Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Проект фонда

СТАБИЛИЗИРУЮТСЯ ЛИ "ПЛАСТИКОВЫЕ" ОТНОШЕНИЯ?

С момента появления на свет постановления главы государства "О дополнительных мерах по дальнейшему стимулированию привлечения свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов на депозиты коммерческих банков" (от 6 апреля 2009 года № ПП-1090) прошло уже пять месяцев. Казалось, актуальный документ поможет как-то разрядить непростую обстановку с пластиковыми карточками, повысить их экономический вес в глазах участников современных рыночных отношений.

В какой-то степени так и произошло. Мы это почувствовали. И, несмотря на то, что наличные денежные средства по-прежнему продолжают доминировать на розничном рынке, все большее распространение и популярность приобретают безналичные платежные системы. Однако до того момента, когда "пластик" обойдет наличку, пока далеко.

С одной стороны, развитие "пластиковых" отношений тормозит непробиваемый менталитет ("наличку" все-таки в любой момент можно посчитать, подержать в руках, ощутить, так сказать, а о состоянии пластикового счета пока можно узнать только в учреждениях с терминалом, и то при условии, что там обслуживаются карточки вашего конкретного банка). Банкоматов как не было, так и нет!

С другой стороны, препятствует недостаточно развитая инфраструктура электронной коммерции. Оба фактора взаимосвязаны. Но как им "подружиться", это очень большой вопрос.

Апрельское постановление Президента определяет перечень необходимых мер в этом направлении и ставит ряд новых задач перед налоговыми органами. Главная новация в том, что прежде, отслеживая ситуацию с оборотом наличных денежных средств, исполнение предприятиями торговли и сферы услуг требований по обязательной сдаче выручки в кредитные учреждения, основное внимание уделялось соблюдению субъектами предпринимательской деятельности правил работы и применения контрольно-кассовых машин. Теперь в поле зрения налоговых органов попали еще и платежные терминалы, соблюдение требований по оснащению ими торговых площадок, расчеты за покупки и услуги электронными кошельками.

В постановлении так и сказано, что "несоблюдение предприятиями торговли и сферы услуг требований по оснащению платежными терминалами и их использованию приравнивается к нарушениям порядка оснащения и использования контрольно-кассовых машин, правил торговли и оказания услуг с наложением на них ответственности в установленном законодательством порядке". Более того, "в случаях выявления нарушений правил торговли и использования контрольно-кассовых машин и расчетных терминалов, а также неправомерного отказа в принятии платежей с использованием пластиковых карточек применять меры ответственности к виновным лицам в соответствии с законодательством".

Но за подобными случаями далеко ходить не нужно. Не знаю, уж как там практика налогового контроля, но копилка опыта простого потребителя пополняется примерами подобных правонарушений каждый день и в сфере реализации продовольственных товаров, и в сфере услуг, и в сфере торговли.

Для чистоты эксперимента решила устроить небольшой потребительский рейд по объектам торговли в разных районах города на предмет "хождения" в них пластиковых карт и, соответственно, процентных наценок. За основу взяты некоторые продукты питания и непродовольственные товары - сахар, консервы, стиральный порошок и т. д.

Анализ показал, что цены на товары в магазинах с терминалами выше цен на аналогичную продукцию в торговых точках без терминала. Не говоря уже о том, что далеко не каждый район в городе может похвастаться достаточным количеством "пластиковых" магазинов. А такие торговые точки, где функционировали бы или "котировались" пластиковые карточки всех трех банков ("Ипотека", ПСБ, НБУ), вообще можно по пальцам посчитать.

Например, во втором микрорайоне на конечной остановке 2-го маршрута находятся порядка 3-4 продуктовых магазинов. И только один из них работает с терминалом, да и то там могут отовариться на карточку только клиенты карт ПСБ "VISA" . Аналогичная ситуация и на "Октябре". Несмотря на то, что это один из городских рыночных центров, там "пластиковых" магазинов тоже практически нет.

Районы, где "пластиковые" отношения относительно развиваются, это "химпром" (что, впрочем, не удивительно, учитывая, что работники ОАО "Максам-Чирчик" 90 процентов своей заработной платы получают на карточку), восьмой и десятый микрорайоны (в ряде магазинов функционируют карточки всех трех банков), магазины по центральным улицам города и центральный базар.

Недавно, так сказать, в помощь апрельскому постановлению Президента вышло постановление правления Центрального банка, Государственного налогового комитета Республики Узбекистан "Об утверждении положения о порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением", которое вступило в силу 6 августа 2009 года. Нас - потребителей - особенно должен заинтересовать 12 пункт части "Заключительные положения" этого постановления, где черным по белому написано, что "при осуществлении платежей посредством банковских пластиковых карточек необоснованное повышение цен на товары (работы, услуги) не допускается".

Хочется верить, что торговых точек с пластиковыми картами будет больше. Также хочется верить, что и цены в таких магазинах будут равноценны "наличным" магазинам. А пока цены в "пластиковых" объектах торговли пока далеко не пластичные.

Эксперимент показал, главный индикатор, или показатель того, что вы оказались в магазине с терминалом, - это завышенная цена на сахар. Поэтому, даже не спрашивая продавца, есть ли терминал, можно определить, что он работает, при этом довольно лихо "накручивает" цены.

В обычных магазинах, на базаре сахар стоит 1600-1700 сумов, на карточку он уже оценивается в 1850-2000 сумов, а рафинад вообще доходит до 2300 сумов за килограмм. Определенные накрутки есть и на другие продукты, но они не так бросаются в глаза в силу того, что их покупают не так часто и не с таким постоянством, как сахар.

Вот, к примеру, в магазине "Sadbarg" в десятом микрорайоне банка кильки в томате стоит 1200 сумов, а в магазине "Dilorom" в том микрорайоне, она стоит уже 1400 сумов. Если пройти чуть дальше, то в ряду небольших магазинчиков без названий ее стоимость уже 1600 сумов. Вес одинаковый, цвет банок тоже, как и содержимое, а цена - разная.

Радует, что хотя бы хлеб стоит везде одинаково (не считая, конечно, дока-хлеба, бородинского и т. д., которые в любом магазине дороже стандартной чирчикской или ташкентской буханки хлеба). Есть разница и при покупке, например, стирального порошка.

Как правило, один порошок может иметь несколько вариантов наименований с различными добавками, разным ожидаемым эффектом. И цена у этих вариантов разная. Вот, например, порошок "Миф". Так, "Миф: французский аромат" или "Миф: морозная свежесть" стоит в обычных магазинах 2300 сумов, его брат "Миф: автомат" - товар подороже, его цена 2800 сумов.

В этой связи наблюдаются две интересные тенденции. В магазинах с терминалом либо удивительно богатый и, соответственно, очень дорогой выбор товаров, либо, наоборот, очень скудный. В том же "пластиковом" магазине "Миф: морозная свежесть" по 2300 сумов может и не быть, зато "Миф: автомат" по 2800 сумов обязательно в наличии есть. Вроде бы и цена от обычных магазинов не отличается. Но потребителя заведомо ограничивают, не оставляя выбора. Нужен порошок? Бери "автомат" за 2800. Другого нет.

Другая тенденция, когда в магазинах с терминалом просто глаза разбегаются. Бери - не хочу. Товары есть эксклюзивные, очень дорогие, на любой вкус. Тут вам и "Растишка", и отличный ассортимент дорогостоящих порошков и шампуней. Такие магазины - соседи ОАО "Максам-Чирчик" и рассчитаны на химиков. В разряд таких супермаркетов входят и "1000 мелочей" в девятом микрорайоне, где есть все, что душе угодно, продукция отечественных и российских производителей, но совсем не по доступной цене. Там в ходу карточки "Ипотеки банка". Цены же накручены практически на все товары от шоколадных батончиков до детских игрушек. Да, все отличного качества, все хочется купить, но не каждый чирчикский потребитель может себе это позволить. Главное, расчет-то на то, что чирчикцы охотно расстанутся с "пластиковыми мани", ведь альтернативы-то у них нет.

В принципе с такой ситуацией еще можно как-то мириться. Ведь условия для потребителей в магазинах с терминалом одинаковы как для клиентов с наличными деньгами, так и для обладателей пластиковых карт. Гораздо обиднее в другой ситуации. Недавно на базаре столкнулась со следующей проблемой. Покупая джинсы в одном из торговых павильонов ЦУМА, пришлось заплатить 10 процентов сверх положенной для "наличников" суммы (джинсы стоили 25 тысяч сумов, с карточкой их цена возросла до 28 тысяч сумов). Что это за "пластиковая" дискриминация? В конце концов, 10 процентов от суммы - деньги не лишние. И на что они, спрашивается, идут - в фонд помощи бедным предпринимателям?

В то же время в бывшем книжном магазине, где сейчас располагаются торговые точки, купила сарафаны, оплачивая покупку пластиковой картой, без каких-либо наценок.

Сегодня на пластиковые карты можно даже диски с видео приобрести. Такую услугу, например, предоставляет торговый павильон в сети магазинов восьмого микрорайона. Правда, опять с наценкой. Если обычно диск можно купить за 2000-2200 сумов, то "пластиком" вы расплачиваетесь уже по 2500 сумами за диск. Напрашивается вопрос, чем все-таки оправданы эти "пластиковые" обсчеты (по-другому эти действия не назовешь)? И когда, наконец, пластиковые карты заживут полноценной жизнью наличных?

Во многом это зависит от потребителей. Все эти процентные накрутки действительны до тех пор, пока потребительская культура не возьмет вверх над наивностью, безграничным терпением и банальным незнанием своих прав. Радует, что все-таки процесс внедрения пластиковых карт, поддержка "пластиковых" отношений активизированы. Развивается постепенно и инфраструктура электронной коммерции. В городе стали появляться рестораны и бары с терминалом. Пока таких объектов - единицы (в центре города, в районе так называемой "пятисотки"). Но совсем недавно о подобном можно было только мечтать. А сейчас мечты потихоньку начинают реализовываться, воплощаться в жизнь.

Сегодня электронный кошелек все больше вытесняет "живые" деньги из системы расчетов на потребительском рынке Чирчика. Только вот владельцы магазинов не накручивали бы "пластиковых" цен!

М.ЮСУПОВА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO