Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Проект фонда

В УЗБЕКИСТАНЕ СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

О необходимости повышения эффективности защиты прав потребителей в последнее время говорят все чаще и чаще. Ведь не секрет, что в погоне за наживой продавцы и производители нередко нарушают требования законодательства. В условиях рыночных отношений защита прав потребителей имеет особое значение. Правовые нормы законодательства, регламентирующего эту сферу, содержащиеся в Конституции Республики Узбекистан, Гражданском кодексе, Законе "О защите прав потребителей" и других нормативно-правовых актах, являются важной гарантией охраны их интересов.

Значение Закона "О защите прав потребителей" заключается не только в предоставлении гражданам социальных гарантий. Он объективно усиливает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях недостаточно развитой конкуренции способствует улучшению продукции и услуг. Более того, закон содержит нормы, касающиеся нормирования качества продукции и соблюдения предоставления информации о ней, гарантийных и прочих сроков, другие положения. Защита прав потребителей является одной из составляющих реализации важнейшего приоритета программы социально-экономического развития нашей страны – приоритета интересов человека.

В связи с этим в действующие законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на повышение эффективности системы социальной защиты, реализацию дифференцированного подхода к оказанию помощи социально уязвимым слоям населения, вносились необходимые изменения и дополнения.

В целом совершенствование законодательства, касающегося защиты прав потребителей, содействует созданию более благоприятных экономических условий для улучшения жизнеобеспечения населения, роста конкурентоспособности товаров и услуг.

Внесенные в него поправки призваны гарантировать реализацию прав потребителей. Сегодня на практике многие изготовители не указывают дату выпуска товаров, срок их годности, состав (ингредиенты). В результате потребитель, не имея достаточной информации, может приобрести просроченный товар, последствием чего может стать нанесение вреда здоровью и жизни.

Принятие новой редакции части 6 статьи 1 Закона "О защите прав потребителей", согласно которой на товарах лечебного, пищевого назначения и бытовой химии должны быть указаны дата выпуска, срок годности и условия хранения, послужит значительному сокращению фактов производства и продажи товаров, не имеющих соответствующих сведений, что приведет к улучшению их качества и обеспечению реализации законных прав потребителя. Это дополнение позволит покупателям правильно исчислять срок годности изделия. Ведь нередко раньше продавцы принимали на продажу товары, на которых был указан срок годности, но не было даты выпуска, а значит, было сложно определить день его истечения.

Согласно требованиям обновленной статьи 11 данного закона, продавцам теперь запрещается принимать и реализовывать товары без указания даты выпуска и срока годности или с истекшим сроком годности. В целях недопущения неправомерных действий, в результате которых с потребителя взимается плата за фактически не оказанные услуги, в часть вторую статьи 21 закона внесено дополнение, согласно которому продавец (исполнитель) не только не вправе настаивать на приобретении потребителем за плату дополнительных товаров или предоставление дополнительных услуг, но и взимать плату за не оказанные услуги. Это послужит недопущению, в частности, округления стоимости предоставляемых услуг. Закон предусматривает и ответственность за нарушение этих требований.

Дополнения, внесенные в часть вторую статьи 27 закона, предоставляют Государственному комитету по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства и его территориальным органам право налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за нарушение этих и других требований законодательства о защите прав потребителей. Так, за прием на реализацию и продажу товаров без указания даты выпуска и срока годности, для которых законодательством установлено обязательное их указание, предусмотрен штраф в размере 5 процентов от объема принятых к реализации товаров при получении заключения соответствующих органов об их пригодности к потреблению (использованию) и 100 процентов в случае их непригодности, но не более 200 минимальных зарплат. Размер штрафных санкций за прием на реализацию и продажу товаров с истекшим сроком годности составит 100 процентов от объема таких товаров, но не более 300 минимальных зарплат.

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний об устранении нарушений прав потребителей, а также за не предоставление им информации или предоставление заведомо недостоверных сведений о товарах (работах, услугах) на юридических лиц налагается штраф от 10 до 20 минимальных зарплат, а на физических лиц – от 3 до 5 минимальных зарплат.

Указанные изменения в статью 27 Закона "О защите прав потребителей" внесены в целях укрепления правовых основ осуществления антимонопольными органами функций по защите прав потребителей. Новшества продиктованы тем, что на практике эффективность этой работы во многом зависит от оперативности получения необходимой информации и принятия на ее основе действенных мер.

Теперь благодаря внесению изменений и дополнений в Закон "О защите прав потребителей" гражданин сможет полнее использовать свое право на полноценную, объективную, достоверную информацию, поданную в доступной форме. А это значит, что, покупая товар у продавца, услуги и работу у исполнителя, он сможет подробнее выяснить условия, на которых вступает в договорные отношения. Ведь любая разовая покупка в магазине является реализацией устного договора между покупателем и продавцом. А последний, продавая свой товар, обязан действовать на рынке, соблюдая требования законодательства о защите прав потребителя, ибо в противном случае он должен отвечать по закону.

Дмитрий Огай, ведущий научный сотрудник Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан.

(УзА).

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO