Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Региональные события
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Проект фонда

ВМЕСТЕ МЫ ДОБЬЕМСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Человек родился! Уже первым криком своим он известил мир, что является потребителем, ведь ему уже оказаны услуги врачей. Говоря языком закона, потребитель - это гражданин, покупающий, доказывающий либо имеющий намерение, желание купить или заказать товар или работу, услугу в целях личного потребления или иных целях, не связанных с извлечением прибыли. Иными словами мы являемся потребителями независимо от того, кем мы работаем, нашего возраста, пола, социального положения (происхождения).

Мы покупаем одежду, пищу, предметы быта, мебель, смотрим фильмы, ходим на концерты, пользуемся телефоном, транспортом, лечимся, отдыхаем, и т. д. За использование всего этого мы платим деньги, а значит, выступаем в качестве потребителя, контактируя с другими людьми. Взаимоотношения между людьми строятся на правах и обязанностях.

Поэтому еще в древнейшие времена возникли нормы и правила, которые защищали права граждан, как потребителей. По историческим данным в XVIII веке до нашей эры, т. е. почти 4000 лет назад в Древнем Вавилоне были законы, которые регулировали кредитные отношения, качество товаров, услуг и ценообразования.

Что самое интересное, эти нормы являются основным критерием и современных законов защиты прав потребителей, т. е. государство должно гарантировать основные базовые права потребителей: право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право быть выслушанным.

Потребителей является любой гражданин. Но может ли он правильно, на законных основаниях защищать свои права? И кто должен быть гарантом интересов и прав потребителей?

Гарантом интересов потребителей во все времена выступало и выступает государство, т. е. на основании соответствующих законов государство гарантирует защиту прав потребителей.

В 1960 году группой обществ защиты прав потребителей был создан Международный союз потребителей, который объединил всех потребителей в международную организацию под названием "Consumers International" (CI), главное управление которой находится в Лондоне.

По инициативе граждан Республики Узбекистан в середине 90 годов прошлого века сначала в Ташкенте, а затем в других городах страны начали создаваться общества защиты прав потребителей.

По личной инициативе Президента нашей Республики И. А. Каримова 26 апреля 1996 года был принят Закон "О защите прав потребителей", в который были внесены изменения 5 апреля 2002, 25 апреля 2003 и 18 марта 2008 годов.

Закон Республики Узбекистан "О защите прав потребителей":

- регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);

- устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ., услуг) надлежащего качества и безопасности;

- гарантирует получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов.

- Закон определяет механизм реализации этих прав.

После принятия Закона "О защите прав потребителей" во всех областях, районах, городах республики начали образовываться общества защиты прав потребителей. 25 декабря 2002 года по инициативе и под непосредственным руководством хокима Ш. Х. Бобоева в Чирчике также было создано общество защиты прав потребителей. Первым его председателем был избран Ш. И. Мухиддинов, который проделал огромную организаторскую работу по вовлечению широких масс потребителей в общество. Именно по инициативе Ш. И. Мухиддинова в г. Чирчике были организованы опорные группы (первичные группы) защиты прав потребителей в махаллях, на предприятиях. За короткий срок были защищены права более 500 потребителей, всем им были возмещены неустойки, моральные, материальные, ущербы в сумме боле, чем 18 млн. сумов.

Многие потребители, к большому сожалению, не знают элементарных своих прав в то время, как закон "О защите прав потребителей" гарантирует им защиту при приобретении как спичечного коробка, так и частного самолета. В большинстве случаев потребители рассуждают таким образом: " А стоит ли вступать в члены общества защиты прав потребителей? А что это мне даст? Сможет ли оно меня защитить?"

В настоящее время городское общество защиты прав потребителей на предприятиях, заводах, в организациях организует коллективные вступления. С пониманием отнеслись к этому вопросу на ОАО"Завод "Узбекхиммаш" Б. Р. Розиев и Д. А. Мирзаев, на ОАО "Чирчиксельмаш" Ж. Н. Тураев и А. Алимов, заведующий горздравотделом Н. Абдуллаев и другие. Мы благодарны им за помощь и поддержку. К большому сожалению, некоторые руководители недопонимают значения постановления № 414 от 28 ноября 2002 года "О мерах по расширению участия общественности в защите прав потребителей". И это огорчает.

Что же дает членство в обществе защиты прав потребителей?

Общество защиты прав потребителей гарантирует каждому чьи права были ущемлены:

-бесплатную юридическую консультацию адвоката;

- освобождает от уплаты госпошлины, если дело будет разбираться через суд;

- получить неустойку за несвоевременное выполнение(исправление) недостатков товаров (работы, услуг) выплаты исполнителем (продавцом) морального ущерба;

- получение нового товара, бесплатного ремонта, возвращения денег за некачественный товар.

Примеров защиты прав потребителей можно привести достаточно.

Так, потребитель В. Полетаев в одном из магазинов купил телевизор. Через полгода экран телевизора потемнел. Он обратился в магазин с просьбой отремонтировать телевизор, однако продавец проигнорировал просьбу Полетаева. Кто-то подсказал ему, что существует наше общество. После нашего вмешательства Полетаеву были возвращены деньги, уплаченные за телевизор.

Потребитель Аблеметова отдала диван и кресло в ремонт. В мастерской по ремонту мебели их некачественно отремонтировали. Общество защиты прав потребителей взыскало в пользу Аблеметовой 330 тыс. сумов. Потребитель Уктам в одном из мебельных салонов приобрел мебельный гарнитур "Дипломат" за 600 тыс. сумов. Однако, когда он хотел его увезти, заметил, что софа из комплекта другого цвета. Мебельный салон обещал в течение 10 дней доставить софу к нему домой. Прошло не 10 дней, а 8 месяцев прежде, чем догадался обратиться к нам. В виду того, что мебельный салон не удовлетворил требование потребителя, нарушив свои же указанные сроки, ОЗПП через судебные органы заставило мебельный салон доставить домой потребителю новую софу стоимостью 100 тыс. сумов, уплатить ко всему этому 600 тыс. сумов неустойки, 100 тыс. морального ущерба, так как в Законе сказано: "Уплата неустойки, возмещение морального ущерба не освобождает продавца (исполнителя) от выполнения работ по устранению дефектов, недостатков".

В одном из банков города не выдавали переводы по "Вестерн Юнион". Потребители обратились к нам по телефону. Через 10 минут наши работники пришли в банк. В течение часа все потребители получили свои переводы.

Несмотря на то, что им были объяснены их права, потребители не стали обращаться к нам с просьбой помочь в возмещении морального ущерба, уплаты неустойки.

А они могли бы наказать банк на приличную сумму, так как в законе сказано: "Потребитель имеет право требовать уплатить неустойку за несвоевременное выполнение работы, услуги. Размер неустойки составляет 1процент от стоимости товара за каждый просроченный день". Если дело идет о часах, минутах, то в них.

Получая перевод по "Вестерн Юнион", потребитель имеет право требовать уплатить неустойку за каждый просроченный час. Например, если перевод составляет 500 долларов США, а потребитель уже 5 дней не может получить перевод, он имеет право на 500 долларов США неустойки, так как неустойка не может быть больше стоимости товара. В данном случае товар - это перевод.

Подводя итог, можно сказать, если потребитель купил некачественный товар, он имеет право:

- на бесплатный ремонт;

- на замену товара аналогичным;

- на возвращение уплаченной суммы за товар (естественно, с возвратом товара).

За несвоевременное исполнение указанного продавцом (исполнителем, изготовителем), потребитель имеет право на неустойку, на возмещение материального вреда и морального ущерба.

Так что, уважаемые потребители, у вас есть права, гарантированные законодательством. Нужно уметь их отстаивать.

С. АЙБУШЕВ, исполнительный директор городского общества защиты прав потребителей.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана




Copyright © 2006 — 2021 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO