорее предпринимателя, чем потребителя. Входящие в это направление организации поддерживают кандидатов на выборах в Конгресс и местные органы власти, добиваются принятия законов в пользу потребителей, публикуют разоблачительные материалы в печати, организуют демонстрации и пикеты, бойкоты товаров, возбуждают в судах иски против монополий, оказывают юридическую помощь потребителям.

Помимо этого на потребительской ниве действовали и действуют талантливые одиночки - своего рода "укротители гигантов". В этом смысле показателен пример адвоката Ральфа Найдера. Он фактически заслужил статус общенационального защитника потребителей, не относя себя ни к одной потребительской организации. Лет 20 назад он возбудил иск против "Дженерал Мо-торс", став таким образом первым в мире, кто инициировал добровольный отзыв автомобилей производителем. Кстати, ему выплатили по судебному решению 3 миллиона долларов. Вместо того, чтобы просадить эти денежки, он организовал на них сеть адвокатских бюро Ральфа Найдера по защите прав потребителей.

Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства - президент США Джон Кеннеди в 1961 г. в своем "Послании к Конгрессу". Его обращение не только не было воспринято парламентом, но и вызвало бурные дебаты и возгласы: "Кого мы будем защищать? Для защиты прав человека существует Конституция!.." 15 марта 1962 г. Дж. Кеннеди вновь обратился к парламенту и одновременно к общественным организациям с призывом признать за потребителями четыре основных права:

- право на безопасность товаров и услуг;

- право на информацию;

- право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе;

- право быть выслушанным.

В своей речи Дж. Кеннеди сказал: "Понятие "потребитель" в своем значении включает нас всех, но взгляды этой наиважнейшей группы часто не выслушиваются…" Права потребителей утвердили и приняли с двумя дополнениями, за потребителями закрепили также право на эффективную компенсацию и право на просвещение. Провозглашенные Дж. Кеннеди права потребителей явились фундаментальными, на их защиту и в настоящее время ориентированы правительства государств мирового сообщества.

Защита прав потребителей и правовое ее регулирование в США - чрезвычайно обширная сфера законодательства, которая распространяется на сферу питания, медикаментов, медицины, розничной купли - продажи и различного рода услуг. Острой остается проблема кредитных отношений с участием потребителей, с использованием кредитных карточек и т. д.

Большое количество американцев пользуются услугами кредита на протяжении всей своей жизни. Они покупают в рассрочку автомобили, оплачивая их на протяжении определенного времени, покупают в кредит дома и даже элементы домашнего обихода и одежды. В среднем американец тратит каждый год 110-120 % своего годового дохода. Оставшийся долг тянется на протяжении нескольких лет, и взимание его является серьезным делом. Для того чтобы урегулировать некоторые из проблем, Конгресс в рамках акта о защите прав потребителей в кредитных отношениях принял в 1970 г. Закон "О справедливом взыскании долга в кредитных отношениях". Исполнение и реализацию Закона Конгресс США возложил на Федеральную комиссию по торговле. Этот Закон содержит правила, которым должны следовать все профессиональные взыскатели долга, к услугам которых прибегают кредиторы для того, чтобы взыскать долги с потребителей. Закон нужен был для того, чтобы не возникало злоупотреблений в этой сфере, ведущих к личным банкротствам, нестабильности семейных отношений, потере работы, а также чтобы избежать вторжений в сферу личной жизни гражданина.

Многие положения этого Закона и других законов о защите прав потребителей в США являются детальными и очень четко проработанными именно потому, что Конгресс США неоднократно получал письма и заявления от потребителей, требующих урегулировать их проблемы7. Благодаря настойчивости американцев в отстаивании своих прав сформирована эффективная защита прав потребителей в США.

В 80-90-е гг. внимание американской общественности и государства было обращено к проблеме охраны окружающей среды, вследствие чего установился контроль над отходами производства, автомобильными выхлопами и т. п. В настоящее время охрана окружающей среды, как среды обитания человека, тесно связана с борьбой против СПИДа, наркомании. Современной острой проблемой является защита прав потребителей от продукции, полученной с помощью генной инженерии, способной вызвать в человеческом организме в будущем непредсказуемые изменения.

Значимую роль в деле защиты прав потребителей сыграли и играют общественные объединения потребителей. В настоящее время самым крупным считается Consumers International. Международная организация союзов потребителей (International organization of consumers unions) была образована в 1960 г. небольшой группой потребительских организаций, целью которых было объединение союзов потребителей всего мира. В 1995 г. организация была переименована в Consumers International (CI). Главное управление организации находится в Лондоне.

Членами CI являются 224 потребительские организации из 120 стран мира (данные на 1998 г.). У CI есть две главные задачи. Первая: представлять точку зрения потребителя на международных межправительственных уровнях и влиять на выработку решений в контактах между правительствами в деятельности крупных межправительственных организаций. Вторая: помогать развитию потребительского движения во всем мире9.

В основе политики CI лежат восемь основополагающих прав потребителя:

- право на удовлетворение основных потребностей потребителя;

- право на благоприятную окружающую среду;

- право на безопасность;

- право на возмещение убытков;

- право быть услышанным;

- право на информацию;

- право на потребительское образование;

- право на выбор10.

На современном этапе развития потребительского движения Consumers International, с учетом изменившегося положения потребителя на мировом рынке и в мировом сообществе в целом, выработала новые стратегические направления деятельности:

1) пропаганда потребления, не наносящего вреда окружающей среде (пропаганда альтернативных источников энергии, пропаганда средств, не разрушающих озоновый слой, и борьба против использования фреона и фреоносодержащих продуктов и др.);

2) прекращение экспорта вредных продуктов и технологий и удаление таких продуктов с рынка, предотвращение экспорта и продаж опасных продуктов, не прошедших необходимые исследования на безопасность;

3) работа с международными органами для выработки общемировых стандартов;

4) пропаганда уменьшения использования антибиотиков и гормонов в виде пищевых добавок, если их качество не проверено;

5) пропаганда соответствующей маркировки продуктов, особенно если при их производстве использовались продукты, полученные с помощью генной инженерии;

6) контроль производства продуктов, которые теоретически могут стать источниками болезней;

7) пропаганда качественных заменителей естественных продуктов;

8) регулирование применения пестицидов с точки зрения безопасности для здоровья потребителей и пропаганда потребления продуктов, произведенных без пестицидов;

9) помощь развивающимся странам в распространении материалов, необходимых для просвещения потребителей;

10) усиленная защита прав "обездоленных" потребителей (к ним причисляются женщины и дети), а также пропаганда производства необходимых продуктов и предоставления услуг для "обездоленных" потребителей;

11) лоббирование интересов потребителей в таких вопросах, как недопущение ограничений для развивающихся стран на доступ к новым технологиям, помощь странам - чистым экспортерам продовольствия, сельскохозяйственный протекционизм и проблемы пищевой безопасности11 и др.

В 2000 г. Всемирный день потребителей проходил под девизом "Безопасность продовольствия", провозглашенным CI. Забота об экономическом процветании и социальном спокойствии побудила отдельные государства, а затем и мировое сообщество выработать единые принципы и создать системы государственной защиты прав потребителей. В 1973 г. Европейский союз на 25-й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей. 9 апреля 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (резолюция 39/248 Генеральной Ассамблеи). К числу основополагающих прав потребителей ООН относит:

- защиту от ущерба здоровью;

- право на безопасность;

- охрану их экономических интересов;

- право на информацию;

- просвещение потребителей;

- наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб;

- право на здоровую окружающую среду;

- право на выражение своих интересов.

Так почему западные капиталисты так "возятся" с самыми странными потребителями, неужто они добрее наших?

Все дело, конечно, в нас самих. Западный капиталист добрее, потому что его десятилетиями поддавливают сами потребители, "сорганизовавшиеся" в многочисленные общественные организации. Можно сказать, что потребители воспитывают предпринимателей, добиваясь принятия и соблюдения таких законов, при которых покупать комфортно, а нечестная игра - разорительна для бизнеса.

В США законодательство, направленное на защиту интересов потребителей, приводит иногда к принятию судом достаточно абсурдных решений. По всему миру распространилась история о том, как одна американка, искупав своего пуделя, регулярно сушила его в печке при низкой температуре. Когда она купила микроволновую печь, то решила попробовать просушить в ней свою собаку. Однако бедное животное не вынесло испытания. Американка обратилась в суд, обвинив фирму-производителя в том, что на микроволновой печи не было указано, что она не годится для сушки животных. В результате она выиграла судебный процесс и получила миллион долларов в качестве компенсации нанесенного ей материального и морального ущерба.

В Америке свое собственное судебное дело "об улитке в лимонаде" слушалось в 1916 году. Только в роли ответчика выступал автомобильный концерн "Бьюик", чьи новые автомобили буквально разваливались на части в процессе эксплуатации.

Американские суды не церемонятся с производителями, чьи товары или услуги причинили вред потребителям. Производителям бывает очень нелегко доказать свою невиновность. В истории США было немало примеров строгого наказания производителей и продавцов товаров за нарушение прав потребителей, которые могут показаться нам просто невероятными. Приведем один пример.

Один американец нашел на помойке электродрель. Он принес ее домой, включил и в результате неисправности электродрели получил травму. Он обратился в суд и получил в конце концов определенную денежную компенсацию от фирмы-производителя, потому что, как было сказано в решении суда, "фирма-производитель выпустила товар, ставший причиной увечья потребителя". Дата изготовления электродрели в данном случае не имела никакого значения.

Еще один производитель был признан виновным в нанесении увечья потребителю, который использовал станок пятидесятилетней давности.

В результате подобных решений суда фирмы-производители вынуждены выплачивать истцам денежные компенсации, в 700 раз превышающие стоимость произведенных ими товаров, которые послужили причиной нанесения ущерба потребителям. Множество компаний перестали заниматься коммерческой деятельностью только потому, что были разорены в результате выплат огромных денежных компенсаций.

В. ПАВЛОВСКАЯ.

(По материалам Интернета).

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2018 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO