Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Региональные события
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Проект фонда

ЗАКОН ЗАЩИЩАЕТ И ГАРАНТИРУЕТ

Эффективность системы государственной защиты прав потребителей, в которой задействованы органы государственного управления, осуществляющие контроль над безопасностью и качеством товаров и услуг, общественные организации, не даст положительных результатов, если сами потребители будут стоять в стороне. 23 статья Закона "О защите прав потребителей" определяет перечень государственных органов, на которые возложена защита прав потребителей. Среди них - комитет, агентство "Узстандарт", Министерство здравоохранения, Госкомитет по охране природы, Госкомитет по архитектуре и строительству, местные органы власти и т.д. Они устанавливают обязательные требования к безопасности и качеству товаров, работ и услуг, контролируют исполнение. В их компетенцию входит направление предписаний об устранении нарушений этих требований, снятии с производства, прекращении выпуска и реализации недоброкачественных товаров, отзыве их от потребителей, а также информировании об этом граждан. Уполномоченные органы также вправе предъявлять в суды иски к производителям, исполнителям или продавцам в случае нарушения ими требований по безопасности и качеству товаров, работ и услуг.

В последнее время ужесточился надзор за распространением на рынке бракованных и поддельных лекарств, улучшились возможности оперативного их выявления. Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов наделил специалистов Фарминспекции правом осуществлять надзор за состоянием лекарственных средств в аптеках без предварительного согласования с координационным советом.

Любой человек может обратиться в Фарминспекцию, предоставив сам препарат и кассовый чек. Защитники прав потребителей отслеживают такие лекарства в аптеках, информируют об этом инспекцию. Сомнительные лекарства передаются на экспертизу. Если она выявляет фальсификаты или некачественные препараты, осуществляется внезапная инспекционная проверка, во время которой изымается непригодная продукция, а также лекарства без сертификатов.

Потребители должны помнить, что самое основополагающее право - это право на полноценную, объективную, достоверную информации, поданную в доступной форме. А это значит, что, покупая товар продавца, услуги и работу исполнителя, следует самым подробным образом выяснить условия, на которых вы вступаете в договорные отношения. Разовая покупка продуктов в магазине - это тоже реализация устного договора с продавцом, ведь поскольку он продает товар, то уже действует на рынке согласно закону о защите прав потребителей и нормативным правилам, и должен действовать только так, ибо в противном случае он отвечает за нарушение закона и правил.

И все же нарушений еще достаточно. В соответствии со статьей № 11 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей" на лекарственных препаратах, продовольственных и товарах бытовой химии должны указываться дата выпуска и срок годности. Продавцам запрещается принимать и продавать товар, на котором не указан или истек срок годности использования товара.

Сегодня, обходя базары и магазины, на прилавках можно увидеть товары в разнообразных красочных упаковках. На многих из них указан срок годности. А в некоторых, например, в мясомолочной продукции, этот срок почти не указывается. Подобную просроченную продукцию почти за бесценок можно приобрести на оптовых рынках. Для людей, которые вместо честного предпринимательства, гонятся только за прибылью, этот путь очень "удобен". Что же можно сделать, если права потребителя нарушены?

При нарушении прав потребителя необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия - заведующему секцией, отделом, директору магазина, заведующему ремонтной мастерской. Зачастую этого бывает достаточно для восстановления нарушенных прав.

Если потребителем приобретен некачественный товар, не отвечающий стандартам, или его эксплуатация по каким-либо причинам невозможна, то потребитель имеет право возвратить этот товар по месту его покупки или изготовления, предъявив документы по факту покупки, потребовать замены товара, его восстановления, расторжения договора либо возврата денег. Законные требования потребителя, бесспорно, подлежат удовлетворению.

В случае отказа продавца (исполнителя, изготовителя) по устному требованию потребителя удовлетворить его права необходимо написать претензионное письмо. Письмо должно излагать суть претензии, факты и требования потребителя по защите его прав в установленном законодательством порядке. Письмо также должно содержать требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обращаться в соответствующие органы, а также в суд и требовать, кроме защиты его нарушенных прав, возмещения материального и морального ущерба.

Статья 14 закона "О правах потребителя" гласит: "В случае обнаружения потребителем производственных, конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара продавец (изготовитель) обязан в семидневный срок заменить его на товар аналогичной марки (модели, артикула), а при необходимости дополнительной проверки качества товара - в течение двадцати дней с момента предъявления требования потребителем.

При отсутствии товара аналогичной марки (модели, артикула) требование потребителя о замене подлежит удовлетворению в течение месяца с момента заявления претензии. Для пустынных и отдаленных районов, районов периодического завоза указанное требование потребителя подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной поставки товаров в эти районы, но не более двух месяцев.

За каждый день нарушения указанных сроков продавец (изготовитель) уплачивает потребителю одновременно с выдачей замененного товара неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

По согласию потребителя продавец обязан заменить товар с недостатками на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены".

Статья 17. А расчеты с потребителем в случае продажи ему товара с недостатками регламентирует статья 17 того же закона, в которой четко указано, что "при замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) в случае изменения цены перерасчет не производится.

При замене товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах, а в случае, когда цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, - разница в ценах выплачивается потребителю. В указанных расчетах в случае повышения цены товара, подлежащего замене, применяется его цена на момент предъявления требования, в случае снижения цены - на момент покупки.

При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены на товар исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости товара на момент покупки.

Потребителям, которым товар был продан в кредит, при расторжении договора денежная сумма возвращается в размере погашенного кредита на момент возврата товара, а также компенсируется плата за предоставление кредита.

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврата его потребителю осуществляется силами и за счет продавца (изготовителя). В случае неисполнения данной обязанности доставка и возврат товара может осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара".

Каждый потребитель должен знать, что в соответствии с законодательством при покупке товара он имеет право на получение от продавца полной информации о товаре, его свойствах и качестве, условиях эксплуатации, гарантии, сроках годности, а также об изготовителе товара, цене, наличии сертификата, подтверждающего безопасность товара, любую другую информацию как о товаре, так и о продавце (предприятии).

При покупке товаров длительного пользования необходимо требовать выдачи товарного или кассового чека, расписки, квитанции или другого документа, удостоверяющего факт покупки товара именно на этом предприятии с указанием стоимости покупки и даты продажи. Подпись продавца должна быть заверена печатью или штампом предприятия.

К товару должны прилагаться инструкция по эксплуатации, правила пользования либо иная доступная информация о нем. Если указанная информация не предоставляется, нет документов на товар или возникают сомнения в его происхождении, а также в случае отсутствия сертификата или отказа продавца в выдаче документа, подтверждающего покупку товара, лучше воздержаться от покупки.

При оформлении заказа на выполнение работ или услуг необходимо требовать от исполнителя полной информации о товаре (услуге), правилах пользования выполненной работой, а также гарантиях исполнения.

Активные потребители могут влиять на развитие рыночных отношений, способствовать повышению ответственности производителей и организаций, работающих в сфере услуг. Потребитель, отстаивающий свои права, защищает не только свои интересы. Он воспитывает окружающих в духе законопослушания и добросовестности, активной гражданской позиции.

В.ПАВЛОВСКАЯ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана




Copyright © 2006 — 2021 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO