Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Расширенный поиск

И МУЗЕЙ, И КЛУБ

Чирчикский городской краеведческий музей. Экспонаты, экспонаты. Их тысячи. Сами по себе, даже самые интересные из них, мало о чем свидетельствуют посетителям. Но когда о них рассказывают экскурсоводы, то картина, становится многогранней, полновесней.
Вот, к примеру, стенд, посвященный управлению "Чирчикстрой", его работникам. В музее ему отводится особое место. Ведь вместе со строительством химического комбината, для которого управление и было создано в 1932 году, чирчикстроевцы возводили город.
Немало славных дел на их счету. Некоторые руководители "Чирчикстроя" затем занимали ответственные посты во всесоюзных министерствах. Однако случилось несчастье, которое многие годы замалчивалось, и лишь сейчас о нем можно узнать в музее, где представлена без купюр история "Чирчикстроя".

Судьба первых руководителей "Чирчикстроя"

Первым начальником "Чирчикстроя" был назначен Д. П. Розит. Человек легендарный. Латвийский стрелок. В 1937 году Д. П. Розита, пять лет плодотворно руководившего одной из важнейших и крупнейших строек страны, обвинили в шпионаже в пользу США. Приговорили к расстрелу. Приговор привели в исполнение в 1938 году.
Вместе с Д. П. Розитом арестовали первого главного инженера "Чирчикстроя" К. А. Дреннова, лично разработавшего проект химической части стройки. С ним поступили по другому – сослали на Колыму. В письме к сыну, дошедшему неведомыми путями, (понятно, с огромным риском для добровольных почтальонов), он писал, что Сталин, когда узнает о таких безобразиях, разберется и восстановит справедливость. Однако история свидетельствует - Сталин знал, но ... К. А. Дренов умер на Калыме в 1941 году.

Когда работа по душе

Рождению и строительству Чирчика посвящен второй зал. А в первом - древняя история Чирчикской долины, начиная со времени до нашей эры. В других залах представлены Чирчик в годы независимости, природа региона.
Залов всего шесть, да и площадь музея небольшая – 617 м2. Это постоянная головная боль директора и старейшего сотрудника музея Р. Г. Загировой. Рассказывая о музее, нельзя обойти руководителя, вложившего немало сил в его обогащение и улучшение. После окончания филологического факультета Самаркандского университета Роза Григорьевна два года учительствовала в сельской Байтыкурганской школе № 16 Кибрайского района. Но это не устраивало ее. Не потому, что школа сельская. Это даже давало свои преимущества. Причина была в другом. Хотелось найти работу творческую, которая бы захватывала полностью, в которой можно было бы внести что-то свое.
И вот тогда Роза Григорьевна решила перейти в музей в родном Чирчике. Было это в 1974 году. Платили научному сотруднику музея 75 рублей. В два с лишним раза меньше, чем в школе. Но это не остановило. С тех пор, исключая несколько лет работы в Ташкенте в Доме атеизма и музее Юлиуса Фучика, ее жизнь связана с чирчикским музеем. Уже более 30 лет.
Что ж, для музейного работника у Р. Г. Загировой есть все данные: умение рассказывать, увлечь слушателей, исследовательская не жилка, а целая жила, плюс беспокойный, даже неугомонный характер.
В 1989 году она становится директором музея. До этого руководители менялись, как перчатки, что, понятно, нервировало коллектив. Казалось, теперь будет спокойнее. Так и получилось. Но ненадолго. Через год другой началось сокращение. Если раньше в каждом отделе был научный сотрудник, то после сокращений их осталось всего двое. Сегодня Татьяна Борисовна Пономарева и Февзия Ахмедуловна Вальшина вместе с директором проводят экскурсии, занимаются пополнением и обновлением экспозиций, создают новые, устраивают выставки. Но что смогли бы сделать трое, пусть даже очень увлеченные работники, не будь у них добровольных помощников?
Может быть, одна из главных заслуг Р. Г. Загировой в том, что она в музее создала свой, пусть небольшой, но свой мир искусства, сумела привлечь к сотрудничеству творческих людей.
Работая в музее Юлиуса Фучика, Роза Григорьевна немало поездила по республике, разыскивая героев очерков чешского писателя. Находя их, убеждала к сотрудничеству с музеем. Словом, приобрела опыт, который помогает в нынешней деятельности.
В 5 и 6 залах постоянно устраиваются какие-либо выставки: историческая, археологическая, нумизматическая, этнографическая, народного промысла, быта и культуры жителей Чирчикской долины. Но чаще всего художественные.

Для искусства дверь открыта

Уже больше 10 лет при музее действует клуб друзей музея. В него входят люди с разными увлечениями: краеведы, историки, поэты. Однако больше всего художников. Вообще, в музее они чувствуют себя как дома. Персональные выставки были у всех ведущих художников города.
У В. Голубева, старейшего художника Чирчика, много лет преподававшего в студии во Дворце химиков. У В. Елизарова, увлекающегося в своем творчестве абстракционизмом. У Ф. Усманова, ставшего победителем областного этапа конкурса "Энг улуг, энг азиз" ("Самый великий, самый дорогой"). У Э. Менарифова, рисующего в основном животных. Картины Е. Камбиной есть в музеях ближнего и дальнего зарубежья. Свои работы выставляли также А. Гречкин, О. Харечко, Г. Бажажин, А. Халиков, газалкентец Р. Ниязбаев.
Презентации выставок стараются провести поинтереснее. Собственно, не только презентации, праздники тоже - Навруз, 8 марта, другие. Есть свои, ставшие уже традиционными праздники. Это "Праздник цветов", когда музей превращается в цветник. Его оформлением занимаются художники. Обязательно устраивается небольшой концерт. Жаль, нет зала, хотя бы небольшого. А то зрителей помещается совсем мало.
В конце апреля или в начале мая проходит праздник "Истории города". На него приглашаются ветераны строительства Чирчика. Для них на патефоне звучит старая музыка. Получается своеобразный ретро – концерт. На мероприятиях выступали известные чирчикстроевцы Т. Турдалиев, Х. Шакиров, передавший в музей письма, фотографии.

Сила слова

Музей интересен еще и тем, что у него есть планетарий. По размерам он совсем небольшой. Однако популярен не только у чирчикцев. О планетарии попросил рассказать Розу Григорьевну.
- Открыли его в 1962 году. Чаще всего здесь лекции проводит Татьяна Борисовна. Мы, рассказывая о звездах, обязательно говорим и о науке, и о религии. Считаю, что они должны идти параллельно.
Работая в Доме атеизма, я, в основном, занималась историей разных религий: христианства, ислама, буддизма. И пришла к выводу, что человек существо космоземное. Различные религии в главном очень схожи, если не одинаковы.
Своими мыслями поделилась с Татьяной Борисовной. Мы, проводя лекции, рассказывая о звездах, затрагиваем и религию. Ребятам это интересно. Сужу так потому, что в наш планетарий приезжают школьники из Ташкента. Хотя в столичном планетарии японское оборудование. А у нас даже слайдов маловато, не говоря уже о спецэффектах. Астрономы открыли десятую планету. У нас слайда с ее изображением до сих пор нет.
- Роза Григорьевна, будем надеяться, что положение поправится, планетарий станет пообеспеченнее. А как вообще пополняются экспозиции?
- Двумя путями. Во-первых, чирчикцы сами приносят старые и старинные вещи. Недавно принесли альбом "Чирчикстроя" 1936 года, нивелир. Но, в основном, добываем экспонаты в своих поездках по региону. Такой пример. В поселке Бричмулла до сих пор ходят и, естественно, шьют обувь из воловьей кожи – чукаи и чимбарь, в которой ходили более двух тысяч лет назад. Она прочная, водонепроницаемая. Для горных жителей удобная. Мы приобрели эту уникальную обувь. Она выставлена в первом зале. Там же в Бричмулле достали ниткомотальный станок чарх, праздничную паранджу.
Кроме того, когда устраиваем выставки "Быт и культура", "Быт и одежда", берем на время у жителей экспонаты. Обычно удается убедить, что нужно гордиться тем, что их одежду, домашнюю утварь увидят много людей. И они охотно дают их.
Я давно мечтаю оформить комнату, скажем, 50-х годов. Мы и мебель приобрели бы. Но негде. Нужны спонсоры, с помощью которых построили бы пристройку к музею.
В нашем фонде около 34 тысяч единиц хранения музейных предметов. Среди них изделия прикладного искусства, произведения живописи и графики, предметы быта, этнографии, археологии, нумизматические коллекции, документы, фотографии. Называются они единицы хранения, хранятся же в ужасных условиях.
Очень хочется надеяться, что кто-нибудь, узнав о нашей проблеме, точнее, даже беде, откликнется, поможет.
- Роза Григорьевна, проблемы проблемами, а что вам нравится в музейной работе?
- В музее особая атмосфера, которая меня устраивает. Нравится проводить экскурсии, заниматься стендами, исследовательской работой. Увлечешься какой-нибудь темой – строительством Чирчика, изучением природы нашего края, созданием выставки – и жизнь становится интереснее, полноценнее. Следует сказать, что посетители музея от таких увлечений тоже получают пользу. В "Книге отзывов" это хорошо прослеживается. Вот одна из записей: "Рада, что есть люди, которые поддерживают культуру, показывают красоту природы". Вот другая: "Браво, Фуркат! (очевидно, Усманов, и имеется в виду его победа на конкурсе). Вдохновения тебе на долгие годы". Еще одна: "Очень понравилось. Впечатления остались самые приятные".
Когда уходил из музея, подъехал автобус. В нем было около 30 школьников из Ташкента.
С. ГАПИЧ.

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO