|
ПОРА МЕНЯТЬ ПОЗИЦИЮ НАБЛЮДАТЕЛЯ
Сегодня трудно представить нашу жизнь без транспорта. Из дома на работу, с работы домой.. Каждодневное путешествие в маршрутке стало неотъемлемой частью нашей жизни. Но иногда так хочется помахать водителю рукой, выйти из транспорта и никогда туда не садиться. И вовсе не потому, что не хватает денег на дорогу, а из принципа. Ведь вместо того, чтобы укрепить добрые отношения с нами - клиентами, дорожить ими, транспортники делают с точностью наоборот. Создается впечатление, что нас - потребителей используют, забывая, что именно мы "кормим" водителей, обеспечиваем их работой.
Об этом я подумала в очередной раз, втиснувшись в почти полную "маршрутку". Мне как всегда "повезло" с "волшебным" сиденьем без спинки. Почему волшебным? Да потому что водитель просит подвинуться и на нем каким-то магическим образом умещается до четырех человек. В этот раз меня убедили, что на следующей остановке кто-то сойдет. Так и случилось. Но на этой же остановке в переполненный "РАФ" втиснулись двое пассажиров, которые в неудобной позе проехали несколько километров. И бесконечное "подвиньтесь", "потеснитесь"- только раздражало.
В конце концов, транспортные услуги нынче недешевы. В среднем работающий далеко от дома человек тратит в месяц на дорогу около 20 тыс.сумов, учитывая путь в оба конца. И за эти деньги может рассчитывать на достойное обслуживание. "Мы же потребители, у нас есть законные права!"- хотела возмутиться я, но не возмутилась. Да, закон есть, только я все никак не могу найти время, чтобы до него добраться…
Теперь только на себя обижаться и приходится. Если возмущаться, так возмущаться со знанием дела. Вроде бы и условия для нормальной езды должны быть, и место в салоне, за которое я плачу деньги, и определенное личное пространство. А маршрутки буквально набивают людьми. Такое впечатление, что ради дополнительных 400 сумов водители готовы пассажира и на крышу посадить. О комфорте клиентов не задумываются. О нас вспоминают только тогда, когда за любое место нужно заплатить.
Еду я, согнувшись в три погибели, и думаю: "А вдруг тот крупногабаритный дяденька не удержится на очередном повороте? Что тогда будет со мной? Не поездка, а прямо смертельный номер" О какой безопасности вообще может идти речь в набитой до отказа маршрутке? Одно резкое торможение, и несколько моих соседей по приключению могут получить травмы, потому что им просто не за что держаться. Но тут мои рассуждения прерывает очередная остановка: водитель сворачивает на "заправку". И вот возмущению замученных пассажиров уже, кажется, нет предела.
- Нельзя что ли было заправиться перед началом смены?! - недовольно отметила сидящая недалеко от меня бабуля.
- Думаете, нас они спрашивают? Творят, что хотят! - возмутился крупногабаритный мужчина. - Вчера вообще обнаглели. Два водителя между собой чего-то там не поделили. То ли кто-то без очереди поехал, то ли на остановке долго стоял. Покричали друг на друга, нецензурно выражаясь, а потом заставили 16 человек из одной маршрутки в другую пересаживаться, как будто мы игрушки какие-то, которых можно из одной коробочки в другую переложить!
- А разве они имеют права заезжать на заправку с полным салоном пассажиров? - поинтересовалась женщина с ребенком. - Кажется, это нарушение техники безопасности…
- Подождите-подождите, он сейчас еще закурит по дороге. А о вашей технику безопасности он, пожалуй, вообще не слышал...
Водитель делал вид, что ничего не происходит. Но, видимо, чувствуя возрастающее напряжение в салоне, решил разрядить атмосферу. Включил музыку на полную громкость. Только она не расслабляла. Кабацкий репертуар, тюремный шансон с мрачными откровениями удручал. И уже в начале рабочего дня стало так тоскливо и обидно за себя - потребителя. Не было настроения даже тогда, когда удалось сесть и даже проехать пару остановок, как нормальный пассажир.
Правда, за заглушающей все на свете музыкой водитель не услышал моей просьбы об остановке. Пришлось повышать голос, а потом еще метров сто пройти, возвращаясь к пункту моей высадки. А водитель, как ни в чем не бывало, помчался на всех парусах обгонять конкурирующую "маршрутку".
"Да, неважно день начался", - подумала я про себя. Почему же так происходит? Почему к нам клиентам такое отношение? На празднике жизни предприимчивых водителей клиент - случайный человек. А ведь это неправильно. Ведь если частники предоставляют транспортные услуги, то они просто обязаны свои предпочтения и условия для работы согласовывать с пожеланиями клиентов, потому что именно мы приносим деньги.
Мы - клиенты, потребители - должны предъявлять требования, контролировать качество предоставляемой услуги. А на деле мы получаемся какими-то игрушками, марионетками, которые, и подвинутся, и промолчат, и за проезд заплатят. Нами распоряжаются, а мы ничего не предпринимаем, хотя у нас есть на это законное и моральное право.
Мы - живые люди, и снами нужно считаться. Часто этого как раз таки и не происходит. Пассажирами распоряжаются, как вздумается. То водители решают поиграть в обгон. То, наоборот, растягивают время от одной остановки до другой, не соблюдая установленные интервалы движения.
Негативные мысли не давали покоя. А потом я вспомнила, что вечером меня ждет не менее увлекательное маршрутное приключение, и захотелось вдруг что-то изменить. "Пора менять позицию наблюдателя и переходить к активным действиям, - рассудила я. - Решено! Вечером непременно буду отстаивать свои права!"
Это, безусловно, замечательно, что есть у нас маршрутки, что они ездят регулярно. Но в условиях рыночной экономики этого уже недостаточно. Сфера услуг не развивается должным образом. И в этом виноваты не только транспортники, но и мы - потребители. Вопрос потребительской культуры сегодня как никогда актуален. Как известно, возмущениями и жалобами здесь не поможешь. Нужны конструктивные действия, разумный подход к проблеме. И, в первую очередь, необходимо, наконец, ознакомиться с законом "О защите прав потребителей", который гарантирует защиту наших прав и интересов, подсказывает, как их отстаивать и грамотно противостоять нарушителям. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Миром завладеть не так уж сложно. Начните с себя. Станьте активными потребителями, требовательными клиентами и вы сможете влиять на развитие рыночных отношений, способствовать повышению качества предоставляемых услуг, делать свою жизнь интересной, насыщенной, а главное - позитивной.
Согласно данным Госкомитета по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства, при мониторинге рынка транспортных услуг за 2007 год специалисты исследовали 614 предприятий пассажирского транспорта, в частности, 1039 пассажирских маршрутов и движение 22206 пассажирских автобусов. В результате выявили массу нарушений. Среди них - отсутствие таблиц движения и карт направления транспорта - 1626 фактов; 1503 водителя не прошли медицинское обследование; 446 транспортных средств не прошли техосмотр; в 2330 случаях в автобусах не было информации об их маршруте; в 716 - не соблюдались утвержденные интервалы движения; 63 случая нет выдачи билетов, других нарушений. Были выявлены также факты незаконного оказания транспортных услуг физическими лицами. Одновременно был проведен опрос потребителей о качестве транспортных услуг. Они указали на несоблюдение водителями правил безопасности перевозок пассажиров, интервалов движения, невыдачу билетов за проезд и т. д.
М. ЮСУПОВА.
gazetachirchik@mail.ru
|
|