Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Проект фонда

КТО ЗА ЧТО В ОТВЕТЕ?

Так уж получилось, что в редакцию одна за одной подошли несколько читательниц. Вопросы у всех были, казалось бы, разные, но на одну тему: "Кто за что в ответе?" Для того, чтобы все получили квалифицированную консультацию, мы пригласили принять участие в беседе председателя городского общества защиты прав потребителей Жамшида Михридинова и исполнительного директора городского общества защиты прав потребителей Салавата Айбушева.

- Я купила на базаре туфли, - рассказывает о своей "беде" Алена Инамова. - Два раза одела и подошва отвалилась. Пошла к продавцу, а он лишь плечами пожимает. А я же пенсионерка и не могу каждый два дня покупать обувь. Как же теперь быть?

- Если у вас сохранился чек…

- Да какой чек на базаре…

- Вот в том - то и беда, что вы не сможете теперь доказать, что некачественный товар приобрели именно у этого продавца. А вот если бы у вас был документ, подтверждающий факт покупки именно в этой торговой точке, то в соответствии с законом "О защите прав потребителей" можно было бы потребовать замены товара или возвращения уплаченных денег. Закон "О защите прав потребителей" был принят в 1996 году. В нем установлены не только основные права потребителей, но и закреплен четкий механизм их реализации, чем и объясняется популярность закона, обширная судебная практика его применения. Защитой прав потребителей занимается государство, общество и непосредственно потребители.

На протяжении двенадцати лет правоприменительной практики в данный закон неоднократно вносились изменения, и, несмотря на это, потребители сталкиваются с целым рядом проблем, требующих незамедлительного решения. Среди таких проблем - нарушение нарушения прав потребителей в сфере гарантийного обслуживания, реализация товаров низкого качества, затягивание сроков исполнения договорных обязательств.

Основные права потребителей в соответствии со статьями 4 и 5 закона "О защите прав потребителей" таковы:

При покупке товаров потребитель имеет право на получение от продавца полной информации о товаре, его свойствах и качестве, условиях эксплуатации, гарантии, сроках годности, а также информацию об изготовителе товара, цене, наличии сертификата, подтверждающего безопасность товара, любую другую информацию, как о товаре, так и о продавце (предприятии).

Имеет право на свободный выбор надлежащего качества товара (работы, услуги). При покупке товаров длительного пользования необходимо требовать выдачи товарного или кассового чека, расписки, квитанции или другого документа, удостоверяющего факт покупки именно в этом предприятии с указанием стоимости покупки и даты продажи. Подпись продавца должна быть заверена печатью или штампом предприятия.

К товарам должна прилагаться инструкция по эксплуатации, правила пользования товаром, либо иная доступная информация о товаре. Если указанная информация не предоставляется, нет документов на товар или возникают сомнения в происхождении товара, а также в случае отсутствия сертификата или отказа продавца в выдаче документа, подтверждающего покупку товара, лучше воздержаться от покупки данного товара.

При оформлении заказа на выполнение работ или услуг необходимо требовать от исполнителя полной информации о товаре (услуге), правилах пользования выполненной работой, гарантиях исполнения.

Защита прав потребителей кроме того регулируется законами "О качестве и безопасности пищевой продукции", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О метрологии" и многие другие. Плюс к этому на защиту прав потребителей нацелены правила продажи товаров и оказания услуг, утвержденные Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Они охватывают широкий спектр взаимоотношений потребителей с производителями, продавцами продукции, исполнителями, оказывающими услуги.

- А что же делать при нарушении прав?- одновременно спрашивают Карина Ишкаева и Людмила Воронова.

- При нарушении прав потребителя необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия, - вступает в разговор Жамшид Михридинов. - Таким лицом может быть заведующий секцией, отделом, директор магазина, заведующий ремонтной мастерской или другое лицо. Зачастую этого бывает достаточно для восстановления прав потребителя.

Если потребителем приобретен некачественный товар, не отвечающий стандартам, или его эксплуатация по каким-либо причинам невозможна, то потребитель имеет право возвратить этот товар по месту его покупки или изготовления, предъявив документы по факту покупки товара и потребовав замены товара, его восстановления, расторжения договора, либо возврата денег. Законные требования потребителя бесспорно подлежат удовлетворению.

В случае отказа продавца (исполнителя, изготовителя) по устному требованию потребителя удовлетворить его права, необходимо написать претензионное письмо. Письмо излагает суть претензии, указываются факты и требования потребителя по защите его прав в установленном законодательством порядке.

Письмо должно содержать требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обращаться в соответствующие органы, а также в суд и требовать, кроме защиты его нарушенных прав, возмещения материального и морального вреда.

Статья 15 Закона "О защите прав потребителей" так и называется: "Порядок безвозмездного устранения недостатков товара". В ней говорится, что:

Недостатки, обнаруженные в товаре в период гарантийного срока, должны быть устранены безвозмездно продавцом в течение двадцати дней, а изготовителем - в течение десяти дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем.

Потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении недостатков товара по истечении гарантийного срока. Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если срок службы не установлен - в течение десяти лет, если в товаре были выявлены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя.

По требованию потребителя на время ремонта товара длительного пользования в течение трех суток после предъявления товара с недостатками ему предоставляется (с доставкой продавцом и за счет продавца или его представителя) товар аналогичной марки (модели, артикула). Изготовитель вместе с продавцом на договорной основе обязаны предусматривать для этого обменный фонд товаров. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанные требования не распространяются, устанавливается правительством Республики Узбекистан.

В случае предъявления требования об устранении недостатков в товаре гарантийный срок его эксплуатации продлевается на время, в течение которого товар не мог быть использован потребителем. Указанное время исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков.

Продавец (изготовитель) уплачивает потребителю неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара за каждый день задержки выполнения требования покупателя о предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара, а также за каждый день задержки устранения недостатков свыше сроков, вытекающих из договора.

- А куда обращаться за защитой? - задает свой вопрос Ирина Бекина.

- За защитой потребитель имеет право обратиться в Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке предпринимательства и конкуренции, или его территориальные управления, которые осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, другие специально уполномоченные органы по защите прав потребителей, в местные органы власти или непосредственно в суд, - продолжает беседу С. Айбушев. - Действует система общественной защиты прав потребителей - Федерация обществ защиты прав потребителей республики, в Чирчике - городской комитет общества защиты прав потребителей, где я и работаю. Мы ведем работу по консультированию потребителей, рассматриваем их заявления, даем советы и рекомендации, помогаем подготовить необходимые документы, представляем интересы потребителей в суде.

- Что необходимо сделать для того, чтобы общество помогло в спорных вопросах?

- В первую очередь хочу отметить, что наша организация - общественная. Поэтому необходимо стать членом нашего общества для того, чтобы мы рассмотрели жалобу. Для вступления в общество оплачивается членский взнос. С заявлением и жалобой нужно представить гарантийный талон, чек. В течение двух недель жалоба будет рассмотрена, а ответ дан потребителю. Мы не имеем права проводить проверки, но мониторинги, социологические исследования по изучению выполнения требований законодательства о защите прав потребителей мы проводим регулярно. Если нас приглашают принять участие в проверках контролирующие органы как представителей общественного надзора, мы всегда принимаем эти предложения. Проблемы, с которыми к нам приходят, на первый взгляд носят исключительно бытовой характер. Но из таких "мелочей" складывается жизнь, зависят настроение, работоспособность, вера в собственные силы и защищенность со стороны государства.

- У общества есть телефон доверия, для чего они созданы, если вопрос решается только при условии членства?

- В случае поступления множества жалоб по одной и той же тематике мы непременно выезжаем на рассмотрение. В других случаях нам необходимо основание, чтобы не попасть в ситуации, когда кто-то хочет кого-нибудь оклеветать или не уверен в своей правоте. Например, не так давно звонит человек и говорит, что он не может купить масло по талонам, так как его продают "налево". На вопрос о том, видел ли он накладную, ответил отрицательно. И, естественно, не подумал о том, что масла действительно может не хватать.

Защита потребителей по вопросам безопасности продукции, процессов работы и услуг для жизни, здоровья и имущества населения, окружающей среды, ресурсосбережения или стандартизации, кроме антимонопольного органа, осуществляется специально уполномоченными государственными органами: Узбекское Агентство стандартизации, метрологии и сертификации (Узстандарт), Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы, другие органы государственного управления, осуществляющие в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Потребитель вправе обратиться в судебные органы непосредственно, в случае нарушения его прав и для возмещения морального или материального вреда, которые определяются судом. Иски предъявляются по месту нахождения ответчика, потребителя или по месту причинения вреда. При этом, потребители согласно существующему законодательству освобождаются от уплаты госпошлины, если их интересы будут представлять работники городского общества защиты прав потребителей.

Р. S. Работники городского общества по защите прав потребителей не первый год взывают к обманутым покупателям с призывами отстаивать свои права, однако правовая грамотность чирчикцев оставляет желать лучшего, что еще раз подтвердил состоявшийся в редакции разговор "за круглым столом".

На поведение человека большой отпечаток накладывают принятые в обществе "понятия". Скажем, возвращать плохой товар означает признать, что ранее продавцу все же удалось вас обмануть. И нежелание открыто признавать себя одураченным является одной из причин неготовности обнародовать обман. Кроме того, многие считают постыдным требовать возврата денег, "крохоборничать", показывать, что эти деньги для них важны. Лучше промолчать и сделать вид, что тебе ничего не стоит и новый товар купить. Возможно, что именно такое, несколько извращенное чувство собственного достоинства, выращенное на мнимых установках и ложных "понятиях", не позволяет нашему человеку требовать восстановления справедливости.

Отсюда и пассивная позиция в отношении защиты своих прав, а в качестве объяснения такого поведения говорится, что доказать свою правоту просто невозможно! Многие уверены, что защита потребительских прав всегда связана со скандалами, которые портят здоровье и настроение, что отстаивать свои права в магазине и на базаре нет смысла, поскольку продавцы всеми правдами и неправдами все равно помешают возвращению денег или обмену товара. В то же время государство четко защищает интересы потребителей и практика показывает, что при желании можно вернуть любую вещь: и взятую в магазине, и приобретенную на базаре. Так что, если товар вас по каким-либо причинам не устраивает, не откладывайте дело в "долгий ящик". Соберитесь с силами, вооружитесь законом, вернитесь и... верните!

Записала В. ПАВЛОВСКАЯ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO